Ле Пен не удалось «взять» Париж, а Макрону его удержать - ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВЫБОРАМ
В Национальном объединении, руководимым Марин Ле Пен и Жордан Барделла, царит траур. Неожиданный поворот на парламентских выборах во Франции загнал их в ступор. Прорвавшись на первое место в первом туре голосования и отправив партию действующего президента Эмманюэля Макрона даже не на второе, а третье место, и уже празднуя победу с расчетом на получение кресла премьер-министра молодым и амбициозным ближайшим родственником Ле Пен – женихом ее племянницы, Ле Пен скатилась внезапно на третье место. Уступив первенство даже не партии Макрона, а левому блоку "Новый народный фронт" во главе с Жан-Люком Меленшоном. Поворот неожиданный. Еще более занимательной оказалась сегодняшняя новость относительно начавшегося расследования против забронзовевшей – во всех смыслах - Марин Ле Пен по подозрению в незаконном финансировании президентской кампании 2022.
Во всем этом Ле Пен и Барделла усмотрели политический заговор с участием Макрона и Меленшона. На деле же, парламентские выборы во Франции оказались гласом народа, референдумом против правых, чтобы не пропустить их во власть.
Собравшиеся к 20:30 в бальном зале в парке Венсенн в Париже на празднование победы сторонники Национального Объединения (RN) члены парламента и партийные функционеры, одетые в костюмы и галстуки, в вечерние платья и сверкающие туфли, словно на выпускной бал, были ошарашены результатами голосования. Ситуацию можно сравнить с тем, как уверенная во взятии Киева «за три дня» российская армия, снаряженная парадными мундирами, вторглась в Украину 22 февраля 2022 года
Но, как не удалось Владимиру Путину взять Киев, так и Ле Пен не удалось взять Париж. Власть ускользнула из ее рук.
Нация проявила невиданную активность во втором туре, дабы не допустить правых во власть и предпочла им оборонительный союз Макрона с левыми. Явка составила 59,7% на 5 часов вечера в воскресенье, что немного выше результатов предыдущей недели (59,4%), и более чем на 20 пунктов выше, чем во втором туре в 2022 году (38,1%). Ни разу со времен выборов в законодательные органы власти, последовавших за избранием президента-социалиста Франсуа Миттерана в 1981 году, столько французов не приходило голосовать. Такая рекордная явка подтверждает историческую значимость этих выборов и их важность для изменения будущего политического ландшафта.
«Новый народный фронт», альянс всех левых партий, созданный специально для этих парламентских выборов, получит 182 места в Национальном собрании, что на 29 больше, чем было у левых партий ранее, но ему не хватит 289 из 577 мест, чтобы управлять страной.
Центристский лагерь президента уступил левым, получив 168 депутатских мест, но обыграл правых. Анти-RN альянс, на который вынужденно пошел Макрон после первого тура голосования, оказался более чем удачным. Сняв кандидатов, занявших более низкие места во многих избирательных округах, они смогли объединить усилия и помешать победе правых, которые получили лишь 143 места, хотя в первом туре надеялись получить необходимое количество мест для формирования своего правительства. Но им все же удалось увеличить свой состав с 89 до нынешних 143.
Национальному объединению Ле Пен достичь заветной цели не помогло даже некоторое смягчение позиции по Украине и отмежевание от дружбы с Россией. Нация вновь сказала твердое «нет» скатыванию страны вправо, определиться со своим выбором электорату помогли сами кандидаты от правых, выступившие с явными антисемитскими и расистскими заявлениями.
Но получил ли президент Макрон «ясность», ради чего, по его же словам, он неожиданно для всех после проигрыша в начале июня на европейских выборах назначил парламентские выборы? Отказ от Национального объединения — это единственный пункт, по которому сейчас есть ясность, пишет Der Spiegel. Кто должен управлять самой важной страной-партнером Германии по ЕС? И куда ей следует двигаться? – ответы на эти вопросы еще предстоит получить. Потому что большинства голосов не получил ни один из трех основных лагерей — правые, левые и центристский альянс Макрона. Возникает угроза тупика, который может быстро перерасти в кризис политической системы.
