В освобожденном Агдабане: Армяне причинили много страданий сельчанам...-ФОТО

В освобожденном Агдабане: Армяне причинили много страданий сельчанам...-ФОТО
8 апреля 2022
# 16:45

Гянджа. 06:15. Моросит дождь. Прошедшей ночью я испытал чувство волнения и радости.

В 07:15 по мере приближения к посту Тогана у меня появилось удивительное ощущение. Не знаю, с чем это связано – с целью поездки или еще с чем-то, но я еще не вполне ощутил, что еду в Кяльбаджар. При виде поста это чувство сменилось облегчением. Наверное, это облегчение появилось, когда я издали увидел азербайджанского солдата и его гордую осанку. Облегчение, которое придал мне азербайджанский солдат, положивший конец этому ожиданию всего за 44 дня...

В одном автобусе с нами должны были ехать и жители села Агдабан. Вот, жители села и журналисты постепенно заполняют автобус. Жительница села Гаранфил ханум не смогла сдержать слез, выразив благодарность организаторам поездки.

«Я очень соскучилась по каждой горе, по каждому камню нашего села», - сказала она и замолчала.

Автобус отправляется в путь.

Создается впечатление, что разрушенные, сожженные дома, объекты общепита, автомобили, которые мы видим на всем пути, приветливо улыбаются нам так, словно ждали нас долгие годы. Я впервые вижу эту картину и глубоко потрясен. В глубине леса, на значительном удалении от дороги я заметил сожженную машину.

Мы беседуем в автобусе с жителями села. Они делятся своими воспоминаниями, говорят о том, как жили в селе. Вдруг автобус с грохотом остановился. Один из сельчан поднимается с сиденья и выглядывает в окно:

- Да…готовьтесь!.., – говорит он.

Как бы отвечая на вопрос, который мы не успели задать, нам объясняют:

– Это Омарский перевал. Наверное, вы слышали о нем…

Я не ответил. Я и мои коллеги-журналисты поднялись с мест, чтобы полюбоваться на горы, вершины которых разрезают облака как меч.

Омарский перевал. Это тот самый известный Омарский перевал, о котором мы наслышаны с первых дней войны, от названия которого в жилах стынет кровь.

По мере того, как мы поднимаемся по горе Муровдаг, снег усиливается. Из-за густого тумана видимость практически нулевая. На Омарском перевале три крутых поворота, которые мы проехали с волнением, но в то же время спокойно благодаря профессионализму нашего водителя.

Несмотря на метель, снег и туман виден указатель с надписью «Омарский перевал - 3260 метров». Проезжаем мимо указателя, и перевал остается позади. В автобусе еле слышны слова благодарности. В месте, называемом "Yol evi", вновь наступает спокойствие.

Агдабанцы считают своим долгом инструктировать водителя – ни в коем случае не нажимай на тормоз.

Через некоторое время эта опасность миновала.

Спускаемся по Муровдагу, снег идет меньше, и перед нашими глазами открывается взор на непревзойденную красоту Кяльбаджара. На дороге, тянущейся вдоль реки Мейданчай, идут строительные работы – Кяльбаджар отстраивается.

По словам жителей, это село Заллар. Проезжаем Худавенгский монастырь. Густой туман мешает разглядеть нам из автобуса монастырь.

Интересуюсь названием села Агдабан. У каждого жителя своя версия. Кто-то сравнивает Агдабан с белым туманом, кто-то говорит, что белый перевал. Не сойдясь во мнениях мы наконец доезжаем до села, и стоим на въезде в село Агдабан. Останавливаемся рядом с постом азербайджанской армии. По словам жителей села, ехавших с нами в автобусе, раньше здесь был «Дом чая». Немного прохаживаемся рядом с постом. Впервые мы полной грудью вдыхаем воздух Кяльбаджара, ощущая его всем телом.

Жители села показывают разрушенные дома, вспоминая каждую пядь села, делятся воспоминаниями: «Вот дом Мустафы, а это дом Эльгама, здесь был магазин Сейрана… Скоро останавливаемся около агдабанской школы, от которой остались разрушенные стены, и больше ничего».

По дороге мы говорили о том, что могила Ашуга Шамшира и его сына и дочери находится на кладбище в селе Агдабан. Внук Ашуга Шамшира тоже был с нами. Но как я ни старался, не смог разговорить его. Он просто молчал и наслаждался возвращением на родные земли.

Никто точно не знает, сохранилась ли могила. Но надежда все же была..

По словам Гаранфил ханум, дочь Ашуга Шамшира Чимназ ханум убили до трагедии в Агдабане. Когда они прибыли из Тертера, армяне перекрыли дорогу автобусу, в котором находились несколько человек из соседнего села, в том числе Чимназ, и расстреляли всех.

Жители села называют события в Агдабане второй ходжалинской трагедией: «Давили людей танками, громили дома. Армяне осквернили наши святыни, могилы, разрушили все».

Мы поднимаемся на склон. По словам жителей села, здесь покоятся три жертвы той трагедии. Здесь же находилась могила Ашуга Шамшира, его дочери и сына. Могилы были разрушены, земля рядом разрыта.

На могиле 14 жертв агдабанской трагедии жители установили всего один камень. Минутой молчания чтим память шехидов, читаем молитвы за упокой их душ и возвращаемся обратно в автобус.

13:55. Обошли безопасные места и снова собрались у автобуса. Было время обеда. Наверное, это был самый лучший обед в моей жизни. Гаранфил ханум приготовила «дурмек», поблагодарила нас за то, что составили компанию.

- Это кяльбаджарский «дурмек», не каждому знаком его вкус, - говорит она.

После обеда отправляемся в путь. Попутчики снова делятся воспоминаниями, узнают дома.

По возвращении проезжаем азербайджанские посты. И в этот момент мир становится еще добрее: уроженцы Агдабана дают нашим солдатам сумки, в которых еда, одежда и все необходимое.

- Они - причина, благодаря которой мы сегодня сюда смогли приехать, - говорит Гаранфил ханум.

В этот момент один из жителей деревни достает из кармана камень размером с кулак, целует его три раза и кладет на глаза: камень из нашего села... Это память о моем родном селе ...

*****

Агдабанская трагедия – одно из многочисленных военных преступлений и преступлений против человечности, учиненных Арменией. Произошла она в ночь с 7 на 8 апреля 1992 года армянскими ВС. В результате мирное село было стерто с лица земли, все расположенные здесь 130 домов - сожжены.

Жертвами геноцида стали около 70 жителей Агдабана. Они были безжалостно убиты. Около 800 человек подверглись нечеловеческим пыткам. Людей калечили, когда же они, не выдерживая истязаний, умирали, военные преступники глумились над телами. Были заживо сожжены старики, женщины, дети… 

Трагедия в Агдабане отличается еще и тем, что тогда был уничтожен большой пласт культурного наследия Азербайджана. Армянские варвары сожгли рукописи Ашуга Гурбана и его сына Ашуга Шамшира, разрушили памятники истории, архитектуры, культуры, осквернили священные места поклонения...

Агдабанский геноцид был совершен примерно за год до оккупации Кяльбаджарского района.

Нападением на село командовал лично Роберт Кочарян, который позднее стал вторым президентом Армении.

 

# 6636
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА