Профессор Мамедгусейн Гусейнов: Не думаю, что появится армянин, который попросит прощения за украденные азербайджанские ковры - ИНТЕРВЬЮ

Мамедгусейн Гусейнов

Мамедгусейн Гусейнов

20 апреля 2023
# 20:00

Ковроделие – это один из традиционных, старинных видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана. Старшее поколение утверждало, что ковер хранит в себе тайны ушедших времен и является посланием в будущее, ведь мы начинаем свой земной путь, ступая по ковру, и заканчиваем его в вечном пристанище, завернутые в ковер.

Первыми в мире создателями ковров являются кочевые тюркские народы, занимавшиеся овцеводством. Не одно столетие умение в изготовлении ковров передается из поколения в поколение.

Сегодняшний гость Vesti.az  - ведущий научный сотрудник Отдела научных исследований и сохранения национального наследия Азербайджанского национального музея ковра, заслуженный художник, профессор Мамедгусейн Гусейнов ответил на вопросы о судьбе карабахских ковров, о Шушинском музее ковров, о планах после победы во Второй Карабахской войне.

 

- Мамедгусейн муаллим, какое значение ковер имеет в быту?

- Ковер – это не только часть домашнего интерьера. Помню, в 2014 году наш президент Ильхам Алиев в Бодруме на IV Саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств встретился с президентом Туркменистана. Возник разговор о коврах, и Ильхам Алиев сказал замечательные слова: «По внешнему виду азербайджанских ковров можно понять, что они являлись не только декором в домах». Это очень интересная мысль, которая заставляет задуматься. Азербайджанские ковры делятся на две категории: для продажи и специального предназначения. Испокон веков источником дохода для людей, живущих на территории Азербайджана, являлось земледелие, овцеводство, шелководство, ковроткачество, производство шерсти и так далее. Империи и страны, через которые проходил Шелковый путь, приобретали азербайджанское великолепие, наши ковры. Коврами, предназначенными на продажу, люди торговали.   Тканые же полотна, на которых были изображены домашние сцены, в которые был вложен глубокий посыл любви, счастья, надежды, религии, передавались от отца к сыну, из поколения в поколение.

Вы знаете, рисунок на каждом ковре повествует о чем-то конкретном, говорит людям о том, для чего он был создан.

К примеру, ковры «Джаханнума» были удостоены находиться только во дворцах, на самых видных местах. На них были изображены государственные атрибуты, на таких коврах восседали ханы, короли, султаны.

Было принято ткать ковер для новорожденного, его тоже передавали дальше по родственной линии. Конечно же, такие ковры не продавались.

Традиционно в Азербайджане ушедших в иной мир провожают в последний путь именно в ковре. Это заложено в нашей истории, культуре. Есть поверье, если человека проводить в последний путь на ковре, то он попадет в рай.

Созданный для похорон ковер имеет отличительные признаки, ковровые элементы, имеющие сакральный смысл, который означает, куда после смерти попадет человек, где он в итоге окажется. Они отличаются даже цветовой гаммой: мужчин хоронят на коврах с более темными оттенками, а женщин - с яркими, бордовыми, красными.  

Также стоит отметить, что во время праздничных торжеств, например свадеб, тоже использовались ковры. Невесты ткали для своих суженых ковры с изображениями сцен охоты, лесных пейзажей. Там же обязательно были вытканы знаки, рассказывающие о личности его владельца. В современном мире люди обходятся без таких отличительных символов.

Вспомним ковер, который вешали на стену, к нему крепился саз, украшающий его, а еще раньше на нем располагались небольшие коллекции холодного оружия. Сегодня настенные ковры украшают портреты наших шехидов, отдавших свои жизни во имя спасения родины.

Вышеперечисленные примеры гласят о том, как тесно наша культура во все времена соприкасается с коврами, я бы даже сказал, что ковры являются неотъемлемой частью нашей жизни. Помимо этого, существуют ковры, которые что называется служили государству. На них изображалось засекреченное послание в виде определенного набора знаков, доносившее нужную информацию адресату. Поэтому, все секреты, связанные с коврами, до сих пор не раскрыты. Для этого нужны время, усилия и огромное работа.

Азербайджанские ковры подобны сундуку с замком, к которому подходят далеко не все ключи. Кто не сможет открыть «замок», будет видеть ковер только в качестве декора для своего дома, такому хозяину изображенные тайные смыслы ничего не расскажут. Тот же, кто сумеет подобрать ключи, откроет удивительный мир загадок, знаний, энергий.

 

- В Карабахе, в Шуше, существовал филиал Национального музея ковров, в котором хранилось большое разнообразие старинных азербайджанских ковров. Но еще в период Первой Карабахской войны он был разграблен, и сейчас об этом музее почти ничего не известно. Можете просветить нас по этому поводу?

- Да, вы правы, в Карабахе, в городе Шуша, еще до начала конфликта находился музей, который был разрушен армянами во время Первой Карабахской войны. Его открытие состоялось в 1987 году.

В создании шушинского музея сыграл огромную роль выдающийся художник и ученый Лятиф Керимов. Напомню, что первый Музей ковров был открыт в 1967 году в Баку. А музей в Шуше являлся своего рода филиалом  бакинского музея.

Шушинский музей ковров был расположен в доме генерала Мехмандарова. Этот исторический жилой комплекс дворцового типа в Шуше представлял собой один из наиболее интересных образцов архитектуры Азербайджана XVIII века.

Во времена Советского режима дом был экспроприирован у его хозяев, после чего помещение стали использовать как больничный стационар. Но так, как здание было очень красивым и довольно крепким, оно было частично отремонтировано и отдано под создание музея карабахских ковров и других ценных экспонатов. В то время в музее хранилась богатая экспозиция.

Хочу заметить, что в музее хранились не только ковры, но и различные экспонаты. Сам музей просуществовал вплоть до Первой Карабахской войны. В феврале 1992 года по инициативе Минкультуры и руководства шушинского музея все ценные экспонаты были оперативно перевезены в Барду, а оттуда перенаправлены в Баку, в тогда еще Государственный музей ковра и народно-прикладного искусства имени Лятифа Керимова (ныне Азербайджанский национальный музей ковра).  

По сегодняшний день ковры и остальные экспонаты находятся в целостности и сохранности. После победы Азербайджана во Второй Карабахской войне Шуша благоустраивается, в этой связи планируется восстановление и открытие в скором времени нового Шушинского музея ковров. В данное время при поддержке фонда Гейдара Алиева, а также президента Ильхама Алиева, в Шуше уже создан замечательный просторный музейный павильон по типу галереи.

 

- Какое количество экспонатов планируется перевезти из Баку в Шушу?

- Экспонаты, которые в 90-х были спасены от армянских вандалов, будут перевезены на свои исконные шушинские земли сразу после начала функционирования музея. Планируется отправить около 80 ворсовых и 35 безворсовых ковров с древними азербайджанскими орнаментами.

Надо сказать, что открытие шушинского музея внесет свою немалую лепту в развитие культуры и искусства азербайджанского народа. Тем, что работа музея будет возобновлена, мы хотим показать всему миру, что помним свою историю, наследие, оставленное нашими предками. Хочу также отметить, что в новом шушинском музее будут выставлены не только азербайджанские ковры, но и множество различных предметов, полученных, в том числе, в результате археологических раскопок, оставивших неизгладимый след в культуре азербайджанского народа.

 

- Если ковры из шушинского музея были спасены, то какие азербайджанские ковры армяне выставляют в музеях по всему миру, выдавая их за свои?

- Во время оккупации Карабаха армяне захватили множество азербайджанских ковров, которые находились как в учреждениях, так и в домах азербайджанцев. Они были украдены и перенаправлены в Ереван. Награбленное на азербайджанских землях на протяжении 30 лет выдавалось армянами в Европе и России, а также во многих восточных странах, как свое имущество. Менялись названия азербайджанских ковров, им давались вымышленные армянские наименования. И потому многие работники ведущих музеев мира, плохо разбирающиеся в ковровом деле, в свою очередь стали выдавать азербайджанские ковры за армянские, и приложили руку к переименованию исконных азербайджанских ковров в армянские.

 

- Возможно ли будет со временем вернуть украденное?

- То, что своровали армяне, обратно вернуть очень сложно. Но ничего не проходит бесследно, им это еще аукнется. К примеру, в европейских странах азербайджанские ковры были проданы армянами в частные коллекции. На этом были заработаны немалые деньги. Присваивать чужое имущество, да еще выдавать его за свое — это большой грех! Появился бы порядочный армянин, вернул бы все азербайджанские ковры и экспонаты, и сказал: «Простите, мы украли их во время войны, но они принадлежат азербайджанскому народу».

- Вы правда верите, что такое возможно?

- Я сейчас говорю об этом как гуманист, но в такую возможность, конечно, не верю. Потому что присвоение армянами азербайджанского наследия произошло не во время Первой Карабахской войны, этот процесс длится веками. Если они за столетия не признали воровство не только азербайджанских ковров, а также музыки, кухни и многого другого, не верится, что сейчас они смогут признать свою вину и назвать себя ворами.

На территории Карабаха было множество исторических памятников. Армянские солдаты, не разбирающиеся в культуре и искусстве, разрушили, уничтожили их своим оружием. Но они не подумали о том, что эти памятники принадлежат не только Азербайджану, а являются частью общемировой культуры и истории!  

 

- Как вы считаете, удастся ли доказать, что ковры – часть азербайджанского наследия, были украдены?

- По этому делу ведется работа, но для того, чтобы доказать кражу, необходимо провести ряд определенных действий.