Теперь Эмманюэль Макрон, согласно конституции, должен назначить премьер-министра, желательно до первой парламентской сессии 18 июля. И будущий глава правительства должен пройти через парламентские жернова. Премьер-министр Габриэль Атталь уже в воскресенье вечером объявил, что подаст Макрону заявление об отставке в понедельник. И впервые рассказал о разногласиях с президентом по поводу внеочередных выборов. «Я не хотел роспуска парламента. Сегодняшний вечер знаменует начало новой эры. Центр тяжести политики перемещается в парламент», - говорит он. В то же время он заверил, что будет оставаться на своем посту столько, сколько потребуется, независимо от его отставки. Ведь через две с половиной недели в Париже начнутся летние Олимпийские игры. И, возможно, формирование нового кабинета будет отложено на после.
По всему видно, что борьба за кабинет разгорится серьезная. Сразу же после преодоления угрозы захвата власти правыми вспыхнул жаркий спор между левыми и лагерем Макрона, которые выступили по телевидению, чтобы отвергнуть коалицию с участием леворадикальной партии Жан-Люка Меленшона.
Тот, в свою очередь, сразу же дал понять, что неприятие взаимно. «Мы отказываемся вступать в переговоры с партией Макрона. Президент должен склониться перед левыми, «Новый народный фронт» будет выполнять только свою программу, всю свою программу», — высказался Меленшон перед своими воодушевленными сторонниками. Его программа предусматривает множество социальных льгот, в том числе масштабное повышение минимальной заработной платы. Это обойдется в сотни миллиардов евро, которые будут финансироваться за счет повышения налогов и новых долгов, что несовместимо с предыдущей политикой Макрона.
Но и правые не собираются сдаваться. Почти удвоив свое представительство в новом парламенте, они захотят взять реванш на президентских выборах 2027 года. "Если будущее правительство не справится с текущими задачами, 2027 год вполне может стать годом Марин Ле Пен. Есть все предпосылки для того, чтобы она продолжила набирать очки в течение следующих трёх лет и достигла своей цели - стать главой Республики", - спрогнозировал в интервью Euronews Адам Хсаку, координатор программ "Германского фонда Маршалла Соединенных Штатов".
Но сейчас, очевидно, что Франция вступает в турбулентный период. И французским политикам, особенно президенту Макрону, понадобится исключительная политическая эквилибристика, чтобы не загнать страну в глубокий кризис. Ведь ранее президент Макрон и его премьер-министр Габриэль Атталь не раз говорили о готовности сформировать многостороннюю правительственную коалицию, но отвергали перспективу союза с левой "Непокорённой Францией" Меленшона, которую считают таким же экстремистским движением, как и "Нацобъединение" Ле Пен.
Но жизнь сыграла с Макроном злую шутку. Назначив внеочередные выборы в надежде укрепить свою власть, он оказался в полной зависимости от невоспринимаемого ранее им всерьез Меленшона. И сейчас Макрону ради собственного выживания и ради Франции предстоят сложные переговоры с левыми. В отличие от других стран Европы, таких как Германия и Нидерланды, Франция не имеет большого опыта создания коалиций, поэтому переговоры и разделение власти могут оказаться довольно напряженными. Но учитывая то обстоятельство, что им удалось всего за одну неделю объединить усилия против правых и задвинуть их с первого на третье место, есть надежда, что коалиции быть. Другого не дано, это аксиома. Остальное уже, то есть существующие расхождения по внутренней и внешней политике – это частности.
Но если даже коалицию между "Новым народным фронтом" и партией Макрона создать не удастся в течение продолжительного времени, Францией, по модели Нидерландов, где правые победили еще в ноябре, но долго не могли создать коалицию, будет продолжать управлять старое правительство - пусть и в статусе и.о. Кстати, как вчера сообщило агентство Reuters, Макрон отказался принять отставку премьер-министра Габриэля Атталя, попросив его пока остаться, чтобы «обеспечить стабильность страны». В случае же затяжного политического тупика в парламенте Макрон сможет снова его распустить.
Запасаемся попкорном…
Мира Гасанова
Политический раскол или слухи: «Грузинская мечта» отвечает оппозиции - МНЕНИЕ
Блоха не заметила собаки: моноэтническая Армения обвиняет интернациональный Азербайджан – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Сирия после Асада: Турция выходит вперед, Ереван остается без поддержки в ОИС - ОБЗОР
Встреча двух чудаков на букву «м»: «безвозмездная любовь» Окампо к хаям имеет неплохие перспективы – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Anticorruption Awards для Армении: иллюзия реформ и насмешка над реальностью - МНЕНИЕ
«Товарищи, я Ленина видел», или Как Пашинян с Трампом сфотографировался - МНЕНИЕ