Это американская затея играет на руку армян, ждите новых провокаций
Интервью Vesti.Az с Алексеем Синицыным - главным экспертом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу.
- Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал огромной ошибкой намерение властей «Иракского Курдистана» провести референдум о «независимости» региона 25 сентября 2017 года. Неужели речь снова идет о глобальном ближневосточном «переформатировании» и все-таки будет создан т.н. «Независимый Курдистан»?
- Этот референдум – первая ласточка американского проекта по полной перекройке карты Большого Ближнего Востока. Ни у кого в этом регионе, кроме Израиля, он восторга не вызывает. У Турции – в первую очередь, хотя Анкара имеет очень неплохие отношения с правящей на севере Ирака Демократической партией «Курдистана».
США форсировали проведение этого референдума. Причиной стало кардинальное изменение военно-политической ситуации в Сирии и Ираке, которая явно приносит политические дивиденды Тегерану. В Ираке дни Исламского Государства уже сочтены. Против него действуют не только иракская армия (довольно беззубое формирование), но и 100-тысячная шиитская милиция «Хашд аль-Шааби». Мощные вооруженные силы курдов, знаменитые «пешмерга», практически не задействованы в уничтожении остатков игиловских банд.
Сейчас шиитские милиции рвутся к сирийско-иракской границе. Причем, с обеих сторон. Буквально, на днях Иран объявил, что граница Ирака с Сирией взята под контроль бригадой «Фатемийун». А это почти 20 тысяч, в основном, афганских шиитов, которые на границе уже успели помолиться вместе с командующим спецназом Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) «Кудс» генерал-майором Кассемом Сулеймани.
У Ирана впервые появилась реальная возможность реализовать идею «шиитского полумесяца» - политического, военного, логистического, идейного коридора по линии: Иран, Ирак, Сирия, Ливан. Но создание независимого Иракского Курдистана ломает этот «полумесяц», ослабляет Ирак, и, конечно, инспирирует волну курдского сепаратизма в Сирии и Иране. Вот, для чего американцам нужно максимально быстро провести этот референдум.
- Вы сказали, что идея создания «Независимого Курдистана» ни у кого, кроме Израиля, восторга не вызывает. Это и понятно – «Курдистан» будет противопоставлен всему мусульманскому миру, а именно этого и добивается Тель-Авив. Но, а как же Армения? Судя по заявлениям того же Семена Багдасарова, директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, как, впрочем, и других российских армян-политологов, Ереван должен радостно приветствовать создание независимого «Государства Курдистан»?
- Для Багдасарова и К° вся курдская проблематика – это только фон, на котором армянские политологи продвигают две идеологические установки, предназначенные, как минимум, для всего огромного русскоязычного пространства. Первая: армяне – это совокупный игрок во всех ближневосточных процессах, без которого ни Россия, ни «прогрессивное человечество» обойтись не смогут. Второе: а, вот, Турция (и где-то рядом Азербайджан) – самая деструктивная сила, такая же, как ИГИЛ. Скажем так, «враг рода человеческого», оперирующий на Ближнем Востоке.
Вы помните сколько раз в телевизионных ток-шоу на разных российских каналах Багдасаров, буквально, вопил о том, что «армяне являются государственнообразующим народом Иракского Курдистана», рассказывал о каких-то армянских военных формированиях, противостоящих ИГИЛ? На самом деле реальность совершенно другая.
До американского вторжения 2003 года численность иракских армян, по самым высоким оценкам, не превышала 25.000. Из них около 17 тысяч проживали в Багдаде, остальные, в основном, в Басре, Мосуле, Киркуке и в небольшом северном приграничном городке Захо (Курдистан). С наступлением войны началась массовая эмиграция армян и сейчас их во всем Ираке вряд ли насчитывается более 5 тысяч. Конечно, остались или убогие «лузеры», или те сомнительные элементы, которые готовы ловить рыбки различных авантюр в мутной воде бурлящего Ирака.
Однако, действительно, очень небольшая группа иракских армян обосновались в наиболее безопасных северных курдских селениях: Айн Кава Эрбильского района и Авзрук в районе Дохук (в 30км от г. Захо). Сколько их там? Максимум 2 тысячи? И это «государственнообразующая нация»?!
И еще несколько слов о борьбе сирийских и иракских армян с международным терроризмом. Есть такой арабский журналист Лейт Абу Фадель, который много печатается в популярном сирийском издании Al-Masdar News. Не знаю, что связывает этого, в общем-то, неглупого парня с армянами, но он часто пишет об «армянской гвардии», о том, что «армяне сражаются, как львы» и о прочей дребедени. Однако вы не найдете ни одного конкретного факта об отрядах «армянского ополчения» - ни где они сражаются, ни сколько их воюет против ИГИЛ, ни кто их командиры. А по данным Минобороны Сирии, на территории этой страны нет ни одного (!)самостоятельного армянского вооруженного формирования.
- Но как удается демонизировать Турцию в курдском контексте, если ни в Сирии, ни в Ираке не было крупных столкновений между курдскими формированиями и турецким спецназом, а террористическая война на территории турецкого «Курдистана», фактически, исчерпала себя?
- Надо безбожно лгать, а в этом армянские политологи весьма преуспели. Совсем недавно в эфире «ВЕСТИFM», в программе Владимира Соловьева «Полный Контакт» состоялся разговор с этим самым Семеном Багдасаровым, текст которого в письменной версии передачи получил симптоматичное название: «Этим летом в Турции будет жарко».
