Политика
- Главная
- Политика
У Азербайджана есть и такая тактика: не мытьём, так катаньем, постепенно, продвигать свои войска на запад

Первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, участник экспертно-аналитической лиги «Ресурсные стратегии» МГУ им. М.В. Ломоносова, российский политолог Григорий Трофимчук подготовил специально для Vesti.Az свои заметки о происходящих событиях вокруг карабахского конфликта.
Апрельские события в Карабахе
В целом, апрельские события (как бы и кем бы они ни были начаты, – в этом пусть разбирается МГ ОБСЕ) являются чётким выражением намерения Азербайджана перейти из двадцатилетнего переговорного процесса к более осязаемым, в конечном итоге, результатам.
Не будет ошибкой констатировать тот факт, что Баку учитывал в этих условиях и позицию Российской Федерации по Крыму, так как такая постановка вопроса давала основание, алиби для Азербайджана активировать и свои, аналогичные пункты. Но повторю здесь ещё раз: Азербайджан достиг в начале апреля тактического успеха, не думая о стратегии, так как рассчитывал на то, что для нового этапа оперативных переговоров, хватит и этого.
Но ситуация явно затягивается, – и возникает резонный вопрос, не зайдёт ли в тупик и она. Что создаст уже новый, дополнительный комплекс проблем, так как азербайджанская армия не отошла на линию по состоянию на 1 апреля 2016 года, находясь там, где она стоит сегодня.
Встреча в Вене
Встреча в Вене была нужна, прежде всего, США, чтобы усилить своё участие в решении карабахского конфликта уже на новом этапе. При этом Вашингтон предусмотрительно не выдвинул, пока что, каких-то совершенно особых, инновационных тезисов, лишь подчеркнув, что базирование диалога на прежних принципах 1994 года его вполне устраивает.
На деле, Вашингтон, естественно, имеет уже в запасе собственную программу развития процесса, в том числе связанную с «НКР». Показательно, что первая встреча президентов двух конфликтующих сторон, Азербайджана и Армении, прошла после апрельских боёв именно по инициативе Запада, в то время как после предыдущего серьёзного обострения (август 2014 года) такая инициатива была по-прежнему в руках Москвы. Я бы обратил на эту, казалось бы, малозначительную, техническую деталь особое внимание.
Ожидания от июньской встречи
Пока ожиданий мало, кроме самого факта такой встречи. Если эта следующая встреча пройдёт на территории России, то в таком случае ей необходимо перехватить инициативу у США, выдвинув какие-то предложения, которые бы заметно отличались от прежнего, многолетнего набора слов.
В противном случае, после этого Америка пойдёт вперёд. Формализм – уже не работает, общие слова потеряли свою значимость. Тем более, на фоне всеобщего обострения: украинской и сирийской войн, других дестабилизирующих факторов. Самым плохим исходом для стран региона – РФ, АР, РА – будет такой простой расклад: Баку и Ереван сталкиваются между собой до полного и окончательно истощения, что позволит Западу переформатировать Южный Кавказ по своему усмотрению.
Ещё раз хочу повторить: следующая встреча по Карабаху не должна быть формальной, так как многие только этого и ждут.
Возможно ли возобновление военных действий?
Естественно. Кто-то считает, что в запасе у Азербайджана теперь есть и такая тактика: не мытьём, так катаньем (как это говорится в русской поговорке) постепенно, медленно продвигать свои войска на запад от уже освобожденной карабахской полосы. Медленно, но верно.
Это как бы и не война, а просто настоятельное давление в иной форме: выдавливание. Наверное, есть и другие практические идеи, однако все они – если не найдено официальное базовое согласие между Баку и Ереваном – ведут только к одному итогу: новой полномасштабной войне.
Если Армения ещё лет шесть-семь назад и могла рассмотреть какую-то часть «мадридских протоколов» в практической плоскости, то сейчас это абсолютно исключено, так как, по мнению Еревана, нарушено одно основополагающее условие: безопасность в регионе.

Vesti.az

Ялчин Рафиев принял участие в специальной встрече высокого уровня Европейского союза

Эмин Амруллаев встретился со студентами в Турецко-Азербайджанском университете

США и Австралия подписали соглашение по редкоземельным элементам

Халаф Халафов провел встречу с главой МИД Ирана

Посол Палестины встретился с замглавы МИД Азербайджана

Минцифры Казахстана: Азербайджан и Казахстан создают цифровой союз будущего