В мире
- Главная
- В мире
Капкан для США: почему американцы бомбят Йемен? - АНАЛИТИКА

Ровно в середине марта администрация президента США Дональда Трампа начала масштабные и бессрочные авиаудары по целям йеменской повстанческой группировки хуситов в Йемене. Эта история заслуживает того, чтобы о ней рассказать, потому что от происходящего зависит судьба Ирана, Израиля и, пожалуй, всего Ближнего Востока.
Хуситы (Ансар Аллах) — группа племенной знати, т.е. богатых и влиятельных шейхов, контролирующая значительную часть племен на севере Йемена, около трети территории этой страны, где проживает половина ее населения, и столицу — Сану. Северные племена исповедуют близкую к шиизму форму мусульманской веры — зейдизм.
Однако семья Хути, стоящая во главе этих племенных ополчений, ближе к доминирующей в Иране версии шиизма. Кроме того, эти влиятельные лидеры являются пламенными сторонниками иранской модели общественно-государственного устройства — велаяти факих, теократии, при которой государством управляют правоведы и богословы, обладающие почти абсолютной властью, а гражданские структуры им подчиняются.
У истоков движения стоит Бадр Ад-Дин Хусейн аль-Хуси (Хути), авторитетный богослов, человек, который взял себе пять жен из влиятельных племен, родил от них 13 сыновей и поставил их всех во главе идеологических и военных структур, объединив племена. Ведущий современный исследователь хуситов Майкл Найтс указывает на то, что Бадр аль-Дин аль-Хуси и его сыновья создали сеть семей и группировок родственников в племенной конфедерации на севере Йемена.
Кроме того, Бадр аль-Дин и большинство ключевых лидеров хуситов являются частью коллективного Ахль аль-Бейт, они — потомки пророка Мухаммеда — и поэтому считают себя выше других йеменцев и единственной кастой, пригодной для руководства страной. Что сделало Бадр аль-Дина и его сыновей уникальными даже среди потомков пророка, так это сочетание их принадлежности к секте Джаруди, ветви зейдитов, их непоколебимой преданности примеру иранской исламской революции 1979 года и последующего экспорта революционной модели в Ливан через движение «Хезболла».
Сближение хуситов с Ираном начинается десятилетия назад и достигает апогея в наши дни, когда иранцы обеспечивают группировку современными видами оружия. Йемен и раньше был неприступной горной крепостью, ближневосточным Афганистаном, который населяли воинственные племена, подчиняющиеся только своим шейхам.
Хуситы при поддержке Ирана создали 50-тысячное ополчение, вооруженное автоматами и управляемыми противотанковыми ракетами, но оно обладает почти неограниченными людскими резервами. В сочетании с горной местностью, идеальной для герильи (партизанской войны), это сделало возможными успехи группировки в борьбе с международно признанным правительством Йемена и южными суннитскими племенами.
Впрочем, покорить Йемен хуситы не смогли. Их попытки занять стратегически важные регионы — Мариб, где находятся месторождения газа, и Шабву — пока ни к чему не привели. Однако ничем закончились и попытки Саудовской Аравии и ОАЭ нанести хуситам поражение.
Несмотря на бомбежки, хуситы не только выстояли, но и нанесли тяжелые удары по Саудовской Аравии с помощью ракет и беспилотников, а затем совершили рейды на ее территорию и буквально разгромили несколько саудовских бригад. После этого Эр-Рияд предпочел прекратить войну и ведет с хуситами мирные переговоры.
Тут надо пояснить, что военная мощь хуситов резко увеличилась благодаря иранской поддержке, включавшей в себя также поставки крылатых, противокорабельных и баллистических ракет, а также дронов. Все это оружие производится в Иране, доставляется в Йемен по частям и там его собирают. Есть оправданные сомнения ряда израильских военных экспертов в отношении того, что хуситы сами осуществляют запуски дальнобойных ракет — слишком сложной является эта задача. В любом случае, даже если этими ракетными системами и РЛС иранского производства управляют не только иранцы, но и несколько десятков обученных иранцами операторов-хуситов, это ничего по сути не меняет. Фактически хуситы являются идеальной охраной для иранских ракетных систем, которые могут бить по саудовцам, а также простреливать Красное море.
Последнее имеет огромное стратегическое значение. Через Красное море и Суэцкий канал до недавнего времени проходили 12 процентов всей глобальной морской торговли и 9 процентов мировой морской торговли нефтью. Хуситы попытались взять под контроль этот торговый маршрут и добились определенных успехов.
