Иран, получив долгожданное послабление, был выпущен как джин из бутылки
В начале января президент Обама одним из своих последних решений на посту президента США принял решение о сохранении ряда санкций и вероятности ввода при необходимости новых санкций в отношении Ирана.
Далее вступивший 20 января в должность новый президент США Дональд Трамп также в списке своих основных внешнеполитических инициатив подтвердил желание сделать определенную ревизию отношений с исламской республикой. Это несколько девальвировало итоги ядерной сделки с Ираном, которую на фоне последних мировых событий казалось уже, успели немного позабыть.
Неудивительно, что впервые после того как историческая сделка состоялось, данная тема вновь начала набирать актуальность. И начали появляться всевозможные противоречивые сценарии и оценки дальнейшего развития событий. Ситуация усугубляется тем что, взгляд со стороны происходит через призму собственных очков, интересов, опасений и отношений к Ирану, что часто искажает объективный фон суждений. Но суть одна. Данный вопрос, безусловно, является одним из самых важных политических событий последних лет, краеугольным камнем, которого является ответ на вопрос, что дала ядерная сделка с Ираном миру и насколько целесообразно пересматривать ее итоги.
Голуби мира
Оптимисты, пацифисты, сам Иран и его доброжелатели против даже самой идеи пересмотра итогов сделки и начала новой конфронтации с Ираном. Они уверены, заключенная сделка это благо, которое послужило и служит делу укрепления мира, стабильности в мире и регионе, способствует международной интеграции, разрядке, углублению взаимовыгодных экономических отношений и множеству других положительных моментов которые возникают, когда страны мирятся, а не сорятся. Они утверждают, даже если максимально занизить вероятные положительные ожидания от сделки, это не меняет ее позитивную суть.
Сделка даже в худшем случае это минимум худой мир, который лучше доброй ссоры. Последняя формулировка является своеобразным дном ожиданий для оптимистов. И они считают, что это совсем неплохо. Особенно на фоне элементов политического, экономического, гуманитарного безумия, и часто отсутствия здравого смысла, которое наблюдается в мировой политике в последние годы.
Что особенно актуально для региона, дислокации самого виновника ядерной сделки Ирана. Региона, который все больше скатывается в пучину анархии, хаоса, гуманитарной катастрофы, экономического коллапса, насилия, развала государств и войны против всех. Естественно заключение сделки, как результат миротворческих усилий стран, считающихся еще некоторое время назад заклятыми врагами, является великим достижением означающим, что страны и политики все еще не разучились договариваться, идти на компромиссы, чувствовать ответственность и т.п. Независимо от мотивов их действий, сделка эта торжество веры в здравый смысл, веры, которая начинало, было угасать. И это создает надежду, которую ни в коем случае нельзя подвергать кокой либо ревизии.
Ревизионисты
Пессимисты, скептики, в одном лице, а также недоброжелатели и конкуренты Ирана, считают ядерную сделку большой ошибкой и уступкой стране еще недавно причисляемой западом в так называемую «ось зла».
Причисляющие себя к рьяным радетелям демократических ценностей и их хранителям, в большинстве своем продолжают рассматривать заключенную сделку как плевок в лицо и пощечину демократическим ценностям, требуя пересмотра ее итогов. Они уверены сделка, явилась не чем иным как, как умиротворением недемократичного тегеранского клерикального режима, который, всячески попирает основные права и свободы собственных граждан.
В придачу еще и пытаясь экспортировать свое «иранское видение мира», за пределы страны. Но самое опасное, по мнению скептиков, заключается в том что, такое пособничество, иранским клирикам, создает атмосферу безнаказанности и надежду другим подобным режимам на «политическую амнистию и прощение» со стороны мировых держав и отбивает всякую надежду на исправление первых от тоталитарного мышления и самое главное ядерных амбиций.
Для стран с ядерными грезами, создается, иллюзия, cвоеобразный «синдром ожидания» подобия «второй ядерной сделки», которой можно дождаться, если быть стойким, упорным, гнуть до конца свою пускай и не очень правильную линию. Сделки, которая свершилась и может свершиться еще раз, списав, имеющиеся политические прегрешения и реструктурировав накопившийся негатив от изъянов политической системы с ущербной демократией, а вернее ее отсутствием. Коротко, для скептиков ядерная сделка с Ираном весьма опасный прецедент, зажигающий зеленый свет для начала выдачи политических индульгенций на право, и дальше варится в собственном тоталитарном соку и отпущение грехов. Чем могут весьма неплохо воспользоваться другие политические режимы, наподобие (того же северокорейского режима).
Логика проста любой тоталитарный режим может, попытаться создать свое ядерное оружие, а если ее разоблачат и прижмут, то можно будет, выйти из ситуации ведь попытка не пытка, Иран же простили. Из такого подхода к вопросу, подливая масла в огонь и воду на мельницу конкурентов и недругов Ирана плавно вытекает, другая точка зрения. Суть их проста ядерная сделка, придала второе дыхание и вдохнула новую жизнь клерикальному режиму в Тегеране, который после многих лет международных санкций переживал стагнацию и фактически находился на пороге политической и экономической агонии, что заметно убавляло реальную силу воинственного пыла Ирана, придавая ему декоративный смысл.
Сейчас же, по их мнению, Иран, получив долгожданное послабление, был выпущен как джин из бутылки, и со временем предстанет во всей красе, обнажив свой хищнический оскал. Что, приведет к усилению регионального соперничества и противостоянию, усилит нездоровую конкуренцию, нарушит региональный баланс и т.п. То есть новая старая региональная держава в лице Ирана, получит все возможности для реанимации возможностей полноценного политического игрока, с вытекающими отсюда последствиями и начнет реализовывать свои амбиции, вмешиваться в региональные дела и т.п. Чем самым еще больше запутает узел противоречий в регионе. И главное создаст сильную конкуренцию своим соперникам и недоброжелателям.
Заключение
Как видно одной из причин желания девальвировать итоги ядерной сделки с Ираном является политическая ревность. И главное тут помнить, неоправданная конфронтация, как метод ослабления своих политических противников это бумеранг, который часто бьет именно по тем странам, которые его и запустили. Так что нужно сильно взвесить, что лучше сильный, амбициозный Иран с его теоретическими угрозами или же слабый, прижатый к уголу Иран, но с хаосом в регионе. И не забывать о красной линии.
Физули Кадибеков
Трамп предложил Алекса Вонга на должность первого заместителя помощника по нацбезопасности
В Канаде зафиксировали крупнейшую вспышку кори
WP: Трамп хочет уволить команду прокурора, выдвигавшего против него обвинения
Суд признал Конора Макгрегора виновным в деле об изнасиловании
Пашинян заявил, что сделает все для подписания соглашения с Азербайджаном до конца года
Пользователи со всего мира пожаловались на сбой в работе YouTube