От антикварной лавки до Royal Ascot: история успеха Самиры Исмайловой - ИНТЕРВЬЮ
Самира Исмайлова — имя, которое для многих стало синонимом элегантности и индивидуальности. Ее путь в модной индустрии начался с детской увлеченности рукоделием и художественной вышивкой, и сегодня она успешно совмещает креативный подход с глубоким уважением к традициям.
Коллекции Самиры Исмайловой вдохновлены богатым культурным наследием Азербайджана, а костюмы создаются с учетом уникальности каждого клиента. Начав свой путь с национальных жилетов, она дошла до участия в престижных модных выставках, таких как Royal Ascot, и работы со звездами.
О том, как вдохновение превращается в шедевры, каково это — быть дизайнером на пересечении эпох, и почему важно верить в свои корни, читайте в эксклюзивном интервью Vesti.az с Самирой Исмайловой.
- Ты с самого начала мечтала о карьере кутюрье?
- На самом деле, изначально я мечтала стать дизайнером интерьеров. Но судьба распорядилась иначе. В год моего поступления в художественное училище имени Азим-заде открыли факультет художника-модельера. Я сопротивлялась: у меня была четкая цель, и я не планировала ее менять. Однако моя мама, которая хорошо знала мой характер и видела, чем я занималась, настояла на том, чтобы я попробовала. Она верила в меня, и как оказалось, не зря.
На тот момент я уже имела множество навыков в рукоделии. Я создавалa красивые национальные костюмы и даже продавала свои работы. Помню, как мои жилетки, расшитые национальными узорами, были нарасхват среди иностранцев. В Ичери Шехер тогда открылся небольшой антикварный магазин, который держали две грузинки. Им так понравились мои работы, что они буквально скупали жилетки прямо у меня из рук.
Кроме того, я принимала активное участие в международных конкурсах, организованных при поддержке посольств разных стран. Дипломов за те годы у меня накопилось просто невероятное количество. В Дворце пионеров имени Гагарина, где я занималась рисованием, у нас был замечательный педагог. Она вдохновляла нас на креативные проекты, и мы создавали коллекции стилизованных костюмов, которые успешно представляли на конкурсах.
И, конечно, огромную роль сыграла моя мама. Она с детства привила мне любовь к шитью и художественной вышивке. Именно она подарила мне книгу с редкими национальными узорами, по которой я вдохновлялась. Тогда я буквально жила этим делом, и эта страсть определила мой путь в мир моды.
- Я знаю, что мама у тебя очень хорошо вяжет. В том числе ажурные скатерти, накидки…
- И вяжет, и тогда она делала прекрасные вышивки. И именно она настояла на моем поступлении в художественное училище на факультет моды.
К тому же, я только экстерном окончила 9-й класс, и все педагоги советовали переходить из общеобразовательной школы в специализированное учебное заведение, так как было опасение, что я могу «перегореть». Опять же, у меня как у рисовальщика была профессионально «поставлена рука» … Вот так я поступила в училище и параллельно ходила занималась в Институт искусств, посещала всевозможные занятия. И хотя я была там самая маленькая и совсем не студентка, педагоги мне были рады, а мне все это очень нравилось.
Занятия в училище тоже были насыщенными, возможно еще и потому что мы были первым выпуском данного факультета, нас всего-то было 6-7 девочек. И, конечно же, многим успехам в своей карьере я обязана именно художественному училищу Азим-заде и его педагогам, которые все имели большой опыт, в том числе и в сфере модной индустрии.
Учебная программа в одинаковой степени была нацелена, чтобы из нас вышли полноценные художники, модельеры и конструкторы. То есть, нам дали полный спектр знаний.
- Ты сразу по окончании учебы начала работать самостоятельно?
- Нет. Мой первый опыт был у модельера Сабины Гусейн, она тогда готовила коллекцию на морскую тематику и искала творческих людей, которые могут вышивать. А у меня очень хорошо получались ручные работы, я себя в этом реализовывала и по совершенной случайности я к ней попала. Сабина давала мне свои эскизы, и я по ним уже креативила и представляла, что может получиться на готовом изделии. Помню, была даже специальная шкатулка с эскизами… Я тогда с головой окунулась в творчество и мне это безумно нравилось.
