Еревану кажется, что еще не утеряна возможность заставить отыграть проект Зангезурского коридора назад - НО ЧУДЕС НЕ БУДЕТ
Лачин
Армянскому истеблишменту в нынешней конъюнктуре не позавидуешь. Надвигающиеся трансформации пугают его не на шутку. Судя по реакции официальных персон и даже оппозиционных деятелей, сложилась мутная картина, при которой никто ничего вразумительного не озвучивает.
Глава правительства, которого бьют со всех сторон, напоминает незнающего студента, который просит времени на подготовку, не имея шансов на получение зачета.
Зато пишущая братия усердно строчит, выдает так называемую аналитику по полной, выкладывая одну околесицу за другой. Далеко видящие уверяют, будто кругом все дурят Армению, и первую скрипку в «кампанейщине» играет Москва.
Так и хочется вопросить, а куда же запропастилась хваленая армянская дипломатия, которую знатоки считали чуть ли не самой лучшей в мире. Она никуда не делась, по-прежнему в игре, но буксует, создавая вакуум. Его и взялись восполнять неучи и самоучки от национальных и экспертных групп и медиа.
Напрашивающиеся структурой момента оценки и предложения Баку, Москвы и Анкары воспринимаются в Армении исключительно враждебно. Никто и слышать не хочет, что в запутанных условиях роль взаимных компромиссов несомненна. Чтобы преодолеть трудный барьер, всегда запускаются рычаги тонкой дипломатии.
Готовность Азербайджана, России и Турции в этом ключе не вызывает сомнений.
Если лидеры тройки говорят о путях разблокирования региональных коммуникаций, ответ Еревана скептичный, мол, нам это не выгодно. Когда звучат призывы не медлить с делимитацией и демаркаций, снова поднимается недовольный гвалт. Попытки склонить Армению к реализации плана 3+3 и вовсе вызывают непонятное остервенение у радетелей «национальных интересов», что поднимают ввысь штандарты реваншизма.
Они беспочвенно скулят, мол, «нас, многострадальных, скопом пускают под откос».
Баку в поствоенной ситуации имеет солидный гандикап. За ним законное право диктовать условия. Но он руководствуется прагматизмом, чтобы заложить, наконец, платформу сосуществования на базе ясных принципов и правил.
Разве плохо станет Армении, провалившей тест на суверенитет, развернуться к политике экономического оздоровления? Без нее не видать Еревану ни размеренности, ни политической самодостаточности.
Но он опять занят не тем, чем следовало бы. С тех пор, как в регион пожаловали глава Пентагона Ллойд Остин, представители ЕС по Кавказу, противники политики примирения перешли в атаку. Западники не скрывают негативного отношения к формату 3+3, да и вообще ко всем потенциальным конфигурациям взаимодействия и сосуществования, которые вырабатываются без участия Вашингтона и Брюсселя.
Ереван же попеременно впадает в приступы самообмана, полагая, будто Запад ближе к пониманию его чаяний и ожиданий. В этом и кроется роковая ошибка армянской дипломатии.
Верить пустым обещаниям Вашингтона и Брюсселя, которые далеко, и не замечать реалистичных преференций ближайших соседей, признак бестолковой зашоренности. Или же прозападные силы Армении беспрекословно выполняют инструкции тех, кто ломает игру региональных стран.
Исторические ошибки армянской дипломатии не дают покоя нынешним политикам. Им кажется, что возможна реанимация Севрского договора, что НАТО может прижать Турцию к стене и заставить ее извиниться за несовершенный геноцид, что Азербайджан играет по чужим нотам, и еще не утеряна возможность заставить, чтобы отыграть проект Зангезурского коридора назад.
Протестный настрой Тегерана и активизация Дели, деструктивные выпады коллективного Запада, который никак не может смириться с утратой единоличного лидерства, вконец запутали Ереван. Он никак не научится самостоятельности. От того и дипломатический сумбур, не позволяющий сказать «да» рациональным инициативам.
Идущие на поводу внешних интриганов злопыхатели талдычат, мол, «туранский коридор» готовится в виде последнего гвоздя в гроб армянской государственности. Мракобесы на фальшивой волне раскачивают внутриполитическую обстановку, чтобы вывести людей на улицы, заставить правительство отказаться от плана региональной интеграции.
Запад нагло вставляет палки в колеса региональному формату сотрудничества, зная, что он подведет окончательную черту под атмосферу недоверия и ненависти на Кавказе. Вашингтон и Европа идут на разжигание атмосферы, им спокойный Кавказ не нужен.
Но что нужно Армении, которая уже не в силах справиться с проблемой депопуляции?
США и Европа от формата 3+3 не только не пострадают, а только выиграют. Но видно невооруженным глазом, как они не справляются с раздражением, вызванным их отсутствием в авторском пуле.
Западная дипломатия переживает плохие времена. Ото всюду Вашингтон, да Европа, уходят со сплошными минусами. Афганистан, Ближний Восток, Северная Африка оказались в тисках затяжных кризисов вследствие ошибочной политики западников.
Теперь они со своим потрепанным уставом лезут на Кавказ, не скрывая недовольства. Им не терпится положить крест на разумную инициативу региональной тройки. Однако они преувеличивают свои возможности.
Баку, Москва и Анкара, как бы ни изощрялись мировые жандармы, не откажутся от ясного плана вывода Кавказа на новый уровень интеграции. Ведь не логично, что страны региона берутся за дело, вооружившись ясным алгоритмом, а находящиеся в десяти тысячах километров от Кавказа игроки с высокого трона высокомерия утверждают, будто располагают разумной альтернативой.
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян в горячке отчаяния выпалил, мол, его страна не будет обсуждать какой-либо вопрос, связанный с открытием транспортного коридора. А не ответить ли ему на вопрос – есть ли у Еревана иной вариант!
Армянам всегда нравилось вверять судьбу внешним патронам. В результате они оказывалась у разбитого корыта. Не имея смелости оторваться от внешнего управления, они постоянно натыкаются на старые грабли. Чудес не произойдет и на этот раз, согласись они на подрывные идеи американцев и европейцев, других игроков.
От добра добро не ищут. Истина вроде вполне себе жизненная и практичная. Видать, усвоить ее смысл не всем дано.
Тофиг Аббасов
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