«Сейчас в Азербайджане нет ни настоящих хитов, ни звезд!»

«Сейчас в Азербайджане нет ни настоящих хитов, ни звезд!»
19 мая 2010
# 16:51
Интервью Vesti.Az с заслуженным деятелем искусств Азербайджана, известным композитором Джаванширом Кулиевым.

Недавно на нашем сайте вышла статья под названием «Союзу композиторов Азербайджана «молчать нельзя действовать». Согласны ли Вы с основной мыслью данной статьи, которая состоит в том, что в Азербайджане ныне сложилась ситуация, при которой, каждый автор той или иной музыкальной композиции называет себя композитором, не имея даже диплома композитора и не являясь членом СК, и вина в происходящем лежит на руководстве Союза композиторов и на Бакинской Музыкальной Академии?

- На эту тему я неоднократно высказывался в разных изданиях, как виртуальных, так и печатных. Позиция моя неизменна - положение, когда люди, не обученные какой-либо профессии, в данном случае, музыкальному сочинительству, представляют себя композиторами, ничем иным, как тревожным, даже угрожающим будущему профессии композитора, назвать нельзя. Ведь эта профессия в Азербайджане относительно нова - первый азербайджанский композитор в современном понимании был Узеир Гаджибеков. Всего лишь около ста лет назад в нашей стране появился первый композитор, а мы уже начинаем ее (профессию) уничтожать. Мы - это теле-радио каналы, некоторые концертные организации и фирмы, большинство печатных изданий. Называя случайных людей композиторами, представители вышеуказанных организаций, на мой взгляд, сознательно или без оного совершают антиобщественную акцию ( так и хочется сказать - преступление!). Можно сказать, что даже антиправную, ибо, как совершенно правильно написано в упомянутой Вами статье, начало выдачи дипломов композитора в нашей стране подтвердило следующую позицию государства - отныне композиторы в нашей стране должны проходить обучение! Никому не запрещается заниматься музыкальным творчеством, но называться композиторами будут те, кто прошел соответствующее обучение. Все довольно ясно даже с юридических позиций. Но, видать, не всем. Ходят слухи, что один из таких выскочек-мелодистов вознамерился судиться с журналистом, назвавшем его мелодистом! Какая яркая фельетонная тема для покойного
Джалила Мамедкулизаде и его журнала "Молла Насреддин"! Или великого турецкого сатирика Азиза Несина! Они многое бы дали за эту историю!

В свете вышесказанного хочу во фразу, вынесенную в заголовок упомянутой статьи вставить, все-таки, запятую следующим образом: молчать нельзя, действовать! Как же действовать? Эта "атака" на профессию композитор активно началась, примерно, с начала 90-х годов. Тогда мы, относительно молодые композиторы, стали противодействовать этому как могли - личными беседами с редакторами теле-радио каналов, статьями в прессе, выступлениями в тематических диспутах по разным радио телеканалам. Но нас было мало, а их, как говорится, необразованно-агрессивное большинство, они повсюду напирали. Тогда назрела необходимость подключения больших организаций - а что может быть больше Союза Композиторов в композиторском деле! Но тогдашнее руководство СК ограничилось всего лишь отдельными интервью по телеканалам в разное время. Мы же хотели, чтобы СК всей своей силой, представленной в своем уставе, навалился бы на эту проблему, сделал бы это своей первостепенной задачей, руководитель Союза, так сказать, взял бы свою папку подмышки и пошел бы в правительство, разъяснил бы им там все аспекты и угрозы этой проблемы и добился бы принятия закона о профессии, где черным по белому, помимо прочего, было бы также написано, кто какой профессией имеет право называться. Но этого не произошло, и сегодняшний Союз Композиторов стоит перед очень сложной проблемой, практически СК так же, как и все профессиональные композиторы, стал заложником существующей ситуации.