Потом я попала к Наргиз Джамал, это было уже совершенно другое направление. У нее я получила навыки работы с кожей, по обуви, по аксессуарам… Ну и после я работала в крупных Домах моды в Баку. Долгое время руководила ателье. И только после всех этих скитаний, в которых я понабралась опыта, я решилась начать работать сама на себя.
- Страшно было уходить в «свободное плавание»?
- Знаешь, я поняла, что когда человек творческий и к тому же независимого склада, то ему проявлять себя намного легче, чем когда он находится в каких-то рамках и ограничениях. И уже больше 10 лет я работаю самостоятельно, сама на себя, как ведущий креативный директор своего ателье.
- Почему ты называешь это «ателье», а не «дом моды» или «модельное агентство», хотя вы готовите собственные коллекции, создаете сезонные образы и т.д.?
- Может быть, я смотрю на свое творчество немного иначе. Мне важно не просто создавать одежду, а вкладывать в каждую вещь индивидуальность, историю, душу. Я не люблю повторяться. Если ты бренд, то создаешь коллекцию, отправляешь модели в производство, и всё — их раскупают, люди носят, цикл завершается. Мой подход совершенно другой, и я не готова от него отказаться, даже несмотря на современные тенденции.
Сегодня мы живем в эпоху, когда «кутюрный» подход, казалось бы, уходит в прошлое. Всё больше появляется так называемых «Домов моды», где дизайнеры сами не работают руками. Они просто берут картинку из интернета, немного её изменяют и выдают за авторскую работу. Но таким образом невозможно выйти на по-настоящему большие показы, создать что-то, что запомнится.
Для меня важно сохранить уважение к традициям высокой моды, к тому мастерству, которое делает вещь уникальной. Это не просто одежда, это искусство, которое невозможно подделать или упростить ради быстрой коммерции.
- Но у нас были все же те, кто выходил со своими коллекциями на европейские подиумы…
- Конечно. Но это те, кто создавал авторские коллекции: Сабина Гусейн, Лейла Ахмедова… Возможно то, что они делали и делают не всем по вкусу и у кого-то иное представление о сочетаниях, камнях, моде – но все это очень индивидуально. И, конечно, нельзя не отметить, что в их коллекциях чувствуется и тонкий вкус, и сочетание, казалось бы, несочетаемых элементов…
Опять же, выход на международную арену со своей коллекцией — это сложный и затратный процесс и это совсем не похоже, например, на участие в художественной выставке: ты отправил картину, её оценили, купили, и ты вернулся домой работать над новыми идеями. С модой всё иначе. Чтобы представить коллекцию за границей, нужно не только создать уникальные вещи, но и пройти отбор, соответствуя всем заявленным требованиям. А участие в показах, к тому же, оплачивается отдельно. Что ты получишь взамен — большой вопрос. Главная цель таких мероприятий — расширение рынка сбыта. Но здесь многое зависит от того, насколько твоя коллекция совпадает с вкусами и тенденциями европейской модной сцены.
Я, например, участвовала в Royal Ascot — всемирно известных королевских скачках в Лондоне. Это было в тот год, когда несколько дизайнеров из Баку представляли свои работы. Я лично привезла коллекцию шляпок. Помню, как приятно было осознавать, что мои шляпки нашли своих покупателей, в то время как другие возвращались с коллекциями обратно в Азербайджан.
Я гордилась собой, ведь всем известно, какое внимание англичанки уделяют шляпкам. У них работают мастера с многолетним опытом, причём многие из них — при королевском дворе. А я создавала свои шляпки без специального оборудования, без элементарных болванок, которыми пользуются профессиональные шляпники.
