20 января - день возрождения и консолидации - ВОСПОМИНАНИЯ

20 января  - день возрождения и консолидации - ВОСПОМИНАНИЯ
20 января 2024
# 14:00

«Мы вернемся с победой, Жди меня, мама»….

В свое время эта песня известного исполнителя и прекрасного музыканта Эльхана Челеби стала своеобразным гимном бойцов азербайджанского спецназа. Сам Эльхан принимал участие в первой Карабахской войне,  помогал принимать и размещать раненых в ночь на 20-е Января, а днем отправлялся в Парк Кирова, или как его еще называли в Баку – Парк Влюбленных (старое название Аллеи Шехидов - ред. ),.. рыть могилы…

Поколение 80-х… Те, кто 34 года назад только вступал во «взрослую» жизнь – учился, начинал работать, влюблялся… Уже начиналась «перестройка», веяло «свободой», в городе появились первые беженцы из Армении – мрачные, усталые, отличные от яркой веселой столичной публики. К ним относились настороженно. Проходили первые митинги, студентам запрещали на них появляться под угрозой отчисления. Но студенты шли. Скорее из любопытства, юношеского задора – некая игра в революционеров. И мало кто из нас задумывался, насколько все происходящее серьезно и трагично.

«…Большинство так и не хотело понять, Что это и есть война»

Вот как описывает Vesti.az это время популярный сегодня в стране автор и исполнитель собственных песен Самир Раджабов: «С 1988 года, еще будучи студентом, я начал работать - вначале в школе, педагогом физики, а после меня приняли в Институт ЮжВНИИГ, в геофизическую партию. Честно говоря, я плохо представлял, что на самом деле творится в Азербайджанской ССР, и в стране под названием СССР в целом.

Ездил по экспедициям, исколесил весь Северный Кавказ, Ставропольский и Краснодарский край, Адыгею, Казахстан. Потом работал за границей. Приезжал в Баку ненадолго, понимал, что что-то не так, но в подробности не вдавался. А начало происходить вот что. «Миацумщики»- нацисты, воспользовавшись ослаблением власти, связанной с перестройкой, решили сделать свой традиционный финт ушами: начать погромы и изгнание азербайджанцев из Аскерана, Кафана, Нагорного Карабаха, Еревана и других городов; выгнать сотни тысяч мирных людей; быстренько провести референдум и присоединить Нагорный Карабах к Армянской ССР, якобы по Конституции Советского Союза. Все, типа, законно.

... И в спину нож

И в уши ложь

И начались бои

И оказалось вдруг чужим и враждебным

Все, что считали своим...

В 1987 - 88 годах в республику хлынули первые беженцы и, приезжая ненадолго в Баку, я видел толпы несчастных обездоленных людей, потерявших родных и близких, свои дома и имущество, ослепленных ненавистью. Но в подробности я не вдавался. Интернета тогда не было, а советские газеты, журналы и телевидение почти ничего не рассказывали о ситуации.

В одной из последних моих песен, которая посвящена всем этим событиям, есть такие слова: "... А большинство никак не хотело понять, Что это и есть война", - это конкретно про меня и мое тогдашнее окружение. Мы многого тогда не понимали. 

А потом в город пришли танки. И этого точно никто не ждал».

«…А в Парке Влюбленных кто-то бросает черные розы»

«В ночь с 19 на 20 января 1990 года я был в больнице рядом с отцом. Ему только провели операцию. Я старался никуда от него не отходить, так как состояние было тяжелым, - описывает события той ночи Эльхан Челеби. – Была уже глубокая ночь, когда за окнами неожиданно началась перестрелка. Отец попросил меня выйти на балкон, посмотреть, что происходит.


 

Зрелище, честно сказать, было то еще: со стороны стадиона имени Тофика Бахрамова в воздух летели красные, трассирующие пули. Я даже не сразу понял, что происходит. Но уже через несколько минут увидел колонну танков, движущихся по улице. А еще минут через 20-30 во двор больницы начали поступать первые раненые»…

Почему в этот момент он тут же оставил отца и ринулся помогать врачам и медперсоналу больницы, Э.Челеби не понимает даже сейчас. Возможно, чтобы не дать даже крохотную возможность мозгу осознать происходящее.

«…Раненных было очень много, и мы не успевали затаскивать их в больницу. Белоснежный пол коридора клиники был красным от крови. Творился хаос. Многие умирали прям на носилках, не успевая получить помощь, - вспоминает исполнитель. -   Дежурные врачи боролись за жизнь раненых. Помню, как медсестра вышла из операционной, села на пол и зарыдала. Врач приоткрыл дверь и очень сдержанным голосом попросил успокоиться и продолжать свою работу. Посмотрел на меня, - я держал на руках мужчину, не понимая, что он уже мертв. Врач так же спокойно попросил опустить его на пол… Мест не хватало, в воздухе витала безысходность. Я был готов заняться чем угодно, лишь бы ни о чем не думать».

Утром Эльхан забрал отца домой. Несмотря на протесты врачей, Челеби-старший наотрез отказался оставаться в клинике, заявив, что его койка-место нужнее раненым. Сам будущий гитарист пешком отправился в тогдашний Парк Кирова рыть могилы для погибших.

«Страшнее этого дня в моей жизни не было», - рассказывает он...

«Возвращайтесь, я вас прошу…»

… Самир Раджабов на время описываемых событий был влюблен, но предмет тогдашних воздыханий поэта заболела желтухой и ее уложили в больницу.

«Сейчас я уже не помню точно, как назывался этот инфекционный центр, и где именно он находился. Помню, что надо было ехать на такси за город, в сторону Мардакян. И вот я, со своим другом детства Адылем, вышли в ночной город, поймали какого-то частника на "Москвиче" (такси тогда не было по определению – ред.) и поехали, - вспоминает Самир. - Представь, ночь, фонари не горят, темень. Мы мчимся и вдруг неожиданно встали в пробку. Прям огромный такой затор из автомобилей, что в то время тоже было нереально. И тут наш водитель, как закричит: «Бежим!», и первый выскочил из машины. Мы тоже, ничего не понимая, побежали. Смешались с толпой людей, которые тоже выскакивали из своих машин и неслись в противоположную от движения сторону. Мельком я успел увидеть только монстроподобный танк, с ослепляющими фарами, который наезжал на автомобили в метрах 50 от нас и давил их всмятку… В суматохе я располосовал рукав дубленки, Адюша тоже там себе что-то зацепил... Бегом добрались до нашего дома и разошлись по квартирам».  

«Осознавал ли я тогда что происходит? Нет, конечно. Я вообще до последнего был не в курсе масштабов той глобальной трагедии, которая произошла в ту ночь. Уже сейчас я понимаю, что мы чудом остались живы, - продолжает наш визави. - А на утро начались телефонные звонки, люди передавали друг другу ужасные новости. Я выходил в город, видел танки и БТРы, которые грозно поводили хоботами своих орудий, как бы целясь в людей. Помнишь фильм с Томом Крузом "Война миров", про нашествие марсиан, по мотивам Герберта Уэллса? Мои тогдашние  ощущения  - прям  один в один.

А потом ввели комендантский час. И настал март. Я уехал на нашу геофизическую базу в Шеки и уже там, в полном одиночестве в большом, старинном деревянном доме со скрипучими полами, двумя крыльями и черепичной крышей с чердаком, я по ночам начал писать песни обо всем увиденном и пережитом. Так и появилась песня "Возвращайтесь".

".... Завистливые пулеметы

Готовят свинцовые дозы

А в Парке Влюбленных кто- то

Бросает черные розы...

Возвращайтесь!

Возвращайтесь!

Я вас жду...".

Ровно через 10 лет на эту песню будет снят клип, текст переведен на английский язык, и его регулярно начнут «крутить» как в Азербайджане, так и при помощи нашей диаспоры продвигать во всех странах...

«Мы снова построим свои дома, И проведем в них свет…»

А потом, Эльхан Челеби ушел воевать. Рассказывать и вспоминать об этом он не любит. Самира Раджабова, несмотря на то, что в армии он был командиром танковой бригады, из-за проблем со зрением, из военкомата «развернули» обратно…

Э.Челеби уверен, что несмотря на весь ужас 20 Января все равно положил начало светлому будущему нашего народа. «Этот день сплотил весь народ Азербайджана вне зависимости от нации и вероисповедания. Для меня этот день не столько день скорби, а столько день возрождения и консолидации», - говорит он.

 

 

 

 

 

# 6480
avatar

Алена Мясникова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#