Иранский блеф: месть за ХАМАС отложена на фоне ядерных переговоров - АНАЛИТИКА
После того, как 31 июля в Тегеране был убит руководитель палестинской исламистской организации ХАМАС Исмаил Хания, мир замер в ожидании иранского контрудара. Над прекрасными сефевидскими мечетями взвились красные флаги мести. Руководство Ирана пообещало, что перед "сионистским врагом" (никто не сомневался, что взрыв, убивший Ханию в тщательно охраняемом гостевом комплексе, дело рук Израиля) "разверзнутся врата ада". Но шли дни и недели, и ничего не происходило. Громкие слова перестали звучать грозно, вызывая лишь взрывы смеха. "Иранцы бьют Израиль слабее, чем самих себя во время Ашуры", - шутят теперь острые на язык жители Ближнего Востока.
Иран повел себя крайне осторожно, хотя нет сомнений в том, что он располагает тысячами баллистических ракет, крылатых ракет и дронов для нанесения удара. И руководство страны можно понять.
Убийство Хании - высокопоставленного гостя руководства Ирана (он был приглашен на инаугурацию иранского президента Масуда Пезешкиана) стало оскорблением исламской республики. Что еще важнее, оно стало демонстрацией силы. Если Моссад может убивать столь тщательно охраняемых лиц в столице, то что помешает ему заложить бомбу или направить высокоточные ракеты в резиденцию верховного лидера Али Хаменеи, или в здание, в котором происходит совещание Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) - органа, объединяющего руководителей всех иранских силовых структур?
За несколько дней до убийства Хании второе лицо в военной иерархии проиоранской группировки «Хезболла», контролирующей Ливан, начальник генштаба этой организации, Фуад Шукр, был убит в Бейруте ударом израильской ракеты. Таким способом израильтяне продемонстрировали свои возможности в плане ликвидации руководства оппонентов от Бейрута до Тегерана.
Предыдущая попытка обстрела Израиля ничего не дала, почти все иранские ракеты и дроны были сбиты израильскими и американскими ПВО. США не только пришли на помощь Израилю в этом деле, они развернули на Ближнем Востоке ударную группировку и пообещали проблемы иранцам, если те атакуют Израиль. В сочетании с исключительно мощными израильскими ВВС и явной способностью Израиля с помощью диверсий уничтожать тщательно охраняемых лиц в иранской столице (что указывает на доступ к сверхсекретной информации, а значит на связи в руководстве Ирана), это все стало серьезным аргументом против иранского контрудара по Израилю. Руководству исламской республики явно не хочется рисковать собственными жизнями.
В середине августа кувейтское издание «Аль-Джарида» опубликовало любопытные заметки. Оно сослалось на высокопоставленный источник в элитном подразделении Кудс, которое принадлежит к системе КСИР (Корпус стражей исламской революции) и ведает иранскими секретными военно-политическими операциями за рубежом. Источник сообщил газете, что недавно состоялось совещание с участием как КСИР, так и руководителей всей «Оси сопротивления» - союзных Ирану вооруженных группировок на Ближнем Востоке. Среди них ХАМАС, ливанская «Хезболла», иракские шиитские ополченцы из «Сил народной мобилизации» (Хашд аш-Шааби) и йеменские хуситы.
По словам источника, сценарий ответа Израилю, предложенный союзниками Тегерана, включает «крупномасштабные операции большой длительности, нанесение ударов по объектам израильской инфраструктуры, системам безопасности, военным и экономическим объектам, а также по израильским гражданским и жилым районам, с целью заставить всех израильтян жить в убежищах и чувствовать то, что чувствуют жители Газы».
В ответ иранская сторона ясно дала понять своим союзникам, что это - авантюра, и что Иран совершенно не заинтересован в ее реализации.
После такого холодного душа, некоторые делегаты от «Хезболлы», ХАМАС и хуситов, по словам источника, покинули встречу, мотивируя это тем, что "они приехали в Тегеран для координации полномасштабной атаки на сионистское государство, а не для координации ее отсрочки".
Тот же источник дал понять, что в иранском руководстве существует определенное беспокойство в отношении того, что союзники Исламской Республики Иран (ИРИ) могут самостоятельно нанести по Израилю удары без санкции Тегерана.
Подводя итоги этим сообщениям и бездействию Ирана, которое длится уже месяц, можно заметить следующее. Мы не обязаны верить сливам информации от КСИР. Возможно, такого совещания не было, или на нем принимались другие решения. Но куда важнее другое: иранцы дали понять Израилю и США, что они не заинтересованы в нападении на Израиль. И хотя сообщение можно понять также как определенное развязывание рук своим партнерам, «Хезболле» и хуситам, тем не менее, Иран мог довести таким способом свои намерения до американских и израильских властей.
Что же дальше? Означает ли это, что Иран полностью отказался от плана мести? Нет. Однако, в экспертном сообществе существует мнение, что Иран, который и в самом деле боится военной эскалации с Израилем, откладывая удар, одновременно усиливает давление на США и, косвенно, на Израиль с целью добиться прекращения огня в Газе и вывода оттуда израильских войск.
Дело в том, что администрация в Вашингтоне перед выборами, которые состоятся в ноябре, крайне не заинтересована в эскалации военных действий на Ближнем Востоке и во втягивании в них США. Иранцы, фактически, говорят Байдену – «Хорошо, эскалации не будет, мы не станем бить по Израилю, но тогда вы должны усилить давление на Израиль, чтобы он прекратил обстреливать Газу и вывел оттуда войска».