К сожалению, на следующий год я уже не участвовала в этом показе. Но это не умаляет того факта, что талантливых и креативных дизайнеров ищут во всех уголках мира. Если у тебя есть дар, вкус и стремление, то ты можешь принять участие в любом модном показе. Вопрос лишь в том, как правильно воспользоваться этим шансом.
- Сейчас на подиумы Европы широкими шагами выходит Восток… То есть, наши кутюрье могут стать нарасхват?
- Восточная мода она завораживает Европу, в ней много красок, блеска, яркости. Восток любит женщин и любит их украшать…
Что же до наших модельеров, то давай по-честному, кто у нас делает восточные коллекции? У нас же никто не уходит в дебри восточных коллекций, а делают моду, которая берется, образно говоря с ведущих арабских модельеров, немного их стилизуют и выдают за свое. К сожалению, это правда. Практически никто не делает своего, а на некоторые «авторские» работы смотришь и думаешь: уж лучше бы она копировала.
Опять же повторюсь, у нас есть хорошие дизайнеры одежды, они выходят на показы, но их очень мало и данная индустрия будет еще долго развиваться в Азербайджане. Ей однозначно есть куда расти.
- Какие сейчас тренды на одежду в обществе, у среднестатистического потребителя?
- Сегодня в тренде: надел и выкинул. Если раньше люди реально вкладывались в вещи, которые будут отображать образ и носиться возможно годами, то сейчас представление меняется, появилось большое число дешевых онлайн-продаж и потребитель думает: зачем я буду платить большую сумму денег за одно, допустим, платье, если за эту же сумму могу набрать себе кучу шмотья?
И эта тенденция, согласитесь, касается не только моды, но и всего, начиная от интерьера и, заканчивая общепитом.
Тем не менее – и я это вижу и чувствую - есть и будут люди, которые ценят то, что мы называем высокой модой, которые хотят, чтобы для них создавали что-то индивидуальное и сложное, что несло бы в мир нотку его души. Человек, который по натуре личность, не захочет быть зомбированным под одну шеренгу с другими.
- Но ты тоже согласись, что мода от кутюр достаточно дорогое и далеко не каждому доступное удовольствие…
- Если человек что-то делает для тебя лично, он удовлетворяет твою потребность в том, что тебе сейчас необходимо. В каждую работу, в каждое платье, в каждую, сделанную мной вещь я вкладываю себя. То есть, я живу этими вещами, у меня совсем другое видение этого бизнеса и оно больше творческое.
Отношение же большинства людей к отечественным производителям любой продукции, и это не только в индустрии моды, довольно скептичное. Паритет отдается буквально во всем зарубежным товарам: мебели, посуде, ювелирным изделиям. Кажется, у нас только ковры хорошо продаются, потому что опять же – азербайджанский ковер сегодня бренд.
Но в той же Европе ручной труд очень дорогой, для них это большая ценность, что человек что-то может делать руками. И никогда швея в Италии, которая сидит всю ночь за пошивом, не продаст свое изделие за дешево.
Конечно же обывателю легче купить ширпотреб, надеть его и пойти, чем копить деньги на «платье мечты» и после еще ждать, когда его для тебя сделают. И здесь опять все сугубо индивидуально: хотите вы слиться с массой, или желаете выделяться из толпы.
Давайте все же согласимся, что мода отвечает, в том числе, и за формирование нашего внутреннего мира и происходящее в модной индустрии показатель того, какое направление навязывается человечеству. И каждый должен выбрать и заявить, согласен он стать серой массой или все же остаться личностью.
