Азербайджанский джаз: кризис жанра и надежды…
Музыкальная жизнь столицы Азербайджана не так давно озарилась яркими красками джазового фестиваля, на который съехались известные музыканты и начинающие артисты из разных стран мира. Фестиваль посетила и наша соотечественница, мировая звезда Азиза Мустафазаде. Не удивительно, ведь джазовые традиции в Азербайджане очень сильны и имеют богатую давнюю историю, стоит упомянуть Ниязи, Рафика Бабаева, Вагифа Мустафазаде, Тофика Кулиева, группу «Гая», Джамиля Амирова и других. Именно в Азербайджане были удачно синтезированы джаз и мугам, поп и джаз с народной музыкой.
И если про наше джазовое прошлое мы неплохо информированы, то какое будущее у этого музыкального направления, пока не известно. Нам стало интересно, а что сами музыканты думают о перспективах джаза в Азербайджане. С Vesti.az согласились побеседовать на эту тему народный артист Азербайджана, джазовый музыкант и композитор Салман Гамбаров, джазовая певица Сабина Гаджиева и заслуженный артист республики, бас-гитарист Руслан Гусейнов.
Начнем, пожалуй, с вокала. Сабина Гаджиева закончила Бакинскую музыкальную академию им. У.Гаджибекова по классу фортепиано, параллельно занимаясь вокалом с частными педагогами. Затем поступила в одну из лучших консерваторий Европы, Гилдхолл (MMus in Jazz Vocal Performance), в Лондоне. Кстати, здесь певица прожила 15 лет.
Творческий путь начинался, как и у всех людей искусства, с поиска. «Я всегда искала форму самовыражения для своего внутреннего мира и голоса», - поделилась с Vesti.az своими мыслями певица.
На вопрос, каков ее основной вид деятельности, и где ее можно послушать, Сабина Гаджиева сказала: «Я - вокалистка нашей легендарной группы «Гая», но также выступаю на концертах с ведущими джазовыми музыкантами нашего города. Мои выступления проходят в различных местах, таких, как Центр современного искусства, Мантра, Этюд и другие. В моем репертуаре джазовые стандарты и композиции современного джаза, что является совершенно новой музыкой для нашей публики. Я влюбилась в Contemporary jazz много лет назад и стала изучать эту сложную и красивую музыку в Гилдхолле. Сейчас у меня есть прекрасная возможность поделиться этой красотой и сделать ее популярной в Баку»,- сказала исполнительница.
По словам Сабины, она всегда мечтала петь джаз, научиться владеть своим голосом и выражать себя именно в этом стиле, а также освоить мастерство импровизации. «Участие в Baku international jazz в 2003 и 2014 годах привнесли в мое искусство особую лепту. Публика меня знает как джазовую певицу. Я не пробовала себя в других жанрах, так как у меня большая страсть к джазовой музыке, хотя могу петь и популярные песни, но в джазовых аранжировках», - рассказала певица.
Стоит отметить, что после того, как Сабина Гаджиева стала солисткой квартета «Гая», публика услышала в ее исполнении композицию на азербайджанском языке: «В дальнейшем я буду включать в свой репертуар композиции на азербайджанском языке. Совсем недавно в Баку проходил замечательный концерт, посвященный Рауфу Гаджиеву, на котором я выступала с лучшим джазовым музыкантом нашего города – Салманом Гамбаровым. Мы исполняли песню Рауфа Гаджиева «Мой Баку» в нашей аранжировке, что можно назвать настоящим успехом! Зрители знают меня как исполнительницу англоязычного репертуара, но в моем репертуаре много бразильских стандартов на португальском языке, а сейчас я начала петь и на азербайджанском языке», - отметила Сабина Гаджиева.
Так заведено, что многие исполнители занимаются любимым делом с самого детства, или любовь к искусству передается им от их родителей, что и произошло с нашей героиней. На вопрос, как пришла идея петь именно джаз, певица ответила: «Наверное, это у меня в генах, которые я унаследовала от отца - Рауфа Гаджиева. Он также, как и я сейчас, с большой страстью относился к этой музыке, был гитаристом в группе «Огни Баку» при Азгосфилармонии. Родители привили мне любовь к джазу с самого детства. Не удивительно, что я хотела найти свое место именно в этом направлении музыки»,- подчеркнула джазовая исполнительница.
Еще одним интересным собеседником Vesti.az стал народный артист Азербайджана Салман Гамбаров. С самого детства любовь к музыке джазмену прививала его мама, дочь известного оперного певца Гусейнаги Гаджибабабекова. Уже в четырехлетнем возрасте Салман Гамбаров играл и подбирал на рояле классические композиции.
«В 1983 году я окончил Азербайджанскую государственную консерваторию по классу музыковедения, а в 1991 году – по классу композиции педагога Исмаила Гаджибекова. Творческий путь начался у меня с композиторской деятельности в области академической и современной музыки. Были прелюдии, вариации, квартеты, сонаты, симфонии. Мои произведения звучали в разных республиках Советского Союза, исполнители записывали их на CD. Все это происходило до 1994 года. Получив серьезное академическое образование, я решил заниматься только джазовой музыкой, хотя до того занимался ею от случая к случаю. Поэтому, после 1994 года я полностью перешел в мир джаза. В 1996 года мной была создана группа ««Bakustic Jazz». По сей день я выступаю с этой группой, правда, иногда состав меняется», - поведал нам джазмен.
Стоит отметить, что Салман Гамбаров является художественным руководителем государственного Театра песни имени Рашида Бейбутова, а также он задействован в работе Театра марионеток. Кроме того, джазмен выступает в клубе «Best Plase». Попутно с джазовой музыкой Салман Гамбаров не забывает и о своем академическом образовании, создавая музыку для театральных постановок, саундтреки к художественным и документальным фильмам.
О своем репертуаре Салман Гамбаров выразился таким образом: «Он у нас разный. Когда я выступаю в сольном формате, это одно, в трио — другое. Бывают концертные программы, где я выступаю как аранжировщик, аккомпанирую певцам. Все мои мечты воплощаются в жизнь. Я очень люблю фильмы, поэтому всегда хотел себя попробовать в роли композитора, создавать саундтреки, и это тоже случилось».
«Как джазовый музыкант всегда хотел играть с исполнителями из других стран. С 2002 года, когда у нас в Азербайджане начали проходить международные джазовые фестивали, каждый год я выступал с разными музыкантами и программами. Джазмены были из России, Италии, Германии, Польши, Англии. Кроме того, с 2012 года я участвую и в интерпроектах. У нас случаются туры в США, Канаде, Европе, Турции, а моей мечтой было играть не только в Баку, но и ездить по миру. Кстати, мой проект к немому азербайджанскому кино «Лятиф» объездил полмира», - поведал нам исполнитель.
Было интересно услышать мнение Салмана Гамбарова о том, когда произошел взлёт азербайджанского джаза - он уже был, или у нас все ещё впереди? На что джазмен ответил: «В азербайджанском джазе всегда были и взлеты, и падения. Думаю, после 60-х и до 90-х годов азербайджанский джаз пошел на спад. Со второй половины 90-х, когда в Баку открылся первый джаз-клуб, начался подъем азербайджанского джаза, как раз молодежь начала интересоваться этой музыкой. А после 2010-2012 года стали закрываться джаз-клубы, перестал функционировать джазовый центр. Поэтому, сегодня азербайджанский джаз переживает не самые лучшие времена. Каждый джазовый исполнитель идет свои путем. Для кого-то достаточно выступить один раз в год, другому этого мало. Поэтому, для одного это подъем, а для кого-то может быть и спад».
Выше Салман Гамбаров отметил, что начиная с 2012 года интерес к джазу среди слушателей ослаб. Но, несмотря на это, во многих бакинских заведениях продолжает звучать джазовая музыка. Мы поинтересовались у джазмена, появилось ли новое поколение музыкантов, в которых он видит перспективу развития джазового направления в Азербайджане? Ответ Салмана Гамбарова нас откровенно порадовал: «Да, я вижу молодых начинающих, талантливых музыкантов. В основном это пианисты, хотя есть молодежь, которая может самовыразиться и на других инструментах, но пианистов у нас всегда было больше. Сейчас это особенно актуально: один-два басиста, два барабанщика, почти что нет духовых музыкантов. Надеюсь, что молодые музыканты, которые хотят заниматься джазом, будут ставить себе в будущем самые высокие цели и достигать их! Выходить на другой уровень, быть востребованным не только у себя в стране, но и добиться известности в других странах мира – замечательный результат. И это возможно, потому что у нас очень яркая музыка, и наша игра постоянно привлекает внимание своей самобытностью».
В ходе нашей беседы мы вспомнили и основоположника азербайджанского джаза, известного и выдающегося джазового композитора и исполнителя, создателя нового направления, азербайджанского джаз-мугама - Вагифа Мустафа-заде. В период самого расцвета джаза в Баку была открыта школа искусств имени Вагифа Мустафазаде. Об этом нам рассказал джазмен: «При Вагифе Мустафа-заде сияли отдельные музыканты. А школа, она предполагает серьезное фундаментальное обучение, программу, то есть системное образование, изучение джазовых композиций, истории, стиля и так далее. Сейчас этого, к сожалению, нет, поэтому о школе как таковой говорить не приходится. Пока мы - индивидуалисты: у кого-то получится выдвинуться вперед, у кого-то нет. В этом смысле чрезмерное увлечение молодыми пианистами творчеством Вагифа Мустафазаде может быть определенным тормозом. Потому что вместо того, чтобы развивать музыкальный язык, гармоническое видение, они его просто цитируют, и с этим выходят на сцену. Это, конечно же, не приведет к прорыву, скорее всего, будет работать на популизм. Да, для тех, кто хочет услышать точное копирование музыки Мустафазаде, его импровизаций и тем, это блаженство, а для развития джаза – это никуда не годится», - подытожил Салман Гамбаров.
Мы попросили Салмана Гамбарова поразмышлять о месте нашего джаза среди южнокавказских стран. Музыкант ответил, что ему трудно сказать, кто является локомотивом на Кавказе. Что-то у нас лучше, что-то у грузин. Все мы находимся в равных условиях, с почти одинаковым потенциалом. «В Грузии я встречал очень хороших гитаристов, саксофонистов, барабанщиков, пианистов. Мне кажется, всем странам Южного Кавказа больше нужно общаться на сцене, и это общение пойдет всем нам на пользу», - пояснил он.
Джазмен отметил также, что ему интересно все новое, а потому он не слушает маститых звезд джазового искусства. Напротив, его больше интересует то, что делает молодежь в Америке и Европе, так как хочется понять, в каком направлении сегодня движется джаз, и есть ли что-то интересное для себя, что можно позаимствовать и применить в своем творчестве.
Не хотелось бы, чтобы Азербайджан продолжал исключительно линию этнического джаза, которая идет от Вагифа Мустафа-заде. По мнению Гамбарова, можно изучать различные направления и вкрапливать их в музыкальный материал, но для этого необходимы знания, вкус и еще целый букет необходимых аспектов. Должна быть выработана общая тенденция развития. Главное, слушать все, что полезно, брать и применять в своем творчестве. Вот тогда мы можем рассчитывать на то, что будет поступательное движение. А если мы не будем знать гармонию, джазовую драматургию, композиции, не будем разбираться в многообразии стилей, то мы обречены на то, чтобы без конца эксплуатировать джаз-мугам, пытаясь на этом удержаться. Но, как показывает практика, к большим успехам это не приведет. Иногда случается и кратковременный успех, но это, скорее, случайность, нежели закономерность. А «неслучайность» такова, что в мире хотят слушать интересную, качественную музыку. «То, что делаю лично я, это музыка не стадиона, и даже не зала-тысячника. Мои слушатели – это 500-600 человек, и для меня этого достаточно. В таком концертом салоне, с подготовленной публикой я себя чувствую комфортно и уверенно. Потому что джазовая музыка совсем не простая для восприятия, и неподготовленному слушателю она вообще может показаться…и не музыкой вовсе», - ответил Салман Гамбаров.
Следующий наш визави, известный музыкант Руслан Гусейнов, когда-то учился в Музыкальном техникуме имени Асафа Зейналлы по классу гитары, после чего поступил в Бакинскую музыкальную академию в класс контрабаса. «Так как начинал я обучаться как классический гитарист, а затем – эстрадный и джазовый, впоследствии пришлось поменять специальность из-за того, что в Академии не было класса гитары», - рассказал нам музыкант.
