Ереван может воспользоваться опытом Баку, если … - СТАРОЕ НЕ УМИРАЕТ, И НОВОЕ НЕ РОЖДАЕТСЯ
Хроника многолетнего военно-политического противоборства Армении и Азербайджана выстроена в режиме обильных контрастов. Они выделяют рельефные различия в позиционировании сторон.
Если окинуть взглядом последний тридцатилетний цикл, то надо признать, что партию белыми в конце 80-х стали разыгрывать армяне.
Перед тем, как приступить к разрушительным действиям по насильственному изменению административно-территориальных границ региона, в дело вступил мощный прокремлевский лоббинг. К нему прибавилась волна поддержки из Запада, что совпало со временем горбачевского беспредела.
Армянский актив позаботился, чтобы подготовить политическую платформу для реализации мирного плана отъема азербайджанского Карабаха. Но радикалы заготовили еще и военную составляющую на случай, если вариант мирного отбития не сработает.
Призванный под знамена армянского сепаратизма мировой террористический интернационал сыграл ключевую роль в судьбе первой фазы военной кампании.
За три года агрессор оккупировал до 20% азербайджанских территорий, а после подписания соглашения о временном перемирии Азербайджан стал интенсивно работать над программой национальной реорганизации. Неутешительные итоги войны продемонстрировали уязвимость государственного организма в условиях постсоветской стагнации.
Баку не стал пенять на вопиющую роль внешних воздействий, хотя у него была масса оснований для этого.
Сперва Гейдар Алиев, а далее Ильхам Алиев взяли курс на перерождение страны, обозначив в качестве приоритета планомерное государственное и национальное строительство.
Шли годы, и превращение временного перемирия во всеобъемлющее мирное соглашение на срабатывало. Диалог превратился в разговор слепого с глухонемым, и ждать от него чего-то полезного оказалось бесполезным.
Прошло 26 лет, и началась вторая партия, где Баку, играя черными, разбил противника на голову и покончил изменил статус-кво.
В ответ на индифферентную реакцию международных институтов, которые не позаботились об имплементации 4-х резолюций СБ ООН относительно де-оккупации азербайджанских земель, Баку взял миссию по восстановлению буквы международного права на себя.
Армения оказалась в заложниках иллюзорных представлений о реальном соотношении сил. К чему готовит сегодня народ политический кластер Армении?
Обычно проигрыши наряду с разочарованиями приводят к прозрению, вынуждают по достоинству оценивать все, что предопределило фиаско.
Если Азербайджан после мая 1994 года ушел в себя, сделал соответствующие выводы, развернул национальное строительство, перевооружился в прямом и переносном смысле, то Армения сегодня ставит на чашу весов не показатели национального развития, а перспективы фактора внешних воздействий.
Аналитические центры страны тщательно взвешивают вклад и участие зарубежных сил в формировании возможностей страны, которая еще не так давно бравировала своим доминирующим положением.
Выкладки, которыми делятся мозговые центры, свидетельствуют о том, что Армения глубоко разочарована действиями союзных стран. Отсутствие действенной поддержки со стороны государств, которые не вмешались в ход 44 дневной войны, стало болезненной темой для Еревана.
Постановка свидетельствует, что политические силы не против внешнего управления, и признают, что от их воли мало что зависит.
Большинство аналитиков жалуют Францию, Канаду и Бельгию, то есть, группу клуба Франкофонии, которая может и не помогла физически, но проявила внимание к судьбе агрессора. Эти же страны оказали гуманитарную помощь армянам Карабаха.
Особое отношение выказывается президенту Франции Эммануэлю Макрону, который «осудил удар Азербайджана по Карабаху, а также первым подтвердил факт участия сирийских наемников в боевых действиях», хотя ни одного доказательства ни Макрон, ни его единомышленники не предъявили. Но на поверку французский президент с первого же дня войны пытался свести счеты со своим турецким визави Реджепом Эрдоганом. Последний вчистую переиграл хозяина Елисейских полей на геополитическом уровне.
Канаду, Бельгию и Нидерланды в Армении причисляют к стану испытанных друзей, поскольку они призывали Анкару не поддерживать Азербайджан, ввели запрет на экспорт военной продукции в Турцию, а также заговорили о санкциях против руководителей Турции и Азербайджана, хотя Баку действовал в рамках международного права.
А вот по поводу роли США и России в Армении превалируют антипатии, ибо ни Дональд Трамп, ни Владимир Путин не стали ввязываться в ход войны. Вашингтон и Москва отказались давить на Баку и добиваться приостановки контрнаступательной операции азербайджанской армии, чем и удостоились гнева агрессора.
Досталось и Израилю, который «не прекращал поставки вооружений Азербайджану».
Большая обида сложилась по отношению к Грузии, которая, как утверждают в Ереване, несмотря на сохранение нейтралитета, пропускала сквозь свою территорию и воздушное пространство военные грузы из Израиля и Турции в Азербайджан.
Наконец, в образе антигероя в Армении видят и Североатлантический альянс, который отверг настойчивые требования президента Армении Армена Саркисяна, отправившегося в Брюссель в самый разгар событий, вмешаться. Слова генсека НАТО Йенса Столтенберга о том, что «альянс не является стороной карабахского конфликта", вызвали вселенский гнев в армянском обществе.
Таким образом, ставка на помощь извне, активное и пассивное участие дружественных сил провалилось с треском, и теперь армяне не стыдятся и не делают секрета из того, что один на один на поле рати с азербайджанцами они уязвимы. Если бы не грандиозная помощь внешних сил в начале 90-х, и тогда армяне были бы повержены.
То, что было неизбежно, произошло. Теперь вместо выводов, армянские экспертные сообщества гадают, как на кофейной гуще, о ходе последующих событий и ставят ребром вопрос – к кому прильнуть, чтобы выйти из сложного положения не с потерянным лицом.
Спору нет, что Армения находится в большой опасности, но ее риски связаны не с угрозами со стороны Азербайджана и Турции, хотя Ереван постоянно нарывается на побоище. Корень зла в неразберихе, что воцарилась в политическом хозяйстве проблемной страны.
Старое не умирает, и новое не рождается. На стыке вчерашнего и наступившего дня стратегическое значение обретает выбор в пользу оздоровления общественно-политической среды.
Если и после сокрушительного поражения армяне будут искать виноватых во внешней среде, выводя себя за скобки ответственности, пиши пропало.
Есть доступная и подходящая антикризисная формула, и ее предлагает Азербайджан, всегда и неизменно полагающийся на свои силы и возможности. Многолетняя история противостояния с Арменией показала, как необходимо выстраивать линию защиты перед вызовами и обустраивать конструктивную геополитическую конфигурацию, обеспечивающую гарантированный результат.
Разница между Азербайджаном и Арменией лишь в том, что Баку всегда был на правдивой стороне, чего не скажешь об Армении, которую всегда занимали нездоровые умонастроения и навязчивые идеи неугомонности.
Над решением реалистичных задач должны думать армяне, чтобы встать в один ряд со здоровыми субъектами, отдалившись от крайностей и националистического радикализма. В противном случае горькие истории будут повторяться.
Тофиг Аббасов
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