Проклятое золото армян - БИЧ БОЖИЙ ПАШИНЯНА И ВСЕЯ АРМЕНИИ 

Проклятое золото армян - БИЧ БОЖИЙ ПАШИНЯНА И ВСЕЯ АРМЕНИИ 
23 августа 2019
# 20:00

Для оценки положения Армении с ее причудливым клубком неразрешимых дилемм наиболее складной видится шахматная лексика. Пожалуй, двух терминов вполне достаточно, чтобы охарактеризовать ситуацию. Это цейтнот и цугцванг. 

 

Ход времени для правительства Пашиняна обрело стремительный темп, ибо проблемы, не находя решений, усугубляются, а предпринимаемые действия только осложняют обстановку.   

 

Уже не первый год в стране продолжается рудниковый кризис, который привел общество не только к расколу, но и в замешательство. У всех на языке и на слуху Амулсар – золоторудное месторождение, на почве которого продолжается жесткий конфликт интересов государства, граждан и бизнеса. 

Критическая масса нарастает не только в этом руднике, но и в остальных, где ничто не соответствует нормам  экологической режимности, не отвечает стандартам производственной безопасности, не говоря о ничтожных надбавках к труду рабочих, которые итак изнывают от тяжелых условий. 

 

Если общество сфокусировало внимание на Амулсаре, это вовсе не означает, что людям безразлична судьбы других рудников, скажем, в Каджаране, Алеверди и Техуте, где о высокотехнологичном производства, или же достойной культуре труда и речи быть не может. В этих трех регионах, которые сами армяне именуют не иначе, как Богом забытые места, обстановка настолько пагубна, что о возрождении или переустройстве никто не решается даже говорить. 

 

В Амулсаре же, где производством руководит иностранная кампания Lydian International, вредный цикл серьезно угрожает туристическому бизнесу региона и его аграрному сектору. Прилегающая зона здесь не такая упадочническая, как, например, в Каджаране или же Алаверди. 

Однако положение во всех рудниках объединяет одна характерная особенность – остановить эксплуатацию означает лишить тысячи людей рабочих мест. Во что это может вылиться в современной Армении, уточнять не надо. 

 

Всё регрессивное на местах свидетельствует, что являющаяся надеждой  армянской промышленности горнодобывающая индустрия неуклонно  деградирует, потому специалисты не без ужаса говорят об опасной стагнации национальной промышленности.  

 

Но Амулсар пока не сдается. Его взяли в осадное положение жители региона и всевозможные экологические организации, чтобы заставить  обслуживающую кампанию капитулировать перед лицом опасных издержек.  

 

В процессе выяснения отношений участвуют правоохранительные, исполнительные, надзорные и общественные структуры. Наделенные полномочиями правоохранители и судебные инстанции занимаются перепасовкой, ведя за нос не только экологов, но и местных жителей. Образно выражаясь, надзорные службы то благоволят истцам, то ответчику, и в чехарде мнений в выигрыше пока еще оказывается оператор проекта. 

 

Но главная интрига базируется на неоспоримом аргументе экологов и населения, который свидетельствует об эксплуатацию золотого рудника без подсчета ущерба окружающей среде, хотя заправилы убежденно говорят, что профит превалирует над уроном.   

 

Руководство предприятия утверждает, дескать, эксплуатации месторождения  реализовывается в строгом соответствии с международными требованиями.

 

Однако с этим категорически не соглашаются экологи, и им есть от чего отталкиваться. Они ссылаются на международный опыт, согласно которому  добыча цианида золота на месторождениях, где содержание драгоценного  металла в одной тонне руды не достигает двух граммов, автоматически причисляются к ущербной эксплуатации, наносящей непоправимый удар по окружающей среде. А содержание золота в Амулсаре составляет всего 0,78 грамма на тонну руды. 

 

Потому экологи считают деятельность кампании противозаконной и вредоносной. Иными словами, игра не стоит свеч, и если кто-то на этом наваривается, то жители окрестных мест только теряют. 

Скромная прибыль не позволяет оператору проекта отчислять средства на технологию водоизоляционной аккумуляции и аварийных бассейнов. 

Иными словами, вода должна использоваться в циркулярных системах, что исключает ее попадание в окружающую среду.

 

Однако отсутствие очистительных технологий способствует загрязнению водного бассейна, и в результате химическая грязь через реку Арпа попадает  в озеро Севан. Но и это еще не весь поток наносимого экологии ущерба. 

Частные фермерские хозяйства поливают свои сады и плантации именно водой из бассейна, куда поступают радиоактивные элементы вместе с тяжелыми металлами. Не зря жители окрестных мест утверждают, что в Амулсаре на поверхность больше выводятся вредные для всего живого элементы таблицы Менделеева, чем золота. Рядом находится еще и курортный город Джермук, профильная инфраструктура которого также не заинтересована в тяжелой экологической ситуации.   

Пока правительство думает над поиском решения, руководство Lydian International заявляет о растущих издержках, ибо экологи и правозащитные организации блокируют дороги, дабы заставить остановить производство. Оно, кстати, грозится обращением в международные судебные инстанции. Это объясняет нерешительность Никола Пашиняна, который больше печется о международном имидже своей страны перед лицом возможных судебных тяжб. 

Тем временем, кампания за время кризиса не стала останавливать процесс и постепенно превратилась в одного из ключевых налогоплательщиков Армении, что свидетельствует о наличии у нее серьезного тыла в правительственных кругах. Ее понять можно. С 2005 года, как только она оформила заявку на деятельность в Армении, инвестировала в страну более 400 миллионов долларов США. Из них 320 только в 2017-18 годы. В планах имеются наметки увеличения инвестиций. 

Но даже этот обнадеживающий мотив не формирует благоприятной ситуации. В Армении за время правления Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна укоренилась мощная коррупционная система, которой воспользовались не лидеры, а темные лошадки международной бизнес сферы. 

Прежние руководители были настолько коррумпированы, что не стыдились  позорных действий, и история с Амулсаром – вещественное тому подтверждение. А Пашинян, объявивший охоту на коррупционеров  с обещаниями ломки всей структуры теневой конфигурации, сегодня оказался между молотом и наковальней. Он признал, что для реальной борьбы необходимы решительные действия с институциональной реформой. 

Но и в этом направлении обещания главы кабинета оказались пустым звоном. Тотальное безденежье, отказ серьезных инвесторов от участия в программе рекреации армянской экономики пожирают последние надежды на преодоление стагнации. 

Какую бы сторону ни поддержал Пашинян, никаких дивидендов ему не перепадет. Если встанет на сторону компании, автоматически окажется в  коррупционной схеме. Если же поддержит экологов, то нанесет сильный удар по бюджету.  

Цейтнот с цугцвангом, когда любое решение в условиях дефицита времени только вредит, превратились в постоянных спутников армянской власти. Отвергая все варианты мирного разрешения карабахской проблемы, Армения обрекла себя на изоляцию. Экономика безудержно деградирует, потому управленцы вынуждены идти на провальные хозяйственные схемы, круша интересы сограждан.  

Одним словом, неразрешенный территориальный конфликт приносит Армении массу новых проблем, которые уже подорвали ее имидж. Как говорится, за что боролись…
 

# 3987
avatar

Тофиг Аббасов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#