Мамедрза предложил жене развод: «Ты сможешь спасти себя и дочь от ссылки» - ИСТОРИЯ СУДЬБЫ «ЯХШЫ КИШИ» - ФОТО

Мамедрза предложил жене развод: «Ты сможешь спасти себя и дочь от ссылки» - ИСТОРИЯ СУДЬБЫ «ЯХШЫ КИШИ» - ФОТО
7 февраля 2021
# 13:50

Я не видела его на сцене в молодые годы. И  в кино он   тогда не снимался, во всяком случае,  никакими ролями  раннего периода  своего творчества не запомнился. С возрастом человек совершенствуется, но совершенство творческого человека больше бросается в глаза.

 

Например, при упоминании имени  артиста,  о котором я собираюсь сегодня рассказать, перед глазами  предстают два образа –  Гурбан киши из «Золотой пропасти» и Исфендияр из «Звука свирели»….и  Шейх Азам из «Насими». 

 

Как вы, наверное, догадались, речь пойдет о народном артисте, широко известным  по фильмам  «Звук свирели» (Исфендияр киши), «Бахтияр» (профессор Раджабов), «Насими» (Шейх Азам) и «Тайна крепости» (доктор Эльдосту).

 

Мы расскажем о жизни  аксакала  азербайджанского кинематографа -  Мамедрзе Шейхзаманове. Генеалогическое древо семьи охватывало не только территорию Гянджи.  В основном, представители рода Шейхзамановых были  известны в  Гяндже  как хранители комплекса Имамзаде.

 

Гаджи Иса бек – отец Мамедрзы также принадлежал к этому уважаемому  и почитаемому  в Гяндже роду. Он продолжил дело своих предков по охране комплекса. Гаджи Иса не имел детей в первом браке, союз с Беюкханым ханым был счастливым и подарил ему двоих детей.

 

4 августа 1915 года в семье родился сын, которого назвали Мамедрза.

 

Вскоре после рождения Мамедрзы его отец скончался. Для семьи, потерявшей главу,  это был тяжелый удар, и  потребовались годы, чтобы собраться с силами и вновь  вернуться к нормальной жизни.

 

После смерти мужа Беюкханым вынуждена была работать. Шел 1920 год после советской оккупации,  имущество семьи было конфисковано, а ей нужно было содержать семью, да и советская женщина должна была работать; те, кто не имел образования,  работали  на фабриках, заводах и колхозах.

 

Беюкханым работала на Гянджинской ткацкой фабрике. Режим того времени, не ограничившись тем, что лишил семью любых средств существования, хотел отобрать и принадлежащий ей дом. Для того, чтобы не потерять весь дом, Беюкханым дала согласие на то, чтобы в нем разместилась фабрика,  взамен она смогла сохранить одну большую комнату для проживания семьи.

 

Так началась их жизнь в бедности. Семья, которой совсем недавно принадлежал   большой дом,  теперь ютилась в одной комнате и жила на средства, которые вдова получала, работая  на фабрике. Но этих мук будто было мало, каждый день подвергались аресту два или три  наиболее ярких представителя рода, их отправляли в ссылку или приговаривали к смерти.

 

Двоюродный брат Мамедрзы Шейхзаманова и муж его сестры Наги   Шейхзаманов  возглавлял органы безопасности  в период АДР. После оккупации он уехал в Турцию. Воспользовавшись ситуацией,  его брата Ахмеда казнили.

Брат Мамедрзы Алескер Шейхзаманов был одним из тех  студентов с поломанной судьбой, которых АДР послала на учебу за рубеж с надеждой на  блестящее будущее.

Он так и  не смог вернуться на родину и прожил до конца своих дней в Италии.

 

Тяготы, которые  пришлось пережить семье и, беспокойство за будущее, вынудили Беюкханым   выдать свою дочь Гамиду в подростковом возрасте за одного молодого человека  из Южного Азербайджана.  В скором времени  граница между Ираном и Советским союзом закрылась, мать и дочь, сестра и брат оказались разлученными.

 

Все эти события произошли  на глазах маленького  Мамедрзы. Он на своих плечах ощутил все бремя заботы о семье, с малых лет  учился и работал одновременно.

 

Во время учебы в Гянджинском строительном техникуме он жил на стипендию. В студенческие годы  посещал театральный кружок. Дети того времени, пытаясь вырваться из нищеты,  пробовали себя в различных сферах,  проявляли интерес к учебе и к работе.

 

Впервые увидев молодого Мамедрзу в 1934 году на сцене драматического кружка,  режиссер Гянджинского государственного драматического театра имени Джафара Джаббарлы Хабиб Исмайлов пригласил его в театральную студию.

 

Первой  работой  Мамедрзы в театре стала небольшая роль Брахмы в спектакле «Индианка».