Я знаю, у нас все получится, наш труд не напрасен, так как имеются все необходимые доказательства. Существуют настоящие исторические наименования ковров, которые впоследствии были переделаны на армянские. К примеру, Лятиф Керимов после 40-х годов занимался процессом классификации азербайджанских ковров и подтверждал их происхождение. И сегодня европейцы знают азербайджанские ковры не по композициям, строению рисунков на коврах, а по их именам, например, «Малыбейли», «Ханлыг», «Нахчыван» и многие другие. Перед такими фактами армяне беспомощны.

Например, в известном российском этнографическом музее, созданном еще Петром I, коллектив которого мировоззренчески близок к армянскому мышлению, к сожалению, азербайджанские ковры были выставлены под армянскими названиями. В этой связи к ним обратилось руководство нашего музея в лице директора музея Ширин Меликовой, и после длительного общения и разбирательства истина восторжествовала - ковры, выставленные под армянскими наименованиями, на самом деле являются азербайджанскими. Была выпущена в свет книга, подтверждающая правоту наших действий. Она, кстати, представлена в том этнографическом музее. Это большая победа для нас.

Идентичная ситуация произошла в Турции в стамбульском музее, в котором тоже были выставлены азербайджанские «Драконовые ковры» под обобщенным названием. Для турецкого музея нами также была написана и издана книга в виде каталога с подлинными обозначениями азербайджанских ковров. Армяне в большинстве своем живут не только в европейских странах, но проживают и на территории Турции, поэтому у них много возможностей и большое пространство для предоставления ложной информации об экспонатах, принадлежащих азербайджанскому народу. Но работа нашего музея ставит барьеры, которые доставляют им трудности в распространении лжи и фальсификаций. И это можно назвать большим успехом для нас. Как мы относимся с уважением к истории и культуре всех народов мира, также требуем, чтобы уважали и чтили ценности азербайджанского народа!

- В мировых музеях существуют экспонаты так называемых персидских ковров. Имеют они отношение к азербайджанскому ковроткачеству или нет?

- Этот вопрос очень актуален на сегодняшний день. Из множества известных азербайджанских ковров у нас имеются тебризкие ковры. Скажу вам так. В мире происходят политические и исторические изменения. Исторический Азербайджан не ограничивается сегодняшней политической географией. В историческом контексте наша страна имеет очень богатую историю, которая охватывает территорию ближнего Востока до границ с Византией. Азербайджанское ковроткачество в Иране развивалось с древних времен.  Существовала Тебризская школа ковроткачества, которая включает в себя две большие группы: ардебильская и тебризская. В Европейских галереях их, к сожалению, часто представляют как персидские ковры.

В Иране традиции ковроткачества поддерживаются в основном в Тебризе и близлежащих районах, а также оказывают влияние на производство ковров в других районах Ирана. Если взять, к примеру, Хорасан, то это территория проживания тюркского населения, и 70-80 процентов производимых здесь ковров создавались мастерами тюркского происхождения. И, несмотря на это, на ковры, производимые в Хорасане с точки зрения композиции и художественного оформления оказывает влияние тебризская школа ковроткачества. Например, ковры, которые производятся в Зенджане, Хамадане, Газвине и других городах, расположенных вокруг озера Урмия, все относятся к азербайджанским тюркам. С этой точки зрения мы претендуем на признание этих ковров азербайджанскими. Несмотря на то, что мировые центры искусствоведения, ковроведения, а также центры, изучающие мировое культурное наследие, не разделяют нас, изучают в двух плоскостях, как персидские, так и кавказские. И когда наше ковроткачество, являющееся неотъемлемой частью нашей культуры, изучается как часть персидского или кавказского, это не дает нам возможности открыто представлять его как азербайджанское. Например, в советский период истории наши ковры изучались как часть кавказских ковров, но дело в том, что 99 процентов кавказских ковров произведены азербайджанскими тюрками. Другие народы Кавказа, например, грузины, армяне, дагестанские народы, если и производили ковры, то заимствовали орнаменты, идею, рисунки. Национальное искусство всегда отражает свою этническую принадлежность. А в итоге, когда изучаются кавказские ковры, появляются армяне, которые пытаются представить себя в качестве их создателей.

 

-  Что для вас означает имя Лятифа Керимова?

- Лятиф Керимов был моим учителем, и это дает мне возможность гордиться этим. Он внес неоценимый вклад в искусство ковроткачества Азербайджана и другие различные отрасли искусства нашей страны. Он, как никто другой, был хорошо знаком с национальными аспектами азербайджанских ковров, был на «ты» с их художественными особенностями и технологиями. Выдающаяся личность, большой художник, проделавший огромную работу по популяризации нашего национального достояния в мировом масштабе.

 

- Спасибо за интересную беседу!

# 15618
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#