Даже если НАТО расширится арабскими образованиями, с какого боку тут Ереван? - ИЛЛЮЗИИ И ФАЛЬШЬ НЕ ЕСТЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС
Резкое обострение положения в Среднем Востоке повлекло за собой серьезные сдвиги. Как это обычно случается после серьезных форс-мажоров, в движение пришли и устоявшиеся тренды, что становится ключом для понимания не осязаемых трансформаций.
К слову, до осложнения положения в Ираке не все было ясно о сути национального хаоса, где один цикл жестокого насилия сменял другой. После обмена силовыми любезностями США и Ираном многое приняло объяснимый характер. Как минимум стало ясно, что нет никакого управляемого хаоса в арабской стране, а есть порядок расшатывания скрепов супер силами в собственных интересах.
Там, где у гегемонов не складывается, образно говоря, остаются внушительные воронки. Они ждут своего наполнения. Говорят же, пространства не терпят пустоты.
Но интрига в том, что заполнять образовавшиеся бреши геополитическим хламом не только не разумно, но и чревато более тяжкими последствиями.
Воссоздаваемый хаос служит извечной цели – переделу сфер влияния, которому сопутствует активизация всех акторов вне зависимости от их весовой категории.
Как ни странно, в напряженной обстановке в процесс норовит включиться Армения, страна наилегчайшей весовой категории, да еще и вызывающая опасения ввиду геополитической недостаточности. В порыве иллюзорной важности Ереван настроился на выработку своих парадигм ради долгожданных преференций. Армянские политические мужи в последние дни даже стали обуславливать ход карабахских переговоров семантикой американо-иранских трений, хотя основания для этого не убедительны.
Но главное в другом - в ход пошла виртуальная схема, согласно которой Армения это не отшиб, а самый что ни на есть эпицентр геополитического действия.
В Ереване на серьезном уровне настроились разыграть имеющийся жиденький национальный ресурс и выудить серьезные преференции. Но вопрос в том, насколько востребован так называемый армянский фактор в региональном раскладе и вообще что он в состоянии изменить.
Новый порядок на Среднем Востоке и впрямь может родиться, и к этому активно готовятся дееспособные силы, имеющие в наличии серьезный геополитический заряд. Армения, как известно, является страной банкротом. Ее обошли стороной даже запущенные южно-кавказские векторы. Оставаясь в положении вне игры, Ереван лишен активного действия, и если эта данность неоспорима, то возникает вопрос – за счет каких способностей и инструментария Ереван сможет реализовать свои амбиции.
Надежду на счастливый поворот, как видится, подогрел очередной эмоциональный всплеск Дональда Трампа, который на радостях заявил о возможностях принятия в НАТО государств Ближнего Востока. Причуды американского президента не новы, и серьезные круги к ним относятся не без юмора.
Если вспомнить, как вдребезги разбилась идея создания арабского НАТО, насколько нескладно продвигаются дела североатлантического блока на главных направлениях действия, затея с расширением альянса выглядит утопической. Но даже если НАТО расширится арабскими образованиями, с какого боку тут Ереван?
Пока Трамп упражняется в речевых интерпретациях, предается самообольщению в политической казуистике, «придумывая хорошие названия» и возвеличивая свои способности, получающие от американского лидера заряд бодрости армянские политики затевают свои игры. Как результат, заплывают в океан грез.
В игре, разумеется, серьезные акторы. Россия, Турция, Иран, да и некоторые азиатские субъекты также всерьез ушли в разработку новых объединительных концепций, чтобы исключить вероятность новых военно-политических вспышек. Выбор в таких случаях всегда падает на дееспособных игроков, которые обладают умением правильно просчитывать не столько чужие, а сколько собственные силы. Совсем другое дело, когда особых сил-то и нет.
Странам, которые выдают одну геополитическую грязь, вместо безопасности производят новые риски, ведут себя в вызывающей манере, бессмысленно мечтать о важности собственной роли. Однако Ереван копошится не просто так. В игре важный региональный игрок Турция, которая не только вносит посильный вклад в создаваемую новую геополитическую архитектуру региона, но искусно парирует козни недружественных сил, пытающихся шантажировать Анкару с отжившей фишкой под названием «геноцид армян». Реджеп Эрдоган внятно объяснил «законникам» и непрошенным ревизорам, что не только поддастся на дешевые уловки ревнителей демократии, а ответит полновесно, да так, что никому мало не покажется.
Всем, и в первую очередь, армянам, пора признать, что события 1915-го года, как исторический контент, это выработанный ресурс, не способный что-либо изменить в новых обстоятельствах. Политика, обращенная вспять, ничего полезного не приносит. Не лучше ли отказаться от эксплуатации исторического мусора в пользу нарождающегося?!
Мир меняется, и он должен меняться. Средний Восток и пристегнутый к нему (с подачи западных стратегов) Южный Кавказ также сменил свой облик, став бурно развивающимся пространством большого и подвижного континента. В условиях большой динамики Баку стал одним из центровых игроков, с которым считаются страны-лидеры.
Слабо поймать пульс эпохи тем, кто безнадежно застрял в дебрях придуманной истории. Отсюда воздушные, легковесные мечты и ирреальные ожидания, которым нет места в серьезных раскладах.
Тофиг Аббасов
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