В мире
- Главная
- В мире
Племена, нефть и шоссе М4: новая фаза Сирийской войны - АНАЛИТИКА
Как известно, в Сирии правительственные силы (правительство группировки ХТШ во главе с временным президентом Ахмедом аш-Шараа) и восставшие против курдской группировки СДС арабские племена (на некоторых охваченных восстанием территориях они составляли подавляющее большинство) взяли под контроль населенный пункт и район Айн-Исса.
Эта операция обеспечит Дамаску и его союзникам контроль над участком шоссе М4 — жизненно важным маршрутом для военной логистики и торговли между разными частями Сирии. А вот территории курдской Рожавы (так называется этот регион на курдском языке) оказались разрезаны на части.
Ранее под контроль Дамаска и суннитских племен перешли крупный город Ракка, важнейшие нефтяные месторождения Сирии в Дейр-эз-Зоре, плотина в Табке и ряд других ключевых объектов. Совсем недавно их контролировали курдские формирования СДС (Сирийские демократические силы), управляемые командирами из Курдской рабочей партии (РПК), и союзные им арабские племена. Но арабы подняли восстание в тылу курдов, а с фронта ударили правительственные войска — курдская оборона рухнула за считанные дни. Правительственные силы наступают стремительным маршем, в то время как курдский тыл оказался разорван восстаниями племен.
Повторяется сценарий 2024 года, когда точно такой же победный марш, поддержанный точно такими же племенными восстаниями, опрокинул правительство Башара Асада в Дамаске 8 декабря. Сирия продемонстрировала верность рассуждений средневекового арабского мыслителя Ибн Хальдуна об «ассабие» — племенной солидарности, когда время от времени менее образованные, но более сплоченные племена берут под контроль ближневосточные города, чтобы основать новые правящие династии.
Тем временем Министерство обороны Сирии опубликовало карту, где территории под контролем правительственных сил закрашены в зеленое, а районы, где после соглашения с СДС (до сих пор неизвестно, подписали они его или нет, из Сирии поступает противоречивая информация) сохранится присутствие СДС, закрашены в более светлый оттенок.
Курдскую группировку СДС–РПК при таких вот раскладах ничего хорошего не ждет. Они прижаты к турецкой границе, а Турция — враг РПК, партии, которая ведет борьбу за самоопределение турецких курдов с середины 1980-х гг. Напомним, что кадровые партийные работники РПК управляют СДС, курдской армией в Сирии. Самая большая мечта президента Турции Тайипа Реджепа Эрдогана — покончить с курдским квази-государством РПК, созданным в Сирии, в Рожаве, в районе турецкой границы.
С другой стороны, действуют войска правительства Сирии во главе с временным президентом аш-Шаа. Оно опирается на поддержку Турции и, кроме того, хочет установить централизованный контроль над всей Сирией, а особенно над регионами на востоке и северо-востоке страны, поскольку там сосредоточена почти вся сирийская нефть. И его усилия поддержаны антикурдским восстанием местных арабских суннитских племен.
Если курдские СДС–РПК не получат немедленную помощь извне, например от США и Израиля, вряд ли они смогут удержать даже то, что им осталось. Они окружены, разрезаны на части, утратили контроль над нефтью, энергетикой и доходами от них, курдская логистика разрушена. Ни Израиль, ни США не спешат вмешиваться на их стороне и, похоже, не намерены это делать.
Что касается соглашения между СДС и правительством, согласно которому курдам, возможно, будут предоставлены крохи автономии, то на Ближнем Востоке соглашения, не подкрепленные реальной вооруженной силой, не значат ничего.
Президент Армении уверен в скором открытии границы с Азербайджаном
Страны Европы могут объявить бойкот ЧМ-2026 в США
Беларусь присоединилась к "Совету мира" по Газе
В Дании и Гренландии набирают популярность антиамериканские бейсболки
В Турции участники акции сняли государственный флаг на границе с Сирией
В США назвали еще одну причину необходимости Гренландии стране