"Когда я стала депутатом парламента Азербайджана, не думала о политической деятельности" - ГОД БЕЗ ТОЙ, КОТОРАЯ ЧАСТО БЫВАЛА ПЕРВОЙ 

"Когда я стала депутатом парламента Азербайджана, не думала о политической деятельности" - ГОД БЕЗ ТОЙ, КОТОРАЯ ЧАСТО БЫВАЛА ПЕРВОЙ 
17 ноября 2019
# 14:00

«Ты меня сильно любишь?», - кокетливо спрашивающая Кямрана  взбалмошная девица; правительница, пожертвовавшая своей любовью во  благо своей родины; коварная жена; всеми забытая балерина и множество других ярких образов, в которых мы ее впервые увидели и полюбили.

 

На прошлой неделе было ровно год, как она ушла из жизни. Тихо и мирно. Свою беспощадную болезнь она   от всех скрыла , всегда величавая  и неповторимая народная артистка Амалия ханум.

 

На прошлой неделе в первую годовщину смерти народной артистки,  мы почтит ее память, поделившись воспоминаниями  из ее жизни и творчества.

 

Актриса родилась в Гяндже, в любящей семье. Детство ее тоже прошло в Гяндже. Семья была большой -  бабушки , дедушки, родители, тети и дяди. Она появилась на свет, когда ее отцу было -  17, а матери – 15 лет:

 

«Я была первым ребенком в молодой семье. Росла в любви и заботе. Я помню, как иллюстрации к героям недавно изданной «Хамсы» Низами буквально врезались в мою детскую память. Я представляла себя в числе этих героев. По соседству с нами  жили  актеры Гянджинского театра, я дружила с их детьми, мы вместе ходили в театр.  Такие выдающиеся актеры как Адиль Искендеров , Барат Шекинская, Мамедрза Шейхзаманов были приглашены в Баку из Гянджинского театра. Единственным артистом , оставшимся преданным родному театру до конца, стал Аляддин Аббасов. Он был  другом моего отца, правда, мой отец был моложе его. Отец очень любил театр , даже в юные годы  играл в нем. В будущем  он выбрал профессию военного ,  отдав ей большее  предпочтение. Позже в связи с его работой мы всей семьей переехали в Баку,  мне  тогда было 10 лет».

 

Моя тяга к искусству была настолько сильной, что я  одной из первых записалась  в детский хор «Бановша» после открытия   телевидения.  Отец не позволил мне заниматься в  театральном кружке, а записаться в хор разрешил, наверное, посчитал, что это мое увлечение - временное . Руководителем хора был Афсар Джаванширов. Так я попала из телевидения в актерскую профессию. Мой пятилетний опыт солистки хора очень помог мне в дальнейшем. Я первая  исполнила песню вживую в постановке  спектакля Ильяса Эфендиева «Не могу забыть».

 

Məni sənə bağlayan

Eşqim məhəbbətimdir.

Yollarında saxlayan

Sənə sədaqətimdir.

 

Когда меня избрали в Милли Меджлис ,  мои коллеги встретили меня там именно этой песней. Спустя годы они помнили и любили эту песню».

 

Актриса рассказывает, что была не только первым ребенком в семье, но стала первой и во многих других начинаниях. И это правда, драматурги писали для нее пьесы , а режиссеры ставили спектакли:

 

«Я часто  в жизни становилась первой.  Первый ребенок, первая внучка. Мое выступление было первым на цветном телевидении. Я первой исполняла песни на сцене вживую. Первый раз в истории нашего театра для драматической актрисы была написана роль. В спектакле «Ты всегда со мной» Тофик Кязымов рискнул и дал роль 18 летней актрисе. После этого Ильяс Эфендиев написал в своих драматических произведениях роли для меня. Я сыграла в 12 спектаклях, поставленных по его произведениям.  Телевизионный спектакль «Мой грех» я подготовила сама и сыграла в нем главную роль Айгызы».

 

Кино я тоже очень любила, поэтому хотела поступить в Московский институт кинематографии. К тому же я получила образование на русском языке, поэтому Москва меня привлекала. Но отец мне не разрешил.  Я навела справки здесь, и снова мне пришли на помощь мои занятия в хоровом кружке.  Оказалось , что в том же месте записывались и радио постановки. Там я встретила актеров, которые мне сказали, что если я хочу стать актрисой,  мне необходимо выучить язык. Я перешла в 10 класс вечерней школы , а днем слушала лекции в театральном институте. При поступлении в институт с разрешения директора я написала сочинение на русском языке. И знаете, как это произошло? Когда я впервые пришла в институт, в дверях встретила одного человека и спросила у него , к  кому мне следует обратиться, я объяснила  ему, что  хочу  поступать в этот институт, но в школе я училась на русском языке, поэтому хотела бы заранее все узнать. Он мне ответил, что мне следует посещать лекции, а ближе к поступлению видно будет. Я спросила, - а вы кто? Оказалось, что это был ректор Рагиб Гусейнов.

 

Я стала слушать лекции Адиля Искендерова , а затем после поступления попала на его курс. В то время он не был доволен своим первым курсом, поэтому собрал новый.  Таким образом, я проучилась у него не 4 , а 5 лет.

 

 Мой отец узнал о моем поступлении спустя время,  и ни словом со мной не обмолвился. Моя мать рассказала  мне об его отношении к этому и приняла удар на себя. На свой первый спектакль я пригласила всю  свою семью и родственников. После спектакля мой отец устроил большой банкет и поздравил меня. Сказал, что не хотел, чтобы я осталась вне любимой профессии. - Я увидел, что ты добилась успеха с первых же  шагов, сказал мне он.  Я прославилась за одну ночь. В год премьеры ведущими программы  «Голубой огонек» на телевидении стали я и Али Зейналов.

 

Режиссеры 4 курса группы  Тофика Кязымова предложили мне роль в двух спектаклях. Там меня увидел сам Тофиг Кязымов и тоже предложил мне роль Наргили в спектакле Ильяса Эфендиева «Ты всегда со мной» . Сначала он дал мне прочитать произведение. Я не могла сдержать слез , пока читала его. Наутро он спросил у меня , какую роль я бы хотела сыграть? Я ответила, - конечно, Наргили. Но когда я пришла посоветоваться с Адилем Искендеровым, то тот категорически запретил мне играть в театре, сказал , что готовит меня для кино. В тот период его отстранили от руководства Азербайджанским драматическим театром , которому он посвятил 30 лет. Его воспитанники, ставшие впоследствии  успешными творческими людьми, не стали  для него поддержкой, поэтому  в душе он держал обиду на театр. Незадолго до сдачи нового здания театра, его уволили, после чего он продолжил свою деятельность на киностудии.  После этого в театре сменили одного за другим не один режиссер, и наконец Тофига Кязымова утвердили главным режиссером театра. Поэтому Адиль Искендеров и не хотел меня отпускать. Но я его не послушалась и, в результате, добилась успеха, ценой которого стало то , что   я не смогла сниматься в кино в молодые годы. Адиль Искендеров был обижен на меня. И моего мужа Юсифа Мухтарова он тоже не приглашал в кино, потому что он выбрал работу на радио.

 

В театре один за другим я с большим успехом сыграла в спектаклях «Кровавая Нигяр», «Наша странная судьба», «Не могу забыть», «Шейх Хиябани», «Тахмина и Заур», «В хрустальном дворце». В то время в театре были задействованы такие видные актрисы, как Наджиба Меликова , Лейла Бедирбейли, Барат Шекинская. Они уже не могли исполнять роли молодых девушек. Мой приход в театр был к лучшему и для театра, и для них  самих, однако, в то же время я столкнулась  и с сопротивлением. Однажды, я должна была уже выходить на сцену, как вдруг обнаружила , что дверь в мою гримерную заперта , а ключи «потерялись». Кто –то разрезал мой сценический костюм  на  куски. Были и те, кто  пытался разрушить мою семью».