— Это все, конечно же, прекрасно, но мы живем в слишком скоростных реалиях, при которых большинство женщин разрывается между семьей, работой – а иногда не одной, детьми с их многочисленными секциями и занятиями и пр. И мода «от унисекс» с ее свитерами – балахонами, широкими штанами и грубыми удобными ботинками кажется намного уместнее и удобнее моды «от кутюр»…
- Я думаю, если сейчас любому задать вопрос: вы хотите видеть в массе своей бесполое общество или все же женщин, сохранивших в себе этот женственный флер? - большинство будет все же за второй вариант. При любой моде незначительным нюансом: сумочкой, заколкой, брошью - можно подчеркнуть женственность. Я понимаю, что каблук не всегда удобно и не все умеют его носить, но он должен присутствовать в женском гардеробе, пусть небольшой. Кроссовки – замечательно, и сегодня дизайнеры предлагают множество более женственных моделей. Ну и так далее… Дизайнерская мода предполагает в себе и унисекс, и спортивные коллекции…
- Ну как расшитые джинсы Роберто Кавалли…
- Расшитые джинсы Кавалли – это работа мастера от кутюр. Но у него есть, и прекрасная джинсовая коллекция прет а порте, то есть рассчитанная на массового потребителя.
- Как ты в общем оцениваешь вкус большинства наших дам?
- Вкус формируется по факту в подростковом возрасте обществом, семьей, уровнем образования и тем, что мы «поглощаем» из пространства ТВ, Интернета, всевозможных шоу, фильмов, страниц соцсетей… И именно на нем строится работа модельеров, которые каждый сезон запускают определенные акценты, чтобы направлять людей в нужное русло.
Если говорить конкретно про Азербайджан, мы все-таки любим все копировать. Хотя, нужно отдать должное, если раньше вообще все было шаблонно, сегодня все больше людей хочет иметь более индивидуальный образ. За ним, собственно, ко мне и приходят.
- С кем тебе интереснее работать, с моделями или, скажем так, с теми чья фигура далека от идеала?
- Когда ты работаешь с моделью, то можешь шить на нее любую свою фантазию. Но, если мы будем говорить об интересе и сложности работы, то тогда мы станем приводить в пример фигуры, которые все же имеют те или иные изъяны, в которых нужно что-то скрыть, подчеркнуть определенные достоинства и правильно посадить костюм или платье. Поэтому «неправильных» фигур для меня в принципе не существует. Мне нравится делать женщин счастливыми, когда женщина улыбается, глядя на свое отражение, наслаждается им, то именно от этого мгновения я и получаю удовольствие.
- Любую фигуру можно при помощи наряда сделать красивой?
- Любую. Я, конечно, не пластический хирург, но визуально правильно сконструированный наряд всегда может облагородить человека, сделать его стройнее, симметричние… Другое дело, что не всегда клиенты тебя слушают. И иногда с ними приходится соглашаться, потому что человек должен, прежде всего, комфортно себя чувствовать. И если ему некомфортно в том, что ему я навязала, то эффекта не будет. Главное найти эту золотую грань между желанием клиента и твоим видением, то получится именно то, что надо.
А так как в основном все клиенты говорят о своих личных желаниях и мое мнение их мало волнует, то моя задача, не просто угодить их «хотелкам», а подобрать правильный индивидуальный ключик, получить доверие и рекомендовать лучшее. В принципе, с этим у меня проблем нет.
- Ты себя часто называешь швеей… А ты все-таки швея иди модельер?
- Ну меня так просто нередко называют. Люди думают, если я держу в руках нитку с иголкой и вышиваю, то я соответственно швея. Мне совершенно все равно как меня называют, главное, как я себя ощущаю. А мне важнее сейчас создавать новые тренды и технологии, воплощать их в жизнь, находиться в постоянном ворохе идей.
Сегодня, больше в СМИ, появились эти разделения: стилист, модельер, дизайнер – все это как бы больше для пиара. Но я на этом никогда не зацикливалась, хотя если разбираться, то я конечно же не швея, а модельер, у которого за машинками сидят именно профессиональные швеи.
- И как я понимаю, твоя основная фишка - вышивки?
- Был период, когда я расшивала полностью платья, потому что не было в продаже расшитых тканей или же были очень дорогие, повторяющиеся и т.д. Поэтому в этом была большая потребность и мне самой это нравилось: когда приходит клиент и ты в фасоне и в вышивке передаешь созвучное ему состояние. За что я и люблю индивидуальную работу.
