Цены на главный экспортный ресурс Азербайджана - нефть - пошли на спад - АНАЛИТИКА
Причину очередного падения цен на мировых углеводородных рынках, аналитики этой сферы объясняют снижением экономической активности в мире. И тем не менее, прогнозы о цене нефти – сложное, а порой и вовсе безнадежное занятие. Однако здесь важно помнить главное: лучше всего о состоянии мировой углеводородной отрасли догадываются правительства нефтедобывающих государств.
Судя по некоторому снижению нормы отсечения в проекте бюджета Азербайджана - 2025, в ближайшей перспективе стоимость нефти окажется на сравнительно более низком уровне, однако решительного обвала котировок не предвидится. Прямо сейчас цены на нефть перешли к слабому росту из-за падения ставки Федеральной резервной службы США. Следуя известной корреляции, чем ниже учетная ставка американского банка, тем активнее спрос на фьючерсы «черного золота»: растущая денежная масса и дешевые кредиты открывают дорогу инвесторам на фондовый рынок. Когда же ставка ФРС повышается, деньги дорожают, падает спрос на фьючерсы и нефть теряет в цене. Потому традиционно удешевление кредитов ФРС для коммерческих банков приводит к ценовому повышению нефти.
«В свете прогресса в отношении инфляции и баланса рисков мы решили снизить целевой диапазон ставки по федеральным кредитным средствам на 0,5 процентного пункта, до 4,75-5% годовых», - заявил американский регулятор по итогам недавнего сентябрьского заседания.
Кстати напомнить, это первое снижение ставки с марта 2020 года. До середины текущей недели она находилась на максимальном за последние 23 года уровне. ФРС не меняла ее восемь заседаний подряд. В международных экспертных кругах уверены: снижение ставки простимулирует экономическую активность и поддержит повышение нефтяных индексов.
Однако эксперты не могут прийти к консенсусу по ключевому вопросу – решение Федрезерва может быть палкой о двух концах: иные аналитики ожидают замедления первой экономики мира, а это, как известно, может обернуться новой волной падения цен на энергоносители.
Само по себе падение нефти - следствие перепроизводства сырья в условиях замедления глобальной хозяйственной системы. Две ведущие экономики мира - Китай и США - оказались в тисках ослабления роста, поясняют ситуацию падения цен в местных экспертных кругах. По уточнению экономиста Пярвиза Гейдарова, одной из причин удешевления жидких углеводородов является снижение хозяйственного ускорения в Китае. Поскольку вторая экономическая система мира по праву считается одним из крупнейших потребителей нефти, ее проблемы снижают спрос на энергоресурсы и давят на цены.
Сохраняющаяся в Европе экономическая нестабильность тоже ослабила потребность в нефти, а если прибавить к этому рост предложения данного сырья, нисходящие ценовые тренды вовсе не вызывают вопросов.
Достаточно вспомнить про повышающуюся добычу в США - американские производители увеличили производство на 5–6 процентов в течение относительно короткого промежутка времени, буквально заливая международные рынки нефтью и, как следствие этого, снижая цены.
«Ожидается, что страны ОПЕК+ с октября увеличат добычу, - отмечает экономист. - В результате предложение на мировом рынке нефти превысит спрос, а хуже всего то, что эти процессы отличаются постоянством и уходят корнями в глобальные экономические изменения.
Сейчас на рынке наметился конфликт интересов – одни государства стремятся продавать больше нефти, а другие пытаются сократить использование жидких углеводородов, опираясь на соответствующую политику в данной области. Снижение нефтедобычи представляет особую важность для стабилизации котировок нефти, и это обстоятельство требует контроля со стороны нефтяного картеля. Однако главный регулирующий орган ОПЕК+ больше не может выполнять эту ключевую функцию. На это обстоятельство указывают эксперты Bloomberg, отмечающие, что картель уже не способен удерживать цены и дальнейшие попытки этой организации будут иметь только временный эффект. По этой причине прогнозы по цене нефти на ближайшую перспективу лишены оптимизма. Например, по оценкам аналитиков глобального банка Morgan Stanley, котировки Brent составят в среднем 75 долларов за баррель в четвертом квартале нынешнего года. Goldman Sachs также ожидает 75 долларов в наступающем году, а Citigroup прогнозирует цены на уровне 60 долларов».
По мнению аналитика, точные прогнозы о котировках нефти сейчас невозможны, однако баррель «черного золота» вряд ли упадет ниже отметки в 60 долларов, поскольку такое не выгодно ни одной добывающей стране.
В сложившейся ситуации правительство Азербайджана понизило норму отсечения по нефти в бюджете наступающего года до 70 долларов за баррель. Высшее руководство страны намерено и дальше придерживаться политики диверсификации экономики от нефти, делая ставку на развитие неуглеводородных отраслей. Определенные подвижки в этом русле уже достигнуты – в нынешнем году на фоне снижения нефтедобычи и неопределенности перспектив мирового рынка жидких углеводородов ненефтяной сектор взял на себя роль триггера экономического ускорения. На это указывают даже сухие цифры статистики: по результатам восьми месяцев добавленная стоимость в нефтегазовом секторе увеличилась на 0,2%, а в ненефтегазовом секторе прирост ВВП достиг 7%.
