«В таких условиях Трамп пока будет воздерживаться от признания «геноцида армян» - КОММЕНТИРУЕТ РОССИЙСКИЙ АНАЛИТИК
Как известно, на прошлой неделе Сенат США принял резолюцию о «геноциде армян». Реакция Анкары последовала незамедлительно. Так, со стороны Турции были озвучены угрозы закрыть базу НАТО в Инджирлике, а президент Эрдоган отметил, что Анкара может признать геноцид индейцев Америки. Непростые отношения между США и Турцией в блиц-интервью Vesti.Az прокомментировал ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, эксперт по внутрироссийским политическим отношениям и международной политике Михаил Нейжмаков.
- Сенат США, несмотря на блокировку со стороны отдельных конгрессменов на ранних этапах, принял резолюцию «геноцида армян». Что же стало поводом для этого? Решится ли Трамп поддержать решение Сената по резолюции?
- Обратим внимание, что еще в ходе ноябрьского визита Реджепа Эрдогана в Вашингтон роли Дональда Трампа и его однопартийцев-сенаторов разделились. По сути, хозяин Белого Дома выступил в амплуа «доброго полицейского», продемонстрировавшего, в целом, благожелательный подход в ходе публичного общения со своим турецким коллегой, а вот сенаторы-республиканцы, с которыми тогда встречался Эрдоган – в роли «злых». На это обратили внимание и некоторые американские политики. Например, демократ, член сенатского Комитета по иностранным делам Крис Мерфи отмечал, что президент США использовал сенаторов-республиканцев для демонстрации жесткости, чтобы не выступать в такой роли самому.
Единогласная поддержка Сенатом резолюции S.Res.150, в определенной мере, ограничивает свободу маневра для Трампа, но в то же время, может иметь для него и выигрышные стороны. Вести переговоры на фоне обострения отношений – излюбленная тактика для нынешнего президента США. Встреча Эрдогана и Трампа в Вашингтоне явно оставила неразрешенными много вопросов. На фоне недавнего голосования в Сенате Трамп вполне может ожидать, что турецкое руководство, несмотря на жесткую публичную риторику, все же пойдет на определенные встречные шаги (пусть и не по всем вопросам). При этом в американской администрации также вполне могут ожидать, что у Анкары в нынешних условиях будет и другой стимул побыстрее снять, по крайней мере, часть спорных вопросов – пока в США не прошли президентские выборы-2020 и вести переговоры можно именно с Трампом. В таких условиях нынешний президент США, скорее всего, пока будет воздерживаться от поддержки данной резолюции, чтобы излишне не осложнять диалога с Анкарой.
- Некоторые политологи считают, что тут дело не только в вопросе поставок Россией С-400, хотя этот аспект не второстепенный фактор. Отдельные эксперты отмечают, что в вопросе ПКК Турция взяла на себя главенствующую роль, и сама занялась ликвидацией террористических ячеек без оглядки на США и Россию. Вы согласны с этим мнением?
- С одной стороны, США де-факто пока не спешат всерьез противодействовать активности Турции на севере Сирии. Обратим внимание, например, на тональность заявления главы Пентагона Марка Эспера о планах Анкары по возвращению находящихся на турецкой территории беженцев в данный регион (очень осторожная реплика: «мы будем очень внимательно следить за этим»). С другой, Вашингтону важно демонстрировать Турции, что он держит руку на пульсе и в любой момент может усилить на нее давление в связи с ее действиями на севере Сирии. Это подтверждают, например, сообщения о переброске американских подразделений из Ирака на территории, контролируемые YPG/PKK. Поэтому демонстративные шаги США, задевающие интересы Турции, наверняка нацелены, в том числе, и на усиление переговорных позиций Вашингтона в вопросе об операциях турецких сил против данных курдских формирований.
- Анкара в ответ на решение Сената пригрозила признать геноцид индейцев в Америке. Мало того, подумывает о том, чтобы закрыть базы НАТО в Инджирлике. Насколько это возможно?
-На первый взгляд, заявление Марка Эспера о необходимости встречи с министром обороны Турции Хулуси Акаром подтверждает заметное обострение противоречий в отношениях Вашингтон-Анкара.
В то же время, сам Реджеп Эрдоган отнюдь не «сжигает мосты» - вспомним его реплику, что «стороны не должны предпринимать шаги, которые невозможно будет исправить». А переговоры глав военных ведомств вполне могут стать первым шагом к активизации более спокойного диалога между Турцией и США. Не будем забывать, что в международной политике жесткая публичная риторика нередко является фоном для интенсивных (возможно, закрытых) переговоров, направленных на поиск компромисса. Вот и заявление главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу о намерении его страны приобрести у США систему Patriot может быть связано с попытками Анкары найти общий язык с Вашингтоном.
Метин Яшароглу
Пользователи со всего мира пожаловались на сбой в работе YouTube
Генсек НАТО совершит визит в Турцию
17-летняя девушка стала самой молодой в истории Калифорнии, сдавшей экзамен на адвоката
Путин провел совещание с руководством Министерства обороны
Пилоты «Формулы-1» пожаловались на запах марихуаны на трассе Гран-при
В США проведена третья казнь с использованием чистого азота