Политика без блоков: почему Азербайджану не интересны "Авраамовы соглашения"– КОММЕНТАРИЙ ФАРХАДА МАМЕДОВА

Политика без блоков: почему Азербайджану не интересны "Авраамовы соглашения"– КОММЕНТАРИЙ ФАРХАДА МАМЕДОВА
15 мая 2025
# 11:00

Недавнее заявление специального посланника Дональда Трампа по Ближнему Востоку Стива Уиткоффа в интервью Breitbart ознаменовало новый этап в расширении «Авраамовых соглашений» — исторического процесса нормализации отношений между Израилем и рядом мусульманских государств.

Среди стран, которые, по словам Уиткоффа, «могут подписать соглашение уже в ближайшие месяцы», упомянуты Азербайджан, Сирия, Ливан и Ливия. Особенно примечательно присутствие в этом списке Азербайджана, ведь в отличие от других стран, фигурирующих в заявлении Уиткоффа, Азербайджан поддерживает тесные отношения с Израилем.

Так, Израиль является одним из ключевых покупателей азербайджанской нефти, а также поставщиком передовых технологий в сфере безопасности и обороны. Во время Второй Карабахской войны в 2020 году, военное сотрудничество между странами вышло на новый уровень.

Присоединение Азербайджана к «Авраамовым соглашениям» может стать формализацией существующих связей и усилить позