Секреты модернизации ОАЭ: Вдохновение для Азербайджана в эру постуглеводородной экономики - АНАЛИТИКА
Я с большим интересом ознакомился со статьей Ниджата Гаджиева о настоящем и будущем экономики Азербайджана. Особенно выделяется его идея трансформации: переход от нефтедобывающей страны к экономике, функционирующей как логистический хаб, аналогичный ОАЭ.
Запасы нефти не бесконечны и, безусловно, истощаются, в то время как в мире будущего с внедрением современных технологий значение углеводородов будет постепенно снижаться.
Однако, как справедливо замечает автор, такой переход требует радикальных изменений в отношении к инвестициям, технологиям, финансовым институтам и праву. Давайте рассмотрим в этой связи политику тех самых ОАЭ.
За прошедшие 40 лет ОАЭ удалось значительно диверсифицировать экономику. Например, в 1980 году нефтегазовый сектор обеспечивал более половины (55,2%) ВВП страны, а на конец 2021 года - лишь 24,5%. Это случилось благодаря огромному росту вложений в такие сектора, как строительство, туризм, транспортная инфраструктура и промышленность. Иными словами, рост обусловлен высокими показателями ненефтяной экономической деятельности.
В настоящее время столица ОАЭ обладает самой быстрорастущей экономикой на всем Ближнем Востоке. Главными причинами, по оценке аналитиков, выступили исключительные показатели в строительстве, оптовой и розничной торговле, транспортировке товаров, а также финансовых и страховых услугах. Абу-Даби, обладающий крупнейшими запасами нефти и газа в стране, вложил значительные средства в создание и развитие аэрокосмической промышленности, атомной энергетики, информационных технологий, нефтехимической и экологически чистой промышленности. Дубай также диверсифицировал свою экономику за счет государственных инвестиций в ряд мероприятий, увеличивающих привлекательность страны - в информационные технологии, реэкспорт и финансовый сектор.
Итак, важный элемент модернизации и перехода к ненефтяной экономике - усилия государства, связанные с инвестициями в ненефтяные сегменты и в увеличение привлекательности страны.
Кроме того, ОАЭ смогли снизить зависимость от экспорта нефти благодаря открытости экономики, ставшей Меккой для международных инвесторов, и в том числе, благодаря налоговым реформам. Особенностью местной экономической модели является наличие более чем 40 свободных экономических зон, предлагающих инвесторам ряд преимуществ. Они включают возможность 100% владения компанией без необходимости вводить местного партнера, а также освобождение от многих видов налогов. Процедуры регистрации бизнеса в этих зонах максимально упрощены, налоги чрезвычайно низкие, причем предусмотрена даже система 0% налогов, если речь идет о внедрении современных технологий и соблюдении определенных правил финансовой политики. Это напоминает политику другой развивающейся страны Азии - Сингапура.
Но не менее важно другое направление реформ в ОАЭ - правовая реформа. В Дубае находится единственный в регионе англоязычный суд общего права, а также собственные суды DIFC (Управление финансовых услуг Дубая) и Dubai Courts. В DIFC используется система общего права, схожая с британской и американской. Это создает привычную правовую среду для западных компаний, заинтересованных в прозрачности юридических механизмов.
В 2021 году ОАЭ попали в топ-25 стран мира по показателю индекса инвестиционного доверия Kearney (Kearney FDI Confidence Index©), заняв 15-ю строчку - свидетельство роста рейтинга страны в глазах глобальных финансовых структур. Аналитики, изучающие экономику ОАЭ, называют среди причин "развитие технологической инфраструктуры и высокий уровень инноваций".
Тем не менее, несмотря на реструктуризацию экономики и уменьшение доли нефтяного сектора в ВВП, экспорт страны остается крайне зависимым от цен на нефть. В 2021 году более половины экспорта (51,1%) составила всего одна категория — «Минеральные топлива, нефть и продукты их перегонки». Иными словами, ОАЭ лишь находятся в процессе избавления от нефтяной зависимости. Поэтому руководство страны предпринимает значительные усилия к развитию. Частью этих усилий может стать создание собственной оборонной промышленности, включая сотрудничество с израильскими компаниями, использующими высокие технологии.
Но подобные проекты неизбежно включают еще один компонент, связанный с гибкой многовекторной внешней политикой. Глобальной экономики не существует без глобальной политики. Без партнерства с руководством держав экономическая трансформация отдельно взятой страны невозможна.
Руководство Эмиратов тщательно диверсифицирует свою международную политику с тем, чтобы не оказаться в односторонней зависимости от какой-либо одной страны. Оно развивает торговые связи с геополитическими соперниками - Индией и США с одной стороны, и Китаем с другой.
Расширение сотрудничества между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами стало возможным благодаря вступлению ОАЭ в «соглашения Авраама», которые были созданы при посредничестве США. Эти соглашения, подписанные в 2020 году, стали историческим шагом к нормализации отношений между Израилем и рядом арабских стран, что открыло новые горизонты для экономического и политического взаимодействия. Кроме того, эмиратцы стали частью группы I2U2 — объединения Индии, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов и Соединенных Штатов. В совместном заявлении группы, опубликованном 14 июля 2022 года, говорится, что страны намерены сотрудничать в области «совместных инвестиций и новых инициатив в сфере водоснабжения, энергетики, транспорта, космоса, здравоохранения и продовольственной безопасности».