По его словам, большое влияние на него, как на музыканта, в то время оказали работа и дружба с пианистом Эмилем Ибрагимом Мамедовым. Он был профессионалом и фанатиком своего дела. Чуть позже на творческом пути Руслана Гусейнова стали встречаться и другие известные музыканты, каждый из которых оставил свой след в его становлении и развитии. Это был поистине интересный опыт - разные музыканты, разные музыкальные стили.
И сейчас музыкант выступает в концертах с разными исполнителями, среди которых группа Jangi, Исфар Сарабский, Афган Расул и другие. Площадки тоже самые разные - от ежегодных джаз-фестивалей до сольных или сборных концертов. Нам показалась, что фестивальная география у Руслана Гусейнова довольно обширная. Это и участие в одном из самых престижных джаз-фестивалей Montreux Jazz Festival в Швейцарии, далее Hot Summer jazz Festival в США, World Music festival in Mamaia и многих других.
Репертуар музыканта так же разнообразен. «Играю классический джаз, латино-джаз, фьюжн, наш этно-джаз, где используются национальные инструменты, поп-музыку и остальное. Для меня практически нет рамок в музыке, все это - музыка, и себя я не отношу к какому-то определенному типу исполнителей. Думаю, надо играть с удовольствием, независимо от жанра исполняемой музыки, тогда будет все получаться», - отметил Руслан Гусейнов. А возможностей играть много и с удовольствием у музыканта было и есть предостаточно. В творческой судьбе нашего героя были и большие концерты, и знаменитые концертные площадки в разных частях мира. Благодаря этому, цель постоянно развиваться, идти вперед и сейчас актуальна в жизни гитариста.
«Вообще, наше географическое расположение, наш богатый национальный колорит сказались на музыке, на джазе, который мы исполняем. Больше влияния на нашу музыку, на джаз оказал революционер и гений Вагиф Мустафазаде. Он один из первых стал экспериментировать, синтезировать азербайджанский мугам с американским джазом. Не могу не отметить гениального Рафика Бабаева, который многое сделал для нашей музыки. И то, что сейчас происходит, часто это плоды влияния музыкантов такого ранга. В общем, это, конечно, хорошо, уметь выходить за рамки общепринятого, традиционного, привносить что-то свое. В этом смысле хотелось бы упомянуть и молодое поколение. Один из перспективных и талантливых музыкантов, конечно, Исфар Сарабский, чей музыкальный альбом попал в пятерку лучших джазовых альбомов мира в 2020 году. Конечно, это успех его и всего нашего музыкального искусства в целом», -поделился с нами своими рассуждениями Руслан Гусейнов.
Что касается национальной джазовой школы, то, по мнению музыканта, она у нас есть. Идеи Вагифа Мустафазаде оказали большое влияние на современных музыкантов, и еще немало людей будут вдохновляться его идеями и в будущем. «Тем не менее, в Азербайджане, по сравнению с той же Грузией, не так много мест и площадок, где можно послушать качественную джазовую музыку», - посетовал Руслан Гусейнов. Понятно, что все упирается в финансы, аренду помещения, а для этого нужно быть уверенным в хорошей посещаемости и заполняемости зала. Возможно, если бы речь шла о популярной музыке, то подобных проблем у владельцев клубов не было. Но речь идет о джазе. А это - не коммерческая музыка и не массовое искусство. Как опера. И аудитория у джаза многочисленной не бывает. Наверное, и не должна быть таковой. Могут же быть у выдающегося явления какие-то издержки...
Магда Ковалёва
От антикварной лавки до Royal Ascot: история успеха Самиры Исмайловой - ИНТЕРВЬЮ
В Баку состоялась премьера фильма о первой женщине-пилоте Востока
Disney ответит в суде за якобы украденную идею «Моаны-2»
"Апатия 2" Хикмета Рагимова: новая глава в независимом азербайджанском кино - ПРЕМЬЕРА
Фарид Казаков: Среди моих друзей нет артистов - ИНТЕРВЬЮ
87 лет со дня смерти Микаила Мушвига