Йеменские хуситы входят в проиранскую коалицию, куда, наряду с Тегераном, относят также 200-тысячное иракское шиитское ополчение Хашд аш-Шааби в Ираке, ливанскую «Хезболлу», ХАМАС и Исламский джихад в Палестине, а также к этой коалиции (Ось сопротивления) до недавнего времени относился режим Асада в Сирии. Когда после 7 октября 2023 г. Израиль вступил в бой с ХАМАС, другие участники «Оси сопротивления» начали обстреливать Израиль, помогая своим союзникам в Палестине.
Однако хуситы не ограничились Израилем. Они начали обстрелы торговых судов в Красном море. Им удалось повредить несколько судов, в результате чего торговля в этом регионе уменьшилась примерно на 50 процентов. Поговаривают, что хуситы стали брать плату с тех стран, которые все же хотят, чтобы их корабли проходили через Красное море и Суэц, и что они уже заработали миллиарды долларов.
Правда, после того как в Газе было достигнуто временное прекращение огня, хуситы прекратили обстрелы. Но все понимали, что, по сути, это уже ничего не меняет. Фактически йеменские племена и Тегеран взяли под контроль один из главных торговых маршрутов на планете, угрожая торговым судам ракетными ударами. Тем самым они смогли еще и подорвать статус США как сверхдержавы — мировым полицейским, от которого все зависят, является тот, кто контролирует порядок на глобальных торговых трассах, а тут получается, что если вы хотите торговать в Красном море, то должны платить йеменским племенам.
После того как Израиль возобновил операции в Газе, не договорившись с ХАМАС, хуситы возобновили обстрелы как Красного моря, так и самого Израиля. Это произошло в середине марта. И тут США решили вмешаться.
Продолжение во второй части (если хочешь — отправлю оставшуюся часть в следующем сообщении без сокращений и только с исправлениями, как здесь).
У Вашингтона имеется несколько задач в Йемене.
Во-первых, он начал бомбежки хуситов для того, чтобы защитить своего союзника — Израиль.
Во-вторых, удары по хуситам стали предупреждением Ирану. США не скрывают, что они намерены в ближайшее время нанести Ирану удары силами ВВС, чтобы лишить его возможности создать ядерное оружие, и проводят перед его глазами вооруженную демонстрацию, чтобы склонить к уступкам. Кроме того, США требуют, чтобы Тегеран прекратил поставки оружия своим союзникам, включая хуситов. Таким образом, устроив бомбежки Йемена, американцы грозят Ирану и одновременно проверяют боеспособность своих ВВС. Трамп уже заявил, что каждый выстрел хуситов в сторону американских боевых кораблей он расценивает как атаку Ирана на США — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если смотреть на вещи с этой точки зрения, то бомбежки хуситов — это лишь разминка США перед мощной атакой на Иран.
В-третьих, разумеется, целью США является восстановление их контроля над Красным морем и обеспечение там судоходства, свободного от атак хуситов и иранцев.
По мнению одного из ведущих исследователей хуситов, Грегори Джексона, и Соединенные Штаты, и хуситы делают большие ставки в Йемене, и последствия неудачи для обеих сторон будут далеко идущими.
Соединенные Штаты делают ставку на то, что они смогут нанести такой ущерб и разрушения группировке ополченцев в Йемене, что она будет либо «полностью уничтожена», как сказал Трамп, либо, по крайней мере, у нее не останется выбора, кроме как прекратить свои атаки на коммерческое судоходство в Красном море.
Однако если Соединенные Штаты ошибаются и масштабные авиаудары не принесут результата, Вашингтон, скорее всего, окажется втянутым в длительный конфликт, из которого не будет легкого выхода. С тех пор как в конце октября 2023 года хуситы начали атаковать торговое судоходство, у Соединенных Штатов был один и тот же набор из пяти основных вариантов ответа. Эти варианты не изменились.
Вариант № 1: Только оборона.
Соединенные Штаты направляют военно-морские силы в Красное море, чтобы сбивать ракеты и беспилотники хуситов для защиты торгового судоходства.
Вариант № 2: Ограниченные удары.
Соединенные Штаты наносят целевые удары по складам оружия хуситов, ракетным площадкам и другим районам, которые непосредственно способствуют атакам хуситов на судоходство в Красном море.
Вариант № 3: Широкомасштабные удары.
Соединенные Штаты наносят широкомасштабные и масштабные удары по инфраструктуре и лидерам хуситов по всему северному Йемену, пытаясь, по сути, разбомбить эту группировку до полного подчинения.
Вариант № 4: Поддержка антихуситского альянса.
Соединенные Штаты оказывают широкую поддержку антихутистской коалиции в Йемене, по сути, используя коалицию в качестве наземных войск — точно так же, как США использовали Сирийские демократические силы (СДС) в своей кампании по борьбе с группировкой «Исламское государство» в Сирии.
Вариант № 5: Нанести удар по Ирану.
Соединенные Штаты напрямую атакуют Иран, который они обвиняют в поддержке и снабжении хуситов оружием, позволяющим атаковать коммерческое судоходство в Красном море.