Но за всем этим также маячат оборонные проекты, противостоящие Ирану. Кроме того, нет сомнений в том, что США и Индия рассматривают I2U2 как способ ограничить влияние своего главного геополитического соперника - Китая.
Вместе с тем, ОАЭ поддерживают торговые связи и с КНР, товарооборот с которой достигает 50 млрд долларов. Хотя эмиратцы больше склоняются к альянсам с патронируемыми США державами, что, безусловно, имеет значение на фоне растущего глобального соперничества Вашингтона и Пекина, они не собираются делать это себе в убыток. Важный вывод для всех средних держав, которые стремятся извлекать для себя выгоды из политического маневрирования между гигантами: геополитические альянсы по возможности не должны наносить ущерб твоему кошельку. Насколько в будущем окажется возможной такая политика - вопрос дискуссионный. Может быть и нет, особенно в условиях роста напряженности и противостояния великих держав. Но пока что она работает и ОАЭ пользуются этим.
В сентябре Индия и ОАЭ подписали соглашение между Nuclear Power Corporation of India Limited и Emirates Nuclear Energy Cooperation об эксплуатации и техническом обслуживании атомной электростанции Barakah в Эмиратах. Объем торговли между ОАЭ и Индией достиг 84 миллиардов долларов в 2023-2024 финансовом году и, вероятно, превысит 100 миллиардов долларов в следующие несколько лет.
ОАЭ принимает участие в нескольких проектах грандиозных транспортных коридоров. Когда на саммите G20 Индия, ближневосточные державы и крупнейшие экономики Европейского союза объявили о создании торгового коридора Индия - Ближний Восток - Европа стоимостью 17 млрд долларов, объявление о проекте, включающем также Израиль, было встречено с большим энтузиазмом. В создании коридора с судоходным и железнодорожным сообщением готовы сегодня участвовать Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия, ЕС, Франция, Италия, Германия и США. Судоходные и железнодорожные линии пройдут через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль, а затем выйдут в Грецию и Европу.
Однако, это не устроило президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. «Без Турции нет коридора», - заявил Эрдоган журналистам, сопровождавшим его на встрече G20 в Нью-Дели. «Самая удобная линия для движения с востока на запад должна проходить через Турцию», - отметил он. В последнее время Турция направляет свои усилия на придание импульса собственной многомиллиардной инициативе по созданию железнодорожного торгового коридора из иракских портов Персидского залива в ряд пунктов назначения через турецкие коммуникации. Это еще одна попытка создания моста между Европой и Индо-Тихоокеанской зоной. ОАЭ изъявили желание принять участие и в этой инициативе. Из-за большой войны на Ближнем Востоке, разразившейся между Израилем с одной стороны, и Ираном и его сателлитами (ХАМАС, «Хезболла» и др.) - с другой, возможности создания транспортной инфраструктуры, объединяющей Израиль с арабскими странами, стали проблематичными, поэтому ОАЭ проявляют сегодня повышенный интерес к турецко-иракскому проекту.
Возвращаясь к экономике, следует помнить, что ОАЭ представляют собой весьма специфическое государство. При населении 10 млн человек, около 70 процентов жителей - иностранные рабочие из стран Ближнего Востока и Индо-Тихоокеанского региона. Успехи экономики обеспечиваются миллионами дешевых рабочих и специалистов, прибывших из разных стран - от Египта до Индии, от Ирана до Шри-Ланки. Они живут в тяжелых условиях, подвергаются порой суровой эксплуатации, не имеют гражданства страны. Опора на гигантские ресурсы дешевой рабочей силы, как неквалифицированной, так и высококвалифицированной - важный элемент модернизации ОАЭ. Их собственное население больше занято в сфере управления и недвижимости, но его богатство зиждется на использовании дешевой наемной рабочей силы из-за рубежа.
Подводя итоги, следует указать на то, что быстрая экономическая трансформация ОАЭ была бы невозможна без целого ряда факторов. Давайте просто их перечислим:
- Государственные инвестиции в наиболее перспективные ненефтяные сегменты экономики;
- Создание свободных экономических зон, привлекательных для международных инвесторов благодаря мягкой налоговой политике и простым правилам регистрации и ведения бизнеса;
- Радикальная правовая реформа на основе британского и американского права, обеспечившая надежную защиту собственности, прозрачность правил игры, удобных для глобального бизнеса;
- Неолиберальная политика, выгодная бизнесу, т.е. широкий импорт дешевой рабочей силы мигрантов;
- Гибкая многовекторная международная политика, основанная на сотрудничестве с различными международными силами и коалициями держав, включая инвестиции в большие транспортные коридоры.
Будущее принадлежит сегодня тем державам, которые окажутся способными увидеть соответствующие перспективы и сделают надлежащие выводы.
Михаил Шерешевский
"Политическая паника в Иреване: когда решение проблемы — увеличить хаос" - МНЕНИЕ
Александр Рар: Распад коалиции в Германии усиливает позиции АдГ - ИНТЕРВЬЮ
Спасение или капитуляция: план Трампа по Украине - МНЕНИЕ
Швейцарская нейтральность треснула: мифы о Карабахе на повестке дня - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
От Дохи до Анкары: как газопровод может изменить Ближний Восток - АНАЛИТИКА
«Мирные инициативы» Орбана: без Украины и в пользу Москвы - МНЕНИЕ