Китай извлек уроки от российско-украинской войны и передумал нападать на Тайвань - МНЕНИЕ
Один из ведущих в мире специалистов по КНР Александр Габуев выступил на страницах издания американской политической элиты Foreign Affairs с заметками о текущей политике Пекина. В них он указывает на следующее обстоятельство. У коллективного Запада имеется надежда на то, что опыт конфликта в Украине удержит Пекин от проведения спецоперации на острове Тайвань. Этот остров де-факто действует как независимое проамериканское государство, однако в КНР считают его частью территории Китая и время от времени сообщают о намерении "вернуть его домой".
Но на третьем году широкомасштабного российско-украинского противостояния Пекин может сделать иные выводы, и уроки, которые извлекают китайские лидеры, могут оказаться противоположны тем, в которых заинтересован Белый дом. Си Цзиньпин и его аппарат стараются выявить слабые места в китайской военной машине, ликвидируя очаги коррупции. В сентябре 2023 года недавно назначенный министр обороны Китая Ли Шанфу исчез, когда Народно-освободительная армия (НОАК) начала расследование коррупции в системе закупок, которую он возглавлял.
Беспилотники произвели революцию на поле боя в Украине. На данный момент российские и украинские военные - единственные в мире, кто ежедневно учится управлять тысячами разведывательных и ударных дронов в реальных боевых условиях. Благодаря совместным с Россией учебным операциям НОАК надеется интегрировать эти уроки в свою собственную боевую доктрину.
Пекин сделал вывод о необходимости наращивать производство боеприпасов, готовясь к затяжному вооруженному конфликту. Он также не мог не обратить внимание на очевидную неспособность США и Западной Европы нарастить поставки снарядов Украине и обеспечить собственное снарядное производство на высоком уровне в течение двух лет. Это может говорить об упадке западной бюрократии.
Западные наблюдатели полагали, что российская элита превыше всего ценит доступ к Лондону, Парижу и Нью-Йорку. Однако, несмотря на чувствительные санкции, российские олигархи и чиновничество сохраняют лояльность Кремлю. В этом контексте важно и то, что китайское руководство на протяжении десятилетий культивировало идею Тайваня в качестве "неотъемлемой части родины". У Пекина есть все основания полагать, что война, обставленная как "оборонительная попытка предотвратить разделение родины", будет встречена почти с такой же поддержкой. А инструменты, которыми располагает Пекин для подавления недовольства внутри страны, очень эффективны.
Наконец, Китай внимательно следит за развитием отношений Запада с Украиной. На третий год широкомасштабного конфликта стало очевидно, что на Западе имеется глубокий раскол. Конгрессу США потребовалось шесть месяцев, чтобы утвердить последний пакет американской военной помощи Украине на фоне политических разногласий. Скоро в США может прийти к власти политик, который вообще намерен сдать Украину, по крайней мере так его иногда можно понять. Однако, Трамп также намекал на то, что может сдать и Тайвань, на что указывала американская пресса. На самом деле никто не знает, что будет делать Трамп в случае прихода к власти, включая, возможно, его самого. Но в любом случае, изоляционистские настроения в США сегодня очень сильны, они воплотились в фигуре Трампа, и неизвестно, как далеко все зайдет.
Впрочем, наряду со всеми этими соображениями, которые приводит Габуев, имеются и другие, которые сегодня препятствуют проведению китайской операции на Тайване. Товарооборот КНР с США, Европой и их союзниками (Австралия, Япония, Южная Корея) превосходит товарооборот с Россией (240 млрд долларов) примерно в 10 раз. Кроме того, Китай не достиг паритета с Западом в области высоких технологий - от полупроводников и ракетных турбин до искусственного интеллекта и сверх-скоростных подшипников. Поэтому Пекин зависит от западных технологических цепочек. Все это не может не сказываться и на качестве военной техники.
Сомнительно, что в таких условиях Пекин согласится обрушить свои рынки и убить своих производителей-экспортеров о западные санкции. Из-за большой плотности населения (в КНР живет в 10 раз больше людей, чем в России), особенно в прибрежных зонах, а также из-за склонности китайского рабочего класса к забастовкам, слишком сильный удар по экономике может привести к неприятным последствиям для руководства страны. При такой плотности населения любой массовый протест может превратиться в человеческую волну, быстро распространяющуюся по стране. В настоящее время рабочий класс КНР - это спящий гигант, убаюканный быстрым экономическим ростом. Однако, в случае остановки роста и при наличии санкций правительство столкнется с большими проблемами.
Михаил Шерешевский
Макрон и проверка на прочность: бюджет, протесты, вотум недоверия - МНЕНИЕ
Иран в плену проблем: сможет ли Тегеран защитить Асада? - АНАЛИТИКА
Закон об эвтаназии в Британии: как азербайджанские эксперты оценивают эту инициативу - МНЕНИЕ
Мэрская деятельность Анн Идальго - армянский хвост и политические провалы - ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломатия или хаос? Момент истины для Ближнего Востока и Южного Кавказа – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Анджей Дуда и «бинокулярная дипломатия»: Европа готовит новый виток посредничества? - Мнение