Азербайджанские муллы совершают умышленную диверсию против Ислама
Был на поминках популярного журналиста, не буду называть имя, чтобы не марать его память тутошними “героями”. Мужское поминальное мероприятие вел, как водится в Азербайджане, молодой, лет около тридцати молла. Причем, что важно, поминки проводились в одном из залов соответствующего заведения при Управлении мусульман Кавказа.
Молла говорил без устали в микрофон, как свадебные ведущие. Против внедрения современных звуковых средств не возражаем, цель микрофонизации поминок понятна – чтобы слушатели не отвлекались на чтение фейсбушных посланий. Приходилось внимать, и тут все с удивлением заметили, что его неустанная речь крутилась вокруг двух понятий: хазрат Муса (святой Моисей) и оливковое дерево. Иногда от плодов этого дерева он переходил к конечному продукту - оливковому маслу.
Оратор настойчиво просил слушать его молча, но как не ухмыльнуться, ткнув соседа в бок? Вскоре сидящие рядом со мной мужчины согласились в предположении о том, что молла явно еврей, нанятый для рекламы продукции крупной компании, известной продажей растительного масла. Иначе непрекращающиеся разглагольствования вокруг Моисея и оливок объяснить не представлялось возможным.
Некоторые не выдерживали. Один участник поминок демонстративно вышел, тихо сказав что больше эту хрень слышать не может. Другой – известный в наших кругах тягой к Исламу, пытался спорить с ведущим, но друзья его одергивали боясь, что теологические дискуссии сорвут поминальное мероприятие.
Неприятный осадок остался. Лучше бы того моллы вообще не было, а если в УМК все священнослужители такие то не надо, азербайджанцы – нация грамотная, сказки про фараона над которым сомкнулось море, пропустившее иудеев, мы слышали с детства, и значение Ислама в истории человечества тоже знаем. Сами можем кого хочешь образумить, если придется…
Азербайджанцев обвиняют в неуважении к своим священнослужителям, причем такое отношение было еще в советские годы. Помню много споров между моллами и участниками похорон, поминок, по поводу тех или иных религиозных постулатов и адатов. Ничего в этом плохого не вижу, в спорах рождается истина. Но только если участники дискуссии хотя бы примерно одного интеллектуального уровня. Если же молла никак не может вырваться из словесного круга из оливок, словно голодный Остап Бендер в гостях у Елены Станиславовны (первое заседание тайного общества “Меча и Орала”, “12 Стульев”), тут уж, извините, надо что-то делать...
Народное уважение следует заслужить, его на парашюте не спустишь. Ну буду касаться персоны Шейха уль-Ислама Пашазаде, тем более он обсуждаемую нами проблему знает и принимает. Лично создавал при УМК курсы повышения квалификации мулл, проводил аттестации священнослужителей, был одним из создателей бакинского Исламского университета. Чего больше?
Наши претензии к личностным особенностям тех, кто рвется посредничать между Аллахом и его земными рабами. Как относиться к моллам читая сообщение о драке в марте прошлого года между двумя божьими слугами, сцепившимися в бакинском парке? Это они так спорили за право вести поминки. Окружающие их разняли, но куда там, тут же деньги на кону – они вновь сцепились, не знаю уж кто кого оттаскал за бороду…
Когда дерутся за прибыльный участок полицейские (такое тоже в Баку было и не раз) это еще как-то понятно, ведь полицию учат драться, вот они и применяют. Но божьи слуги, и с кулаками на коллегу?
Моллы были незаменимы, когда призывали народ не превращать поминки в пышные торжества. Выполняя поручения УМК и Госкомитета по работе с религиозными общинами, они пропагандировали скромность, а отказ азербайджанцев от проведения “поминальных четвергов” можно считать большой победой общественного разума над пижонствующей глупостью. В 2014 году пресса сообщала даже о введении правительственного запрета на дорогие поминальные мероприятия. Вроде ввели стандарт, по которому на столы в поминальных палатках запрещалось подавать еду, предлагая ограничиваться чаем, финиками и простыми сладостями. Но затем, когда повторных наказов от руководящих органов не поступало, моллы втянулись в прибыльное дело и теперь с удовольствием дают привлечь себя на поминки по самому дорогому разряду.
Шутки-шутками, но если одни мирятся с этим идиотизмом, спуская все на философских тормозах, то другие, особенно это касается молодежи, принимаются искать альтернативные религиозные течения и скатываются в фанатизм. Молчаливое неприятие дебилизма на таких мероприятиях не всегда проходит бесследно. Откуда, по вашему мнению, удивительное стремление немалой уже части азербайджанцев к нетрадиционному для нас понимаю Ислама? Наших соотечественников в преступном ИГИЛ так много, что они там создали свои боевые подразделения. В Азербайджане с ужасающей регулярностью проводятся суды над участниками зарубежных религиозно-боевых соединений. Одна из причин происходящего в том, что УМК не справляется с обязанностями. Управление мусульман Кавказа старается, но паства уходит, примыкая к религиозным радикалам.
Честное слово, послушав некоторых наших мулл, ведущих азербайджанские поминки, начинаю понимать тех, кто находит прибежище в атеизме или уходит в другие конфессии…
P.S. Мы коснулись обширной и животрепещущей темы. Ведь поведение мулл возмущает не только на поминках. Все терпели аферистичное бормотание этих людей над могилой усопшего, явственно сознавая что так называемый “молла” не может читать молитвы на арабском языке. А сколько случаев оформление муллами религиозного брака – кябина до ЗАГСА, или даже без официального бракосочетания! Выйдя замуж по религиозному, а не светскому закону, такие женщины оказываются в положении бесправных сожительниц. Положение усугубляется, когда они становятся матерями...
Кямал Али
В субботу в Баку моросящий дождь и умеренный ветер
В Азербайджане изменены правила квоты трудовой миграции
Синоптики объявили «желтый» уровень ветра на пятницу
В Азербайджане количество трудовых пенсионеров увеличится на 8 тысяч человек
В Азербайджане ликвидированы Госцентр переводов и Центр языкового мониторинга - РАСПОРЯЖЕНИЕ
В пятницу в Баку пасмурно и северо-западный ветер