 

Семейная жизнь Амалии Панаховой началась параллельно с творческой.  Она создала семью,   еще учась на первом курсе:

«Мы познакомились и обручились с моим будущим мужем на первом курсе. Он получал образование в другом учебном заведении. Однажды он пришел к своему другу в наш институт,  где и увидел меня , затем подал сюда  документы , сдал экзамены и поступил, попав со мной в один поток. Мы обручились , а по окончании института поженились. У нас есть сын и дочь. Мы счастливо прожили 48 лет. Он тоже был народным артистом, Муниципальный театр мы создали вместе.

 

Я не поддержала тягу наших детей  к творчеству. Мой сын – дипломат, посол Азербайджана в Мексике. Интерес внуков к искусству я также не поддержала. Мой старший внук имеет два высших образования. Сын моего сына, вероятно, пойдет по стопам отца, хочет стать дипломатом. Мой младший внук, скорее всего, продолжит мою профессию, он обладает большим талантом и упорством».

 

Наша профессия достаточно сложная. В этой профессии я потеряла веру в честность, правду, в человека. Театр – мое все, но я не хочу, чтобы мои дети пережили то, что пришлось пережить мне. Мой муж был для меня опорой во всем, а где гарантия , что и у них будет такая же опоры. Появившиеся в последнее время бесталанные личности создают немало проблем. Я защитила докторскую диссертацию ,  но народной артисткой стала позже всех. Весь репертуар лежал  на моих  плечах. Я ушла из театра тогда , когда из 20 спектаклей в 16 главные роли исполняла я . В 84 году мне было больше 40, я сыграла роль Зарифы в «Обрученной девушке». В 1992 году театр переживал упадок, я очень хотела , чтобы мы выступили в прифронтовых зонах. Наконец, мы смогли создать наш собственный театр. Нашим первым спектаклем стала «Медея». Впоследствии я собрала в свом театре всех пожилых артистов , попавших под сокращение.

 

Затем мне стали подряд поступать предложения для съемок в кино, я сыграла в многочисленных телевизионных и радио постановках.

В политику ее привело тоже творчество. «На самом деле, когда я стала народным депутатом, я не думала о политической деятельности. Быть народным депутатом, значит, отстаивать его права, заботится о его нуждах.

 

5 лет я была народным депутатом. Я думаю, что за время  моего пребывания на этом месте, мне удалось внести свой скромный вклад в общее дело. Сама наша профессия уже подразумевает служение народу. Мы служим  народу, занимаясь и  творчеством, и политикой. Творческий человек уже политик. Разве не было политикой, когда  в советские  времена со сцены звучала цитата Ильяса Эфендиева» «тот и этот Азербайджан». Народ верит художнику , любящему свой народ, поэтому именно в его силах провести  необходимую политику. После наших спектаклей на фронте солдаты брали оружие и сразу шли в бой.

 

 Своего супруга я потеряла. Вместе с ним я лишилась поддержки, друга, товарища. Сердце не радуется, не улыбается. Моя семья осталась без главы, теперь эта миссия легла  на мои плечи. В мои самые трудные времена, он не давал мне пасть духом. Сегодня я этого лишена.

 

 Муниципальный театр – моя жизнь, 20 лет я ему служу. Я знаю, что когда меня не станет, он будет продолжать свою деятельность, потому что у него крепкий фундамент».

 

На прошлой неделе прошел ровно год со смерти актрисы. Мы хотим почтить ее память воспоминаниями о жизненном и творческом пути актрисы.

 

Allah rəhmət eləsin!

# 3465
avatar

Рамиля Гурбанлы

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#