И вот, что Багдасаров ляпнул ведущему: «Я тебе конкретный пример приведу: есть такой город – Нусайбин (в турецком Курдистане – А.С.), это прямо на границе с Сирией. Запад не отрицает, что применялись фосфорные боеприпасы (турецкими войсками – А.С.), что город был просто сожжен».
Однако Нусайбин весной 2016 года был захвачен курдскими «Отрядами Народной Обороны» (YPG), т.е. вооруженные формирования из Сирии оккупировали город, расположенный на турецкой территории. Это – ничем не обоснованный акт агрессии и право Турции на самооборону не ставилось под сомнение ни ООН, ни Западом, ни Россией. Но Анкара не применяла фосфорные боеприпасы.
Вот, у меня на руках заявление самих курдов от 28 мая 2016 года, в котором говорится: «YPG покинули Нусайбин, чтобы не подвергать больше опасности гражданское население, поскольку турецкая армия готовилась наносить массированные удары по жилым районам». Курдам дали свободно с оружием в руках выйти из города, после чего турецкие ВВС отказались от бомбардировок Нусайбина. Конечно, такие деятели, как Багдасаров и К°, будут всеми силами провоцировать курдов на боевые действия непосредственно на турецкой земле.
- А почему Вы отделяете Багдасарова от других армянских политологов? Разве он выражает не их общее мнение?
- Не все так однозначно. Во-первых, некоторые из армянских экспертов побаиваются реализации проекта «Государство Курдистан» в полном объеме. На карте «Курдистана», составленной американским подполковником Ральфом Петерсом, это «новообразование» поглощает большой кусок Армении.
К тому же, в своей массе армяне точно также ненавидят курдов, как и всех своих соседей. Они всегда обвиняли курдов, как минимум, в пособничестве «армянскому геноциду», за якобы последствия которого они стремятся сорвать с Турции огромный куш. Доходит до откровенного идиотизма. К примеру, на IV Международной конференции «Роль международных организаций в решении курдской проблемы.
Модель демократического самоуправления как альтернатива выхода из сирийского кризиса» некий армянский политолог Агаси Арабян сделал такое заявление: «Мы все должны понимать, что после признания Турцией геноцида армян, как следствие возникнет вопрос репарации и возврата армянских территорий. Т.е. речь идет примерно о тех территориях, которые армянам будут возвращены и на которых курдский народ хочет построить Турецкий Курдистан. Каким будет решение данного вопроса?». Ну, чем не иллюстрация к известной поговорке о дележе шкуры неубитого медведя.
Это удивительно, но парламент Иракского Курдистана так и не признал «армянский геноцид». Только 40 парламентариев - «за» против семидесяти одного. Не менее интересную статистику привел армянский политолог Ваграм Петросян в докладе «Позиция курдских политических структур в вопросе армянского геноцида», которую он прочитал в Бейруте на встрече, организованной газетой ливанских армян «Аздак».
По его данным, на вопрос о том, должна ли Армения помогать курдам в борьбе с Турцией, только 19.4 % армян ответили положительно, а 29.4% - отрицательно. И это при том, что более половины опрошенных даже не скрывали свое негативное отношение к курдам. Так что, армянское общество курдам не доверяет и откровенно побаивается.
- На Ваш взгляд, сможет ли армянский политический истеблишмент выработать единую позицию по отношению к «Независимому Курдистану», пока в его иракском формате?
- Не сомневаюсь, что в силу своей ментальной изворотливости, «мировое армянство» сможет найти какие-то подходы к разрешению курдского вопрос. Но, давайте, сразу оговоримся – даже положительные результаты референдума по независимости Иракского Курдистана вовсе не означают, что он обязательно будет провозглашен. Впрочем, это тема особого разговора.
Конечно, ни Ереван, ни какая-либо другая столица признавать Иракский Курдистан не собираются. Но армяне будут перманентно пытаться использовать «курдский вопрос» для новой дестабилизации положения в турецком Курдистане. Кстати, у них есть опыт, о котором сейчас мало, кто помнит или даже знает.
Все мы прекрасно осведомлены, что фактический распад Советского Союза начался с массовых выступлений карабахских армян, требовавших «Миацум», «немедленного воссоединения с Родиной-матерью, Арменией». Но им предшествовал другой политический демарш. Еще в далеком 1987 году на сессии Верховного Совета СССР депутаты от Армении академик Амбарцумян, Зорий Балаян и другие потребовали от Горбачева «восстановить Красный Курдистан и реабилитировать курдский народ». «Красный Курдистан» - это в 20-ых годах административный район в Азербайджане с центром в Лачине (Абдаляр), который никогда не был национальной автономией.
Тогда на армянскую «озабоченность» исторической судьбой курдов внимание как-то не обратили, и армяне срочно начали раскручивать карабахскую авантюру. Но почему же не предположить, что эта схема требования политической автономии на этот раз для турецких курдов, но устами их иракских собратьев, не будет задействована «мировым армянством»? В любом случае, мы еще станем свидетелями новых армянских политических провокаций, которые будут разыгрываться в контексте реальных или мнимых «курдских интересов».
Исмаил Алиев
Баку обсудил будущее сотрудничества с НАТО на юбилейной конференции
Президент Ильхам Алиев позвонил Дональду Трампу
Запад через Армению помогает России в войне с… Западом - МНЕНИЕ
Арестован военный эксперт Адалят Вердиев - за разглашение гостайны
Кяльбаджар — история Победы и новый путь развития - ОБЗОР
«Крылья Татева»: премия, рекорды и тень Варданяна