Перспектива раскола Армении ни у кого не вызывает сомнений - НЕ ОДОЛЕТЬ МРАК, ЕСЛИ …
Что происходит в Армении и чего ждать в будущем? Этим вопросом задаются сегодня не только аналитики, но и политики со специалистами прогнозных центров. Наиболее судьбоносно он звучит в устах самих граждан страны, которые с 1991 года превратились в заложников воинственных экспериментов.
Обеспокоенность общественных сил и политической элиты вполне объяснима. Армения повторяет судьбу корабля, потерявшего управление в открытом море, у которого исчерпаны ресурсы жизнеобеспечения, и пассажирам которого круто не везет.
Политики продолжают закулисные торги за кулисами, а на виду у всех происходит настоящий театр абсурда, когда примерившие на себя главные роли актеры путано снуют по углам сцены, подзабыв слова ролей и ход действий.
Тема отставки кабинета Пашиняна это уже не мечты его недоброжелателей, а реально светящая развязка. Ситуация настолько напряжена, что угрожает расколом общества, и главной причиной невыносимой обстановки является распространение злобы и ненависти.
Как это обычно случается в условиях анархии, растет число соискателей политической удачи. Скандально известная боевая группировка «Сасна црер» под предводительством террориста ливанского происхождения Жирайра Сафеляна бесшумно открестилась от правящей силы, дабы не рисковать крохотным остатком популярности.
Военизированная группировка с треском провалила парламентские выборы, когда ее главарь находился в застенках. После триумфальной победы на выборах Пашинян амнистировал Сефиляна и пристегнул его боевую дружину к правящей коалиции «Мой шаг».
Но не уход Сефиляна в тень сегодня является центровым элементом сюжетной линии. Наиболее характерным для кризисной ситуации стал громкий протест партии «Процветающая Армения» во главе с олигархом Гагиком Царукяном, который застолбил за собой репутацию обеспеченной политической путаны, покупающей услуги мужланов политического поля.
Во времена Сержа Саргсяна он поддерживал третьего президента до тех пор, пока не обозначилась траектория заката Республиканской партии. Саргсян сдался, и Царукян нырнул в щель. Засветился, как только Пашинян повел за собой улицу и добился ключей от власти, и олигарх оказался тут как тут.
Политически безграмотный и безынициативный, но состоятельный, он опять ищет своего покупателя, понимая, что без своих средств никому не интересен. Попросту смирился с амплуа финансовой подпорки для сил, которые приходят к управлению страной.
На этот раз громкий протест Царукяна заставил многих призадуматься на предмет его неумной наступательности. Обычно умеренный и не очень заметный на арене бизнесмен решил вдруг не отсиживаться в укрытии, а повел за собой сторонников против Пашиняна.
Долгий допрос в Службе национальной безопасности (СНБ) не завершился его арестом, как того ожидали многие. Лидер «Процветающей Армении» вышел из здания СНБ в бодром расположении духа, чем и удивил публику.
Не в последнюю очередь причиной его освобождения послужила тактика Пашиняна, который некогда штурмовал здания государственных ведомств сторонниками в целях успеха. Теперь последователи Царукяна стояли у здания СНБ, активно бичуя произвол властей.
Их старания увенчались успехом, и Царукян пока растет над собой. И это несмотря на наличие возбужденных против него трех уголовных дел.
Но хвати ли одной тактической победы отколовшейся партии для разблокирования непростой ситуации?
В стране депрессия, и все пришло в движение, а поле маневра действующего правительства стремительно сужается. Главе кабинета кроме угроз и репрессий нечем ответить противникам.
Перспектива раскола страны ни у кого не вызывает сомнений, и в разборку политических сил вовлечены даже хрупкие ячейки гражданского сектора, общественность и даже активные граждане. Примечательно, что в адрес Пашиняна звучат обвинения относительно утраты контроля над ситуацией, что влечет за собой разгул брожения.
В принципе обвинители правы в одном, что правительство Пашиняна ввиду своей недееспособности поставило под удар раскол конституционного строя. Столь очевидный опасный тренд ставит под угрозу будущее государства, и с этим трудно не согласиться.
Но возникает весьма принципиальный вопрос: разве один Пашинян с командой виноват в том, что оболочка жизни страны распадается на глазах?
Преодолеть ненависть, к чему призывают лидеры общественного мнения, это пустой номер, потому что чувство вражды въелось в сознание большинства армян. Они взяли за золотое правило культивирование чувства мести.
Оно всегда выступало стрингером во всем, что касалось принципов общежития в регионе, контактов с соседями, на чье культурно-историческое и территориальное наследие с остервенением зарились армянские радикалы. Оно же играет центровую роль во внутренней жизни.
Положение правительства Пашиняна незавидное, и ему, как минимум, придется нелегко, ибо нет предпосылок для прорыва в условиях тупика. Но если даже предположить, что на смену ему придет новое, более мудрое правительство, могут ли наступить кардинальные изменения?
Они могут произойти лишь при условии, если политические лидеры проблемной страны откажутся от гибельного противостояния с Азербайджаном. Оставаться в рабстве разрушительной идеологии крайнего национализма означает не мешать распаду государственности и национальной независимости.
В наблюдающейся неразберихе, когда в стране все поставлено с ног на голову, горячие головы продолжают винить Азербайджан, безосновательно приписывая ему милитаристский подход.
Внешнеполитическое ведомство Армении, видя опасные тенденции во внутриполитической эскалации, находит повод обвинить Баку в оккупации так называемого Шаумяновского района, который был искусственным административно-территориальным образованием советского времени.
Впрочем, это неудачная попытка перебития кипящей внутренней повестки. Не лучше ли в условиях хаоса сконцентрироваться на себе, назвать вещи своими именами и всенародно отречься от пунктика под названием «великая Армения»?!
Теоретически это возможно, будь на то воля, разум и мудрость, те качества, которые воспитывают в каждом высокую человечность. Она в жизни всему голова. Без нее же неминуемо наступает мрак, тот самый, который сегодня стремительно накрывает Армению.
Тофиг Аббасов
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