Тайна Шуши, длиною в жизнь, разбитая судьба дочери бека и первой женщины – редактора – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - ФОТО

Тайна Шуши, длиною в жизнь, разбитая судьба дочери бека и первой женщины – редактора – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - ФОТО
22 января 2021
# 15:21

91 год!

Спустя 81 год!

404 км пути!

Разгромленный дом!

Похоже на вольный стих, вам не кажется?

И немного на  известный эпизод  фильма: «Провод, гранат, кровавый камень».

 

Ей 91 год!

За 81 год она не смогла преодолеть 404 км пути, чтобы увидеть вновь свой разгромленный дом. Да, понимаю, опять абстрактно. Может,  покончим с этой игрой слов и посмотрим фильм? Нет, и это не получилось, а может быть рассказать вам на Lent.az  историю, похожую  на киносюжет?

 

*** 

Ее зовут Марьям, ей  91 год. 81 год она не может посетить родной      дом, расположенный в 404 км от Баку. Да,  дом, из которого она вместе с семьей  бежала  81 год назад. Тот самый дом,  который она покинула в 10 летнем возрасте.

Тот самый дом, который до сих пор сохранился в ее памяти. Как и тот последний день, и час, проведенный в нем….

***

 

Зохраббековы – коренные шушинцы. Основателем рода является Зохраббек. Он родился через несколько лет после основания Шуши. В молодости  работал в семье своего близкого родственника Галабекова, являющегося представителем другого коренного рода из Шуши. В те времена члены семьи Галабековых были градоначальниками в Шуше, или наместниками в селении Отузикилер.

 

Потомки  Зохраб бека в период царской России носили фамилию Зохраббековы. После установления советской власти, семья была вынуждена отказаться от слова бек в своей фамилии, в том числе и Марьям ханым.

 

Марьям ханым – праправнучка Зохраббека, дочь Аббаскулу бека. Аббаскулу бек родился в 1868 году в Шуше. Начальное образование он получил у моллы. Затем продолжил обучение  в медресе.  Занимался торговлей. В основном Аббаскулу вел торговые дела с Ираном.

 

По пути в Иран, он часто гостил у своей тети, в селе Туг. Он навещал детей своей тети, привозил им из города гостинцы. Кстати, его дед Мир Мехти Хазани и дядя Мир Гамза также проживали в  селе Туг. Навещая свою дочь в Шуше, Мир Мехти Хазани подружился с  Мир Мохсуном Наввабом.  Свою книгу «Kitabi-tarixi-Qarabağ» он издал в его типографии.

 

У Аббаскулу бека и его братьев в Шуше был большой дом. Строительство этого дома было начато еще при жизни отца Аббаскулу бека Акпер бека. Когда его мать Сейдабегим ханым, выйди замуж, приехала в Шушу, дом был построен наполовину.

 

Спустя короткое время после начала строительства дома Акпер бек скончался. Строительство было завершено Аббаскулу беком , отцом Марьям. К строительству дома Акпер бек привлек талантливых мастеров из Ирана и Турции. Но архитектором дома был карабахец - Сафи бек.  

 

Одна сторона здания состояла из четырех этажей, другая – из трех. Трехэтажная часть была предназначена брату Аббаскулу бека Мустафе беку. Огромная и широкая застекленная веранда дома была полностью украшена античными рисунками.  Состав раствора, используемый во время строительства, определить было трудно. На каждом этаже располагались зал на 200 – 250 человек, веранда, спальня, детская, паровая кухня, туалет, канализационные линии.

Здание было настолько высоким, что Чыдырская равнина была видна как на ладони. Двор Аббаскулу бек обнес высоким каменным забором, чтобы   дом изнутри не был виден, в том числе, и домочадцы. В этом доме и родилась Марьям ханым, 91 год назад.

Всего у Аббаскулу бека было пятеро детей, трое сыновей – Акпер, Зохраб, Керим и две дочери – Нурия и Марьям. В настоящее время из них здравствует только  Марьям, самый младший ребенок в семье.