По мнению депутата Милли Меджлиса, эксперта Вугара Байрамова, такой расклад не может не радовать.
«Динамикой экономического роста республика в большей степени обязана развитию реальной экономики и такая тенденция продолжится. Впредь экономический рост в республике будет зависеть от развития несырьевого сектора. Если принять во внимание жестко очерченный курс правительства на дальнейшее развитие ненефтяных отраслей, стимулирование количественных и качественных параметров производства в реальном секторе экономики выходит на передний план углубленной экономической диверсификации», - уверен парламентарий.
На взгляд аналитика, нам следует и дальше усиливать меры по диверсификации экономики, развивая ненефтегазовые отрасли для снижения зависимости от колебаний мировых цен на нефть и газ. Увеличение экспорта продукции других секторов экономики, таких как сельское хозяйство, промышленность и энергетика, может стать важным фактором устойчивого экономического роста в будущем, поясняет экономист.
Следуя последним правительственным данным, в новом году львиная доля ВВП Азербайджана - 92,2 млрд манатов из 129 млрд придется на долю ненефтяных отраслей. Несмотря на столь выраженный перевес ненефти в структуре внутреннего валового продукта, основной экспорт республики по-прежнему приходится на нефтегаз. Так, за январь – август общий экспорт из страны составил 18 млрд 231 млн долларов, при этом на долю нефтегазового сектора пришлось 16 млрд 051 млн долларов, свидетельствует таможенная статистика. Доходы от ненефтяного сектора уложились в скромные на этом фоне 2 млрд 179 млн долларов.
Нефть остается основным экспортным ресурсом Азербайджана – за восемь месяцев сего года она принесла стране 10,3 млрд долларов (56,54% всего экспорта), однако добыча и физические объемы продаж «черного золота» ожидаемо падают. В нынешнем году экспорт сократился до 16,5 млн т против показателя прошлого года на уровне 18,5 млн т.
По мнению специалистов, уменьшение экспортной выручки обусловлено еще и падением цены газа на европейском рынке. С января по август в Азербайджане было добыто 33 млрд кубометров газа, что на 2,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а экспортировано 15,83 млрд кубометров всего на 5,46 млрд долларов.
На фоне снижения нефтедобычи и стоимости газа на мировых рынках внешнеторговый оборот республики сократился на 12,7% и составил 30 млрд. 995,42 млн. долларов. По данным таможенной статистики экспорт сократился на 25,1% и составил 18 млрд. 231,54 млн. долларов, а импорт вырос на 14,5%, до 12 млрд. 763,88 млн. долларов. В результате разница между валютными доходами и расходами на импорт составила 5 млрд. 467,66 млн. долларов, что в 2,4 раза меньше в годовом сравнении.
В сложившейся ситуации представители местных экспертных кругов видят необходимость в развитии местного производства и повышении доли экспорта ненефтяной продукции. По мнению доктора экономических наук, профессора Фикрета Юсифова, следует усилить эту динамику для компенсации растущих позиций импорта за счет продаж на зарубежных рынках нашей ненефтегазовой продукции.
«На сегодняшний день почти две трети отечественной экономики приходятся на реальный сектор, и этот показатель увеличивается с каждым годом, - уточняет он. – Подобные изменения в структуре национального хозяйства соответствуют концепции и философии экономического развития Азербайджана. На самом деле одним из главных показателей качественных перемен, характеризующих поступательный рост реального сегмента, стал прошлогодний рекордный экспорт из этой сферы, даже превысивший 3 млрд долларов. А ведь еще 10 лет назад упомянутый показатель был на уровне 1 млрд 773 млн долларов.
Хочу сказать, что в стране, где половина экономики зависит от нефти, 90-процентный рост объемов ненефтяного экспорта, это, конечно же, очень успешный результат. Некоторый спад в нынешнем году никак не связан с физическими объемами нашего ненефтяного экспорта, а является результатом падения цен на международных рынках. А главное в этом ключе – серьезная работа правительства по развитию ненефтяных отраслей и повышению объемов экспорта, дающая очевидные результаты», - резюмировал он.
Эмма Рзаева
Патрульный клуб ЕС в Армении принял новых миссионеров - викинги уже на посту - МНЕНИЕ
Коридор «Север-Юг» может получить новый маршрут – АНАЛИТИКА
Кочаряну плохо, но где же западная Фемида? – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Геополитические «водовороты» и когнитивные войны: готов ли Азербайджан к новым угрозам? - АНАЛИТИКА
Провал США в Красном море как зеркало современности: кто теперь контролирует мировой порядок? - МНЕНИЕ
Как бизнесмен из Москвы выиграл суд в Баку: Кондиционер на скамье подсудимых