Офицер ВСУ: Зеленский подвел черту под военными неудачами увольнением Залужного
Президент Украины, верховный главнокомандующий Владимир Зеленский сменил руководство Вооруженных сил страны. Решению предшествовал, вышедший на поверхность конфликт между президентом и главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным.
Интересно, что ни Зеленский, ни Залужный до последнего ни разу публично не высказывались об имеющих место быть между ними противоречиях. Чего, к слову, не скажешь о посвященных во внутреннюю кухню высшего руководства Украины, политиках и блогерах, которые постоянно муссировали данную тему.
При этом, больше всех «масла в огонь» подливала депутат Верховной Рады от правящей партии “Слуга Народа” Марьяна Безуглая. Она открыто, бескомпромиссно и, далеко не всегда тактично, критиковала главкома.
Сейчас поговаривают, что главной причиной увольнения Валерия Залужного были (а возможно, и есть – авт.) некие президентские амбиции последнего. Однако это странно, если учесть, что президентских выборов в Украине пока не предвидится. Что же касается высокого рейтинга главнокомандующего ВСУ - по последним опросам он был даже выше, чем у Зеленского – то это скорее свидетельствует о степени уровня доверия народа к своей армии.
Еще одной причиной отставки называют провал украинского контрнаступления в прошлом году.
Но давайте честно смотреть на положение дел: не могла украинская армия нанести сокрушительное поражение российской, уступая последней в людских и материальных ресурсах в три-четыре раза; не имея превосходства ни в танках, ни в артиллерии, ни, уж тем более, в авиации.
Вполне возможно, что увольнением главкома Залужного и обновлением военного руководства Украины, Зеленский стремится подвести некую черту под неудачи на фронте в последние два года (с начала широкомасштабной войны с Россией). В том числе, отвести от военно-политического руководства страны обвинения в плохой подготовке к неминуемому вторжению (и даже отрицанию возможности такого вторжения накануне войны). Опять же обвинения в: плохом управлении силовым блоком; реализации указа о всеобщей мобилизации; отсутствии действенных мер по переводу страны на военные рельсы и т.д.
Во многих проколах этой войны Залужный, понятно что виноват. Но надо понимать, что далеко не всем в Украине управляет главнокомандующий армией. К тому же его полномочия размыты и не четко выписаны в законодательство.
К примеру, главком не может напрямую контролировать и отдавать приказы Главному управлению разведки, которое подчиняется Министерству обороны, а не Генеральному штабу. Он не управляет войсками Национальной гвардии и силовиками СБУ (Служба безопасности Украины). Он также не имеет влияния на СВР (Служба внешней разведки) и не управляет подразделениями Госпогранслужбы.
Да и в саму сферу ответственности Генерального штаба, во главе которого стоит главком через начальника Генштаба, часто вмешиваются и Минобороны, и Офис президента, имеющие дурную привычку командовать войсками напрямую, через головы своих генералов.
Понятно, что в условиях управленческого бардака, который присутствует в силовом блоке Украины, как было сложно работат Залужному, так и главкому Сырскому не позавидуешь.
Фактически, главным ответственным за победы и поражения на этой войне был и есть верховный главнокомандующий президент Зеленский, который имеет абсолютное влияние на все структуры Сил обороны Украины. В частности, на оборонно - промышленный комплекс, на правительство, парламент (в том числе и на Марьяну Безуглую), на внутреннюю и внешнюю политику.
Так, например, именно президент сегодня назначает заместителей главкома, командующих видами Вооруженных сил, глав ГУР, СБУ, Госпогранслужбы, СВР.
Поэтому, по большому счету, именно от Зеленского зависит, насколько успешной будет работа новой военной управленческой команды. Будет ли положен конец практике “ручного управления” через голову главкома видами Вооруженных сил и боевыми операциями?.. Будут ли даны главкому Сырскому расширенные полномочия в рамках сложившейся управленческой модели, где полномочия главкома вообще прописаны невнятно?.. Будет ли дана возможность молодым боевым офицерам, пришедшим в Генштаб с переднего края, реализовать свой потенциал, внедрить в армию свой опыт ведения боевых действий?..
Посмотрим. Если президент действительно решительно настроен на кардинальные изменения, на реальную трансформацию украинской, ещё во многом “советской”, армии в современную высокотехнологичную и высокоэффективную боевую машину, то ему придется делегировать полномочия, давать карт-бланши и доверять своему военному руководству больше, чем прежде, невзирая на рост популярности и рейтинг генералов.
Сегодня украинская армия уже, наверное, самая роботизированная армия в мире. Но случилось это по факту, и даже вопреки политике высшего военно-политического руководства страны. Современная война динамично меняется, всё больше превращается в войну дронов и роботов, и армия меняется вслед за инновациями, которые внедряются в боевую работу.
В этом плане, создание двух новых должностей заместителя главкома по дронам и по инновациям, и назначение полковников Вадима Сухаревского и Андрея Лебеденко на эти должности — можно рассматривать как запоздалое, но необходимое признание важности дронов, РЭБ, радиоразведки и цифровизации управления войсками. Необходимо подтягивать организационную структуру, управленческие практики к уровню реалий современной войны. И эти назначения замов главкома и это признание важности дронов и цифровизации, - наверное, самое интересное, что есть в процессе обновлении управленческой команды Вооруженных сил Украины.
Сейчас украинской армии архиважно ещё больше применять дроны и роботы, чтобы компенсировать снарядный голод и уберечь солдат. Война будет долгой, и в прямом противоборстве с гораздо более сильным противником, ее не выиграть. Нужны нестандартные решения и творческий подход. А пока подождем и понаблюдаем за первыми шагами новой команды Генерального штаба ВСУ.
Юрий Касьянов
Женское лицо войны: Марго Симоньян в роли апологета кровопролития – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Воспаление хитрости: «Коронованный» Пашинян продолжает играть в «ромашку» - МНЕНИЕ
"Политическая паника в Иреване: когда решение проблемы — увеличить хаос" - МНЕНИЕ
Александр Рар: Распад коалиции в Германии усиливает позиции АдГ - ИНТЕРВЬЮ
Спасение или капитуляция: план Трампа по Украине - МНЕНИЕ
Швейцарская нейтральность треснула: мифы о Карабахе на повестке дня - ТОЧКА ЗРЕНИЯ