  Она родилась в 1930 году. Среднее образование  получила в школе N 7 в Баку. В 1954 году окончила отдел журналистики филологического факультета Азербайджанского государственного университета ( ныне БГУ) . В том же году по приглашению видного журналиста, педагога Насира Иманагулиева Марьям ханым была назначена на должность редактора в радио. Один интересный факт: Марьям Зохрабова является первой женщиной – репортером и первой женщиной – редактором в Азербайджане…

***

 

 Шуша: селение Гурдлар, улица Оджагверди

 Март 1940 – го года

Репрессии, охватившие весь ССР, свирепствовали и в Азербайджане. Однажды эта волна дошла и до семьи Аббаскулу бека Зохраббекова в Шуше. На самом  деле, Аббаскулу бека еще тогда могли бы арестовать, но остерегались. И не без причины.

 

Потому что Аббаскулу  приобрел известность не только в Шуше, но и во всем Карабахе своей благотворительностью и чутким нравом.  Аббаскулу бек выделял большие суммы на строительство больницы в Шуше, школ, строительство водопровода, на помощь одиноким и нуждающимся. Возможно, именно эти факты спасли главу семьи как минимум от ссылки.

 

Однако… Однажды, люди в красных шапках также  явились и в его дом. Вернемся вместе с 91- летней Марьям ханым на 81 год назад:

 

- Я помню абсолютно все: день, когда у нас отняли дом, и как мы уезжали из Шуши. Камни Шуши, деревья, трещины на первом этаже дома -  все.  Наш двор был похож на большой парк.  По обе стороны двора стояли ворота. С верхних ворот мой отец въезжал во двор верхом на лошади, там находился хлев. Вокруг ворот росли ореховое, грушевое, тутовое деревья, черешня. В детстве, когда поспевали фрукты, мы не слазили с деревьев. В одной части нашего двора радовали глаз  кусты цветов, привезенные из Хорасана, запах барбариса раздавался по всему двору.  Моя мать сама готовила из этих цветов розовую воду и  розовое варенье. У нас был большой тендир. Когда мы пекли хлеб,  аромат заполнял весь поселок. Рядом с тендиром росли сливовое дерево и фундук. Наш дом был очень большим. Настолько, что   комнаты для прислуги располагались тоже в доме. Я  помню все до мелочей. В тот день….

 

- Я помню до сих пор, мать вскипятила самовар. Ударом ноги они повалили самовар на землю. Разграбили практически весь дом. Отец торговал коврами.  Они забрали все ковры , даже матрацы и одеяла, не оставили  ни одной спички. Был один офицер, который кричал, чтобы ничего в доме не оставляли, забирали все с собой. Они унесли все, кроме одежды, которая была на нас. В таком состоянии мы не могли оставаться в Шуше. Отец очень тяжело пережил ограбление дома.  Для него это было ударом. После этого он прожил только 10 лет и умер в 50- ом году.

Семья Зохраббековых вынужденно переселилась в Баку. Отец содержал семью, занимаясь мелкой торговлей. Внук Марьям ханым Зияд говорит, что семья бабушки, переезжая из Шуши в Баку, ничего с собой не взяла, только самое необходимое.

Потому что советские солдаты все забрали. Из дома в Шуше сохранился только казан для плова. А, и еще гравированная тарелка.

 Марьям ханым рассказывает, что в то время богатые люди  Баку и Шуши привозили из Европы много различных предметов быта, особенно, посуду. Семье удалось сохранить еще одну тарелку, которой сегодня, наверное, полторы сотни лет.

После переезда в Баку Марьям ханым и ее сестра Нурия были вынуждены сменить фамилию на Зохрабову. В противном случае, двери в высшие учебные заведения были бы перед ними закрыты. Нурия ханым окончила медицинский университет. Она стала одним из известных онкологов страны. Скончалась в прошлом году в возрасте 95 лет.

 

Ни Нурия ханым, ни Марьям ханым ни разу за десятки лет не посетили Шушу. Хорошо, оставим в сторону 28- летнюю оккупацию, но почему ни разу в течение 52 лет они не смогли приехать в родной край , находящийся, как мы упомянули ранее, за 404 км от Баку?

 

Их дом был разрушен?  Нет! Их дом стоит на месте.

 Советская власть, после присвоения дома Аббаскулу бека превратила его в детскую галерею.

 

У них не осталось родственников? Нет, родственники и друзья были и в Шуше, и в селе Туг…

 

Так, в чем же причина? Почему?

# 61173
avatar

Сабухи Мамедли

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#