Но сейчас у меня не так много ручных вышитых работ, мы сейчас больше специализируемся на креативе и это не обязательно работа с бисером, камнями и т.д., а более сложные в исполнении вещи. Как правило я сейчас работаю над сложными по технологии сценическими костюмами.
— Это какие-то шоу?
— Это и шоу, и работа со звездами. Вообще, прошедший 2024-й год был очень значимым для меня, потому что меня пригласили одевать Фаига Агаева на DREAM Fest, что было верхом моего творческого душевного наслаждения: сам проект с участием многих мировых звезд, которых увидишь не каждый день, был очень интересным. Я как будто окунулась в совершенно другой мир.
Были и до этого работы на концертах, на выступлениях – это не первый год, когда я работала со сценой, но здесь все было особенно. И хотя проект сложный, я справилась. На этом же фестивале я поработала с еще двумя звездами: Дилярой Кязимовой, имя второй нашей популярной исполнительницы я не стану указывать. Работала я в сотрудничестве со стилистом Джабиром Алиевым.
Также в прошлом году было много интересной работы на съемках клипов. К примеру, для Лалы Мамедовой была сделана очень красивая видеоработа. Последний клип с Бриллиант Дадашевой был для меня очень символичен.
Также создавались образы на сольных концертах, например, Хумай Исмайловой.
Также я принимала также участие на знаковых показах; в новогодних проектах, ну и так деле...
- Давай приоткроем небольшой секрет: ты мама троих сыновей, двое из которых уже довольно взрослые юноши; ты востребованная владелица ателье, которая прилагает руку к каждой вещи, выходящей за его пределы; ты всегда прекрасно и со вкусом одета… Когда ты все успеваешь и, кстати, ты занимаешься созданием стиля для своих родных?
- Нет, на них просто не хватает времени. Единственное, обоим сестрам делала их свадебные наряды. Сама же я нередко пользуюсь услугами местных дизайнеров. Например, мне очень нравится то, что делает местный бренд Анара Сканди, есть другие местные брендовые магазины. К сожалению, наши бренды продаются, мягко скажем, недорого…
Ну а когда я все успеваю… Без понятия. Наверное, мне просто нравится то, чем я занимаюсь.
- Как выглядеть модно в 2025-м году?
- Я могу посоветовать всегда, при любых обстоятельствах и в любую погоду, если хотите выглядеть модно, одевайте хорошее настроение. А так, главный успех стильного образа, вне зависимости от года, вам должно быть в нем комфортно.
- В таком случае, юбка или брюки?
- Юбка. Я всегда за юбку, женщина должна оставаться женщиной. Пора снимать штаны и отдавать их мужчинам. Они, конечно, очень удобные, но тем не менее…
- Колготки или чулки?
- Чулки. Сколько бы лет не было женщине, какая бы у нее не была фигура и пусть их даже никто никогда не увидит: женщина в чулках выглядит по-другому, уверяю.
- Каблук или удобные кроссовки?
- Каблук. Пусть маленький, пусть квадратный, но непременно каблук.
- Шапка или платок?
- Шляпка.
- Год только начался, что ты желаешь нашим читательницам?
- Наверное, это всем нам необходимо: любить себя. Многие считают, что под этим подразумевается особая ухоженность, красивые вещи… Но любить себя, это увидеть в себе свою красоту вне зависимости от фигуры, роста, формы носа… Вы не найдете ни в одном мировом музее ни одного шедевра с нынешними канонами красоты при которых все на одно лицо. Поэтому научитесь любить и ценить себя такими какие вы есть. Это настоящее искусство…
Алена Мясникова
В Баку состоялась премьера фильма о первой женщине-пилоте Востока
Disney ответит в суде за якобы украденную идею «Моаны-2»
"Апатия 2" Хикмета Рагимова: новая глава в независимом азербайджанском кино - ПРЕМЬЕРА
Фарид Казаков: Среди моих друзей нет артистов - ИНТЕРВЬЮ
87 лет со дня смерти Микаила Мушвига
Айгюн Бейляр: память о заслуженной ханенде, оставившей яркий след в музыке