Армения остается разменной монетой в руках все того же агрессивного члена бывшей «Антанты» - МНЕНИЕ
Эммануэль Макрон
Безусловно, самым знаменательным событием первой половины января стало интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева местным средствам массовой информации. На этой встрече были освещены практически все стороны внешней и внутренней политики Азербайджана, его роль и участие в происходящих глобальных геополитических процессах.
При этом президент, открыто и обстоятельно освещая все поставленные вопросы, продемонстрировал глубокую осведомленность в мельчайших аспектах проводимой политики, по памяти, оперируя цифрами и фактами даже двадцатилетней давности.
Много внимания было уделено внешнеполитической деятельности страны, были затронуты практически все направления этой работы, каждый из которых заслуживает особого внимания. Но, поскольку в рамках одной статьи это сделать практически невозможно, хотелось бы остановиться на отмеченной в выступлении Алиева, роли Франции в попытках дестабилизации ситуации на Южном Кавказе.
Очевидно, что апогеем ухудшения отношений с Францией стала высылка двух ее дипломатов за действия, не соответствующие их статусу. По всей видимости, это еще не финальный акт, и череда разоблачений еще последует. Впрочем, это уже широко освещается и в местной и международной прессе, включая французскую, и поэтому на этом акцентировать внимание не будем, а постараемся разобраться, с чего французы так невзлюбили нас, хотя и до этого особого пиетета к нам они не проявляли.
С чего же такая настырность у Макрона, каким образом французы возлюбили Армению, откуда такая прыть в деле «защиты прав несчастного народа»?
Почему Макрон рвется в регион с пушками и броневиками, хотя логично было бы экономически помочь «обиженному» народу, государственный долг которого составляет более 11 млрд долларов, что составляет более половины ВВП страны?
Для сравнения, в Азербайджане этот показатель всего 14 процентов от ВВП и на будущий год, как заявил президент, эта цифра снизится до семи процентов. Зачем посылать, как отметил глава государства, «бронемашины, более похожие на консервные банки», когда в 2022 году прямые инвестиции Франции в Армению составили смехотворные 12,7 миллионов долларов. И, опять же, для сравнения – к 2022 году прямые французские инвестиции в Азербайджан составили около 2,7 миллиардов долларов. Разница – колоссальная!
Почему Франция, враждуя с нами, вкладывает огромные средства в нашу экономику, и дружит с Арменией, практически игнорируя ее экономические интересы?
Не преследует ли Макрон совсем иные цели, не связанные с особой любовью к армяноязычному члену Франкофонии?
Очень много вопросов, вызывающих недоумение, но ответ на все кажется достаточно банальным.
Судя по всему, именно экономические интересы Франции и потенциальные риски для национальной безопасности этой страны являются поводом такого обильного излияния любви и заботы о «несчастном народе, подвергшемуся этнической чистке». Следует заметить, что Франция занимает первое место в мире по вырабатываемой электроэнергии на АЭС, доля которой достигает 75%. В стране 56 действующих промышленных реакторов суммарной мощностью 61,4 ГВт, которые работают на ядерном топливе. В случае отсутствия этого топлива Франция окажется во тьме и экономику ее неизбежно постигнет коллапс. И это уже вопрос национальной безопасности страны.
Крупнейшим поставщиком урана во Францию являются Казахстан с его 2659 тоннами, Узбекистан с 918 тоннами и Нигер - около 580 тонн. Кроме того, после переворота в африканской стране, хунта запретила вывоз сырья во Францию и теперь Макрон зачастил в Центральную Азию для заполнения возникшего дефицита. Кроме того, французская энергетическая корпорация EDF только в 2022 году закупила в России 153 тонны обогащенного урана.
Вдобавок к сказанному, Франция является второй страной по потреблению редкоземельных металлов, 97 процентов которых добывается в Китае. И в этом она жестко конкурирует с США, крайне заинтересованная в доставке их по альтернативному пути, неконтролируемому американцами. Однако все это надо вывозить, а с начала войны в Украине заблокированы все российские пропускные пункты из Центральной Азии и Китая в Европу, и теперь наиболее удобным путем остается маршрут Казахстан-Азербайджан-Грузия/Армения-Турция, иными словами –«Срединный путь».
Если Макрон полагает, что с Грузией у него не будет проблем, то Зангезурский коридор остается яблоком раздора, на который претендуют Китай, США и тут еще возникшая проблема с возможным прохождением этого маршрута через Иран. А в связи с тем, что Армения слишком капризничает, президенты Азербайджана и Турции открыто заявляют, что ждать долго не собираются и альтернативно проведут маршрут именно через Иран, что очень не нравится Госдепу США, но об этом, возможно, в следующей статье.
Таким образом, для Франции крайне важно обеспечить себе надежную логистику, поскольку вопрос стоит о национальной безопасности страны, три четверти промышленности которой работает на вырабатываемой атомными станциями электроэнергии.
Скорее всего, Макрон полагает, что с Азербайджаном, извинившись, можно будет договориться, поскольку последний не собирается выгонять Total из Азербайджана, а он сам, несмотря на риторику, не подписывает ни одного антиазербайджанского законопроекта. Тем более, взяв под контроль Армению и заодно Зангезурский коридор, вести переговоры будет легче, поскольку экономическая заинтересованность располагает к договоренностям.
Здесь интересно обратить внимание, что европейские, а по сути, французские наблюдатели конкретно разместились в Сюнике, хотя никто не гарантировал, что граница в районе Газаха или Кяльбаджар на прочном замке со стороны Армении.
Попытки Макрона проникнуть в «Нагорный Карабах», а точнее в Азербайджан, и, обеспечив после Грузии свое прочное присутствие на Южном Кавказе, потерпели фиаско.
Здесь дальновидность Ильхама Алиева позволила вовремя пресечь эти устремления, за день до рассмотрения этого вопроса в СБ ООН развенчав «желание» французов кого-либо защищать. Но это совершенно не значит, что Франция не пойдет на любые шаги с целью проникнуть на Южный Кавказ, если для этого даже потребуется дестабилизировать здесь ситуацию.
****
Безусловно, акцентируя все на Макроне, надо понимать, что это вполне согласованная политика французского правительства и все действия координируются и направляются вполне осознанно. Это не спонтанные решения президента Франции, а разработки единого мозгового центра, который координирует и направляет действия сената, президентского аппарата и других государственных органов. Они вовсе не продиктованы особой любовью к армянскому народу, который по-прежнему остается разменной монетой в руках все того же агрессивного члена бывшей «Антанты».
Специально для Vesti.az политолог Акиф Гасанов
Акиф Гасанов
Курдский гамбит Франции: Париж начинает и… проигрывает – АНАЛИТИКА
«Мир» по-Трамповски: Отдаст ли Трамп Украину «в обмен на сделку» - МНЕНИЕ
Успех в цифрах: достижения Азербайджана как свидетельство всестороннего развития - АНАЛИТИКА
Иран на пороге новой революции: протесты могут перерасти в бунт - АНАЛИТИКА
Азербайджан и Россия меняют правила для мигрантов: что нужно знать - ОБЗОР
Ильхам Алиев о мировом порядке: Азербайджан не будет статистом – ТОЧКА ЗРЕНИЯ