Образование как сфера социальных услуг, или Послевкусие от брифинга Эмина Амруллаева
Социальная политика любого государства опирается на три столпа: образование, медицина и социальное обслуживание.
И целью, или основным принципом, является улучшение качества этих трех сфер жизни населения. Если государство заботится о повышении уровня бытия граждан, то без качественных образования и здравоохранения нельзя говорить об обеспечении населения основными и крайне необходимыми социальными благами.
Всеобщее государственное образование, наиболее доступное, нежели элитарное частное, постоянно подвергается критике со стороны подопытной части населения, которую на протяжении долгих лет безуспешно пытаются чему-то научить. И хорошо, если бы здоровая критика помогала решать имеющиеся проблемы, но создается впечатление, что чиновники от образования равнодушны к чаяниям народа.
Если мы все же говорим о конструктивности, а не поклепах, то временами хочется осадить критиканов, дабы отделить объективные недостатки и недоработки от нездоровых придирок, и даже придумать какое-то оправдание чиновничьему непрофессионализму. Но, как выясняется, единственное, что может извинить госструктуру за имеющиеся пробелы и недостатки, это ее отсутствие.
Однако, структура у нас имеется, и носит она гордое название -«Министерство науки и образования». То, есть Просвещения. И глава этого министерства, Эмин Амруллаев, отчитался перед СМИ на вчерашнем брифинге о проделанной работе. По завершении короткой пресс-конференции журналисты оперативно поделились в своих изданиях отдельными высказываниями министра, носящими информационный характер. Кто-то даже сделал выводы. Нам тоже хотелось сделать некое резюме, подводящее черту под результатами работы госструктуры. Тем более, что через неделю наши дети отправятся в государственные учебные заведения – дошкольные, средние и вузы.
Первое и позитивное, что мы для себя отметили, это сообщение министра Амруллаева о том, что в новом учебном году на освобожденных от армянской оккупации территориях Азербайджана будут функционировать шесть школ, в которых будут преподавать 94 учителя и обучаться 780 учащихся. Число учеников в течение года будет расти, так как возвращение граждан на освобожденные территории продолжается. Это радует.
Теперь о грустном. По словам министра, 654 школам в Азербайджане необходим ремонт, то есть, они пребывают в аварийном состоянии. Так и сказал: нуждаются в восстановлении. Позвольте, а как так получилось, что перед началом учебного года помещения более шестисот (!) средних учебных заведений непригодны для их использования? Речь идет не о десятках, а сотнях школ. Чтобы бочка дегтя не была такой мрачной и безнадежной, Эмин Амруллаев добавил в нее ложку меда и заявил, что за последние годы количество аварийных школ сократилось до 30 процентов.
Но первое впечатление эти проценты перебить не смогли. И это говорит о том, что где-то в маленьком селе или деревне дети должны учиться в школе, находящейся где-то по соседству (в лучшем случае!), а не в той, что должна функционировать в их населенном пункте. Или о том, что из-за равнодушия чиновников в каких-то классах будет обучаться больше детей, чем положено, и педагог не будет успевать проверять, как усвоен материал при увеличении количества учеников и уменьшении часов на изучение предмета.
Значит, когда родители столичных школ сетуют на то, что в классах душно, нет кондиционеров, где-то есть дети, которые идут в ту школу, которая более или менее пригодна для обитания. Как тут не вспомнить поговорку о черством хлебе и мелких бриллиантах?! А мы-то начали статью с основных постулатов соцобеспечения населения, то есть доступности социальных благ!
При таком раскладе речь идет даже не о качестве, а просто о наличии возможности получать элементарное образование, которое гарантировано гражданам государством, конституцией Азербайджана. И следующая информация, озвученная министром, о том, что в нынешнем году в школах на каждые 11 учеников приходится один компьютер в сравнении с пандемийным годом, когда один компьютер приходился на 36 учеников, картину не умаслила. Даже при том, что в ближайшую пятилетку этот показатель планируется довести до 6 учеников/компьютер. Во времена Советского Союза за пять лет планировали построить фундамент социалистической экономики и укрепить обороноспособность огромной страны, а тут - уменьшить число пользователей одного компа с 11 до 6 человек! И это в век компьютерных технологий, когда дети должны осваивать компьютерную грамотность с младых ногтей под руководством грамотного педагога.
Можно возразить, что сейчас у всех дома есть компьютеры, нотбуки, и дети практически с рождения пользуются возможностями информационных технологий, мол, и учить их специально нет необходимости, только время терять. Но это неправда. И период пандемии с дистанционным обучением показал, что немало детей оказалось за бортом по причине банального отсутствия в семье умной машины. Да и насчет ненадобности информационного обучения – большое заблуждение. Дети пользуются компьютерами с раннего детства, но в каких целях: сначала мультфильмы, потом кино и, наконец, игры. Последнее и становится основным предназначением многофункционального устройства для подавляющего большинства подростков. Некоторые с блеском осваивают Word для написания презентаций или рефератов, и даже какие-нибудь редакторы изображений, но львиная доля возможностей так и остается непознанной. Хочется верить, что в Минобразования серьезно задумаются о борьбе с компьютерной безграмотностью подрастающего поколения. Да и вообще, с некомпетентностью.
Под последним подразумевается тот факт, что более 700 педагогов не прошли аттестацию. Цифра внушительная. Особенно потому, что эти семь сотен до процедуры аттестации долгие годы были допущены к обучению наших детей. Все равно, что профнепригодные врачи калечили здоровье пациентов. И с этой целью в республике объявлен новый набор учителей на ставшие вакантными места.
Дух захватывает от осознания того, что из себя представляет наше образование как сфера социальных услуг. Кстати, 2400 свободных мест после вступительных экзаменов - туда же, в копилку «достижений». В ней же, наверное, найдется место и для столь важного вопроса как использование мобильных телефонов в школах. Министр Амруллаев сказал, что пока по этой теме нет единого и категоричного решения, но ведется работа, с помощью пилотных проектов, и существует вероятность запрета на пользование «мобильниками» учащимися в школах.
С одной стороны, да, креативные ученики беззастенчиво используют телефоны в качестве подручных шпаргалок. А иногда и снимают на камеры процессы, происходящие в классах. И тут уже не знаешь, противиться этому или одобрять: благодаря некоторым видео, запечатлевшим факты непозволительного поведения как учеников, так и самих педагогов, вовремя были приняты необходимые меры по их устранению. Остается надежда на камеры в школьных классах, и желательно, со звуком. Чтобы руководство школ было осведомлено, какого уровня учебный процесс происходит во вверенных им учреждениях. Речь, конечно, не идет о педагогах и учащихся тех самых аварийных 654 школах. Им пока не до камер…
Нигяр Алиева
Шахдаг примет Фестиваль горных курортов
Бакинский метрополитен изменит расписание поездов с 30 ноября
Милли Меджлис обсуждает судьбу накоплений умерших граждан
Депутат предложил повысить зарплату военнослужащих и полицейских
Погода на вторник: В Баку проливной дождь и северо-западный ветер
В Азербайджане обсуждают восстановление «Озера фиалок»