Сделка (вывод израильских войск из Газы в обмен на сотню израильских заложников, которые находятся в плену ХАМАС), могла бы стать для Ирана способом сохранить лицо. Мол, смотрите, мы могли ударить в ответ на убийство Хании, но мы поступили иначе и отказались пока от удара по Израилю в обмен на его уступки по Газе. Таким образом сохранили и ХАМАС (своего союзника), и жизни палестинцев Газы.
Подготовка к ядерным переговорам с Америкой?
Руководство Ирана не заинтересовано в обострении конфликта с Израилем и по другой причине. В последние месяцы в Иране наблюдается очередной всплеск забастовочной активности. Протестуют медицинские работники, пенсионеры, дальнобойщики, некоторые сотрудники нефтяной промышленности, рабочие крупных государственных предприятий и т.д. Участники забастовок требуют увеличения зарплаты на фоне постоянного роста цен - инфляция составляет 40-50 процентов в год. По данным Всемирного банка, около 30 процентов жителей страны находятся за чертой бедности и около 40 процентов на этой черте - и все это на фоне нехватки электроэнергии и постоянных отключений электричества по всей стране. На таком фоне отдельные забастовки приобрели радикальный характер, ими управляют не профсоюзы, выступающие за соглашения с властями, а более радикальные неформальные собрания рабочих. Некоторые устраивают секретные комитеты в сети Telegram с целью координации протестов.
И это при том, что в 2022-2023т гг. Иран пережил массовые протесты под лозунгом "Женщина, Жизнь, Свобода!", направленные против насилия позиции нравов, против принуждения женщин к ношению хиджабов.
Руководство Ирана в лице верховного лидера Али Хаменеи и КСИР прекрасно осознает всю свою непопулярность - их никто не выбирал править страной. Свыше 70 процентов иранцев выступают по официальным данным за отделение религии от государства, что ставит под вопрос режим верховного лидера Вилайат аль-факих - попытку создания государства-церкви. Опираться на одно насилие в течение долгого времени невозможно.
В этих условиях особое значение приобретает недавно избранный президент Масуд Пезешкиан. Хотя функции президента в иранской системе невелики (он - что-то вроде премьер-министра, курирующего экономический блок и дипломатию под суровым контролем настоящих правителей страны - верховного лидера и руководителей КСИР), Пезешкиан необходим системе - без него она может рухнуть. За него проголосовали большинство пришедших на выборы избирателей (туда пришли чуть менее половины от их числа), включая множество представителей огромной азербайджанской общины и жителей столицы, симпатизирующих реформаторской фракции, к которой он принадлежит. Эта фракция и сам Пезешкиан выступают за отказ от ударов по Израилю. Их цель - возобновление ядерных переговоров с США и возвращение к ядерной сделке - снятие с Ирана санкций в обмен на замораживание военной ядерной программы. Нельзя развязывать войну с Израилем, если Иран хочет сделки с его главным союзником - Америкой.
Верховный лидер и КСИР не могут игнорировать тот факт, что без ядерной сделки американские санкции продолжат разрушать иранскую экономику, а там недалеко и до революции снизу. Даже авторитет новоизбранного президента-азербайджанца их не спасет, если экономика продолжит свое падение.
Сам факт того, что Хаменеи и КСИР согласились с избранием умеренно-прозападного реформиста Пезешкиана (да еще и сторонника лоббирования интересов неперсидских нацменьшинств, составляющих половину населения) говорит о том, что у властей дела обстоят неважно. Они могли бы посчитать результаты выборов как хотели. Но раз они приняли Пезешкиана, значит, возможно, они рассчитывают и на возобновление ядерной сделки. Развязывание войны с союзником США - Израилем, противоречит этой цели.
Слабость иранского режима
Возможно, иранцы даже сумеют использовать эту ситуацию в своих целях. И все же, пока что отказ от вооруженного ответа Израилю подтверждает их слабость. Это демонстрирует определенные преимущества израильской стратегии, основанной на "монополии на эскалацию". Иран не может сегодня поддерживать тот же градус эскалации из-за опасения, что верхушка страны станет жертвой израильских и\или американских ударов. У него нет ресурсов, чтобы уничтожать высокопоставленных дипломатов в Иерусалиме. Зато у него есть потребность освободить страну от американских санкций, уничтожающих ее экономику, а это подразумевает сближение с союзными Израилю США. Подобная ситуация диктует осторожность в ситуации обмена ударами с Израилем.
Михаил Шерешевский
Политический раскол или слухи: «Грузинская мечта» отвечает оппозиции - МНЕНИЕ
Блоха не заметила собаки: моноэтническая Армения обвиняет интернациональный Азербайджан – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Сирия после Асада: Турция выходит вперед, Ереван остается без поддержки в ОИС - ОБЗОР
Встреча двух чудаков на букву «м»: «безвозмездная любовь» Окампо к хаям имеет неплохие перспективы – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Anticorruption Awards для Армении: иллюзия реформ и насмешка над реальностью - МНЕНИЕ
«Товарищи, я Ленина видел», или Как Пашинян с Трампом сфотографировался - МНЕНИЕ