А ситуация такова - наши оппоненты, кем бы они ни были - министрами, прокурорами, домохозяйками в очной беседе лицом к лицу со всеми нашими доводами соглашаются, с нами не спорят, но затем вслед, то в какой-то газете, то по телеканалу уже заочно все представляют с точностью до наоборот и доходят до того, что требуют себе еще какие-то права! Трагикомичность ситуации состоит еще и в том, что больше всех среди горе-мелодистов кричат самые бездарные, таких в свое время не подпускали даже в художественную самодеятельность заводов и фабрик! Вот кому приходится сегодня оппонировать все больше и больше редеющим рядам азербайджанских композиторов! На мой взгляд, Союз Композиторов может "выпустить" официальный документ - это может называться как угодно - Хартия, Манифест, Заявление, Меморандум - где лаконично и четко и с правовой точки зрения безошибочно (и для малообразованных тоже) будет прописано, кого следует считать композиторами и почему назрела необходимость в таком документе.

Потом наступит вторая фаза этого дела - претворение в жизнь этого документа - вот тут журналисты могут оказать неоценимую услугу. Существующее законодательное положение не позволяет СК напрямую вмешиваться в деятельность теле-радио каналов - ведь источник "заразы" именно там. В обозримом будущем Азербайджан должен, я думаю, пересмотреть некоторые законы, регулирующие музыкальное творчество, телевидение, радио и шоу-бизнес. А в настоящее время, думаю, настала пора пообщаться Союзу Композиторов с Высшим Советом по телевидению и радиовещанию - ведь, формально, телеканалы обязаны выполнять инструкции этого совета. Вот если удастся убедить главу Совета в принципах СК, то проблему можно сдвинуть с места - нет, не решить, а сдвинуть. Ибо, наши доблестные телеканалы, когда им нужно, никого не слушают. А главная задача Бакинской Музыкальной Академии, на мой взгляд - не позволить опуститься профессиональному уровню выпускаемых композиторов. Если, не дай бог, это случится, то никакие заявления и действия Союза Композиторов уже не нужны будут - вопрос сам собой разрешится в пользу невежества и бескультурья!

- В этой связи задам конкретный вопрос: может ли владелец диплома музыковеда Азербайджанского Государственного Музыкального училища имени Асафа Зейналлы называться композитором по причине того, что он написал ряд «хитов» для «звезд» азербайджанской эстрады?

- Для начала отмечу, что сейчас в Азербайджане нет ни настоящих хитов, ни звезд! То, что называется хитами и звездами – это есть ни что иное, как «буря в стакане». Дворовые хиты и дворовые звезды! Нам, имевшим в свое время истинных звезд, причем, вне какой-то географии, Рашида Бейбутова и Муслима Магомаева, называть то, что есть сегодня хитами и звездами, должно быть стыдно! А упомянутый Вами молодой человек, окончивший музучилище, называться композитором не может. Потому, что во-первых - те знания, которые нужны для сочинения музыки, в музыкальном училище в полном объеме не преподаются, поэтому оно и называется средним специальным учебным заведением, во-вторых – в музучилище нет композиторского отделения, а есть (или был) факультатив, то есть, кружок для желающих поступить на композиторский факультет БМА (раньше – Консерватория), в-третьих – дипломы, где бывает написано о присуждении КВАЛИФИКАЦИИ КОМПОЗИТОРА выдает только БМА при том, что соискатель должен пройти весь курс учебы по композиции и другим музыкальным предметам и сдать успешно по ним госэкзамены. Этого тоже мало – было время, когда студенту-выпускнику композиторского факультета консерватории при получении тройки на госэкзамене по композиции в диплом не вписывали квалификацию «композитор», а писали – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. Это было свидетельством предъявления очень высоких требований к уровню профессиональной подготовки и таланта будущего композитора! И, наконец, в-четвертых – для того, чтобы стать членом Союза Композиторов, то есть, стать, наконец полноценным композитором, необходимо представить в СК диплом о высшем композиторском образовании. То есть, существующая система ясная, четкая и результативная.

- Является ли слово «мелодист» - оскорбительным?

- Нет, конечно, как и слово оптимист, пессимист или, скажем, гитарист. Это слово ввел в обиход еще Узеир Гаджибеков, тем самым, отделяя профессиональных композиторов от тех, для кого сочинение музыки не является профессией. В этом слове, на мой взгляд, есть даже некоторое восхваление того, кому оно адресуется – то есть, это означает, что носитель сего титула умеет придумывать мелодии – что же в этом оскорбительного, наоборот, это честь – носить титул мелодиста! Из истории известно, что великий Бетховен завидовал итальянцу Беллини за то, что тот был хорошим мелодистом, а себя Бетховен считал неважным мелодистом! Так что называться мелодистом – это честь! А композитор – это несколько другая профессия, включающая в себя множество разных навыков, в том числе и умение сочинять мелодии тоже, конечно.

- Может ли называться композитором молодой человек, признающий, что он не знает нот?

- Это же кошмар какой то! Мне жалко этого молодого человека – ведь гораздо легче выучить музыкальную грамоту, чем мычать в диктофон несусветную чушь и платить аранжировщику немалые деньги за практически новое сочинение, а потом отбиваться от журналистов, допытывающихся истины. Ведь от знаний еще никто не умер, от незнания умирают! Не стыдно ходить ущербным? Должно быть стыдно. Не хочется ходить с гордо поднятой головой, с чувством того, что все свои произведения написал – именно, НАПИСАЛ – я сам? Фальшь еще никому пользы не приносила. Наличие упомянутых фактов свидетельствует о том, что у нас в обществе можно вести себя вызывающе, нагло и не быть наказанным – а это, уже, по-моему, является предметом изучения не композиторов, а психиатров, психологов, обществоведов и политологов.

- Допустим, что СК Азербайджана признает, что оно не считает того или иного молодого человека, являющегося автором «хитов» композитором. Есть ли механизм, запрещающий телеканалам и иным видам СМИ называть его композитором?

- Я думаю, что если, все-таки, СК издаст какой-то документ, регламентирующий этот вопрос, ситуация хоть немножко изменится – не верю, что телеканалы совсем ничего не изменят в своей работе. На худой конец, вы, журналисты, как минимум, попросите руководителей телеканалов высказаться по поводу документа СК(если он, конечно, выйдет), они что-то скажут и уцепившись за их ответ, можно будет начать разматывать этот клубок «ущербностей». А дальше посмотрим. Во всяком случае, это лучше, чем ничего не делать. А механизма нет. Механизм – это культура и совесть руководителя телеканала! Мое мнение - Союз Композиторов нужно «утяжелить», то есть, законодательно придать ему юридические механизмы влияния на музыкальную практику, а потом требовать с него результат.

В недавние времена престиж СК был такой, что доклад на пленуме СК вызывал сердцебиение у руководителя телеканала или концертной организации. Да не только доклад. Помню, на одном из пленумов или съездов Союза Композиторов тогдашний зампредседателя Гостелерадио выступил в защиту песен-однодневок – дескать, идет посевная или уборочная кампания и срочно бывают нужны песни, воспевающие того или иного колхозного героя, песни на тему дня. Не успели мы на своих местах повозмущаться этим выступлением, как покойный Тофик Кулиев, председательствующий на собрании, остановил(!) телевизионщика и сказал ему: «Песен-однодневок не бывает, дорогой товарищ, бывают плохие или хорошие песни, и прошу Вас больше не употреблять этот термин». И тема была закрыта. Ибо, телевизионщик понимал, что если он будет упираться, правительство поддержит Союз Композиторов.

Сейчас влияние СК может усилить, как я отметил выше, Совет по Телевидению и Радиовещанию – ведь не секрет, что в обществе сформировалось мнение, что этот совет ни на что не годен, не имеет никакого престижа, вот он и может проявить себя хотя бы в вопросах, о которых мы с Вами сейчас ведем речь. По мне же, этот совет просто обязан прислушаться к творческим союзам по части пропаганды искусства, своих экспертов такого уровня у них нет, и если Совет действительно хочет улучшить качество телепространства, как они все время заявляют, то тесный и результативный контакт с творческими союзами им, как воздух, необходим.

Акпер Гасанов
# 882
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#