 

Затем последовали роли -  Эльдар («Вагиф»), Фархад («Фархад и Ширин»), Имамъяр («Яшар»), Юрий («Два брата»). Его популярность в Гяндже начала расти, а вместе с ней и любовь зрителей. Среди  приходивших на его спектакли зрителей  появилась одна поклонница. Восемнадцатилетняя девушка не пропускала ни одного спектакля с  участием артиста.

 

Однажды,  усилия   девушки по имени Наргиз принесли свои плоды, состоялось знакомство с любимым актером, которое переросло в любовь.  Мамедрза Шейхзаманов, дабы не допустить сплетен вокруг имени любимой девушки в таком консервативном городе, как Гянджа, торопился узаконить свои отношения.

 

Но, он не мог получить от родителей девушки согласия на брак. Потому что за парня из  рода Шейхзамановых, некогда знаменитого своим богатством,  но затем обедневшего, не хотели отдавать дочь по причине бедности. Такой вот поворот судьбы.   

 

Молодым пришлось  сбежать. В 1939 году на свет появилась их старшая дочь Кямаля. Наргиз  по совету Мамедрзы получила образование.

 

Наконец, жизнь пошла своим чередом, трудности остались позади, настал долгожданный покой. Теперь Мамедрза сам возглавлял драматический кружок, в котором когда- то набирался опыта.

 

Но впереди всех ждала новая  волна репрессий. В семье еще оставались те, кого они миновали. Мамедрза сам был мишенью.

 

Однажды пришли за женой и дочерью его брата Алескера. Актер предложил жене развод, - ты сможешь спасти себя и дочь от ссылки, - сказал он. Ранее Наргиз уже получала это предложение от советских органов безопасности. Но она ответила отказом, « где мой муж, там  и я».

 

В качестве справки: Как и все азербайджанцы, сосланные в Казахстан, им пришлось пережить многое. Чужбина, холода, здесь один день казался годом. Дети, рожденные в таких условиях, будто отторгая  выпавшую на их долю судьбу, жалели о своем появлении на свет и умирали. 

 

Cыновья  – близнецы Шейхзаманова также умерли вскоре после рождения.

 

Оба супруга работали в школе. Вместе с другими азербайджанцами, они стали опорой старикам, а молодым давали надежду на лучшее будущее, так проходили их дни.

 

Он не мог больше терпеть, спустя 7 лет, забрав семью,  вернулся в Гянджу. Долгое время супруги жили отдельно друг от друга, чтобы их возращение не  заметили. Работать они не  могли, их взяли на попечение родственники. 

 

Мамедрза обратился за помощью, написав письмо Самеду Вургуну, которого тот знал по спектаклю «Вагиф», поставленном в Гянджинском театре. При поддержке поэта артист был восстановлен в Гянджинском театре.

 

После этого жизнь актера наладилась. Успехи, достигнутые на сцене Гянджинского театра,  в 1954 году привели его в Баку – на сцену Академического драматического театра.

 

На сцене этого театра Шейхзаманов создал  такие яркие образы, как Хосров в «Хосров и Ширин», Имамъяр в «Яшар», Эдгар в «Антонио и Клеопатра», Гаджи Гасан в «Мертвецы», Ихтияр в «Иблис», Шахбазов в «Офтальмолог», Поликсен в «Зимней сказке», Отелло в «Отелло», Айдын в «Айдын», Гачаг Наби в «Гачаг Наби», Эльдар в «Вагиф».

 

Он проработал в этом театре до конца своей жизни. Им были созданы различные образы  и  на киностудии «Азербайджанфильм». Зрители его очень любили, он стал символом аксакала в азербайджанском кинематографе.

Самые  известные  из созданных им  кинообразов – это губернатор Гянджи в «Гатыр Мамед», Сафароглу в «Великой опоре», Гафар Ниязов в «Тени ползут», Ширин киши в «Где  Ахмед?», художник в «Лифтерше», Гурбан киши в «Золотой  пропасти». И все они близки к нему по характеру.

 

Вы скажете, что актер создавал только характерные образы. Но это не так. В ком только  из нас не вызывал ненависть  образ Шейх Азама,  созданный им  в «Насими»?

В этом и заключается профессионализм артиста - мастерски воплотить на экране неприсущие себе черты.

 

Он был верен своей семье, вместе с которой преодолел все тяготы жизни. У актера две  дочери - Афаг и Айтен.

В 1974 году ему было присвоено звание народного артиста. Но, на самом деле, он его  получил гораздо раньше.

 

 Коллектив театра называл его «яхшы киши» («хороший человек»).

«Яхшы киши» скончался 25 января 1984 года в возрасте 69 лет. Большой артист, переживший ссылку в Казахстан и репрессии,   ушел из жизни,  не дожив до  70-летия совсем немного. Он был  удостоен государственной премии за роль Ихтияра  в спектакле «Иблис» посмертно, а также вечной народной памяти….

# 7463
avatar

Рамиля Гурбанлы

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#