За последние полтора года Соединенные Штаты, указывает Джексон, медленно, но верно продвигались по этому меню вариантов.
Первоначально, в ноябре и декабре 2023 года, администрация тогдашнего президента Джозефа Р. Байдена-младшего придерживалась подхода «только защита», в итоге реализовав операцию Prosperity Guardian, которая была призвана защитить коммерческое судоходство в Красном море.
Когда это не сработало, администрация Байдена нанесла ограниченные удары в рамках операции Poseidon Archer. Хотя есть некоторые свидетельства того, что эти удары оказали влияние, хуситы не были ослаблены до такой степени, чтобы они не могли наносить удары в Красном море.
Когда в январе администрация Трампа вступила в должность, она быстро просигнализировала о своем намерении нанести гораздо более масштабные удары, объявив хуситов иностранной террористической организацией.
15 марта Соединенные Штаты перешли к варианту № 3, нанеся масштабные авиаудары по большей части северного Йемена. Одновременно Трамп пригрозил Ирану (вариант № 5), если атаки хуситов продолжатся.
Администрация Трампа делает ставку на то, что дополнительные удары изменят баланс сил и заставят хуситов отказаться от атак на коммерческое судоходство. Возможно, администрация и права, но другие делали подобные ставки и не добились успеха. Так, в марте 2015 года Саудовская Аравия посчитала, что шести недель авиаударов будет достаточно, чтобы выбить хуситов из йеменской столицы Саны и восстановить в Йемене правительство, признанное ООН. Эта война только что достигла своей 10-й годовщины.
Джексон предупреждает, что хотя более продолжительные, более мощные и более точные удары могут привести к другому результату, но если этого не произойдет, то Соединенным Штатам, скорее всего, придется использовать наземные войска — свои или чужие — для достижения своей важной цели: прекращения атак хуситов в Красном море. Если конфликт достигнет этой стадии, он не будет коротким и не будет легким. Вместо этого Соединенные Штаты, скорее всего, окажутся втянутыми в еще один бессрочный конфликт на Ближнем Востоке, из которого им будет трудно выбраться.
Хуситы, с другой стороны, делают ставку на то, что они смогут пережить столько ударов, сколько Соединенные Штаты смогут им нанести. И у хуситов есть основания так думать. С 2004 по 2010 гг. хуситы вели шесть последовательных войн против центрального правительства Йемена.
В разные моменты того, что сегодня эксперты называют термином «хуситские войны», группировка, казалось, была на грани исчезновения, но каждый раз она перегруппировывалась и возрождалась. В течение последних 10 лет хуситы выдерживали массированные авиаудары Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, а теперь группировка надеется выстоять в борьбе с США.
Оглядываясь на прошедшие два десятилетия, руководство хуситов считает, что оно вело и выиграло локальную войну против йеменского правительства, а также региональную войну против Саудовской Аравии и ОАЭ. В обоих случаях хуситы победили не за счет победы над своими противниками, а за счет того, что выжили, несмотря на огневую мощь, которую противники могли на них обрушить.
На этот раз хуситы, отмечает Джексон, делают аналогичную ставку: они надеются, что смогут выдержать продолжительное наступление США, привлечь на свою сторону больше йеменцев и в конечном итоге даже захватить новые территории в Йемене.
Маловероятно, что США решатся на сухопутную операцию в Йемене — это стало бы катастрофой, ибо Йемен — «ближневосточный Афганистан», где обычно терпят поражение захватчики, а хуситы — не менее опытные партизаны, чем талибы. Что же касается племен, враждебных хуситам, и ставки на них, то их борьба вместе с американскими ударами может серьезно ослабить хуситов, но вряд ли уничтожит их, как показало прошлое.
Возможно, единственным шансом США на устранение хуситов в качестве силы, способной атаковать Красное море, Израиль и Саудовскую Аравию, является нанесение стратегического поражения Ирану или смещение иранского руководства. Только если хуситы останутся без иранских поставок тяжелого оружия, ракет и беспилотников, они перестанут быть угрозой для интересов Америки и ее союзников. Но это подразумевает сложное и широкомасштабное вооруженное противостояние Вашингтона и Тегерана.

Канада введет тарифы в размере 25% на импортируемые из США автомобили

В России расширят эксперимент по сбору биометрии у мигрантов

МУС призвал Венгрию придерживаться Римского статута

Трамп: Новые пошлины позволят США привлечь инвестиции на $6-7 трлн

ЕС утвердит ответные действия на пошлины США 7 апреля

Украина получила от Польши 5 тысяч Starlink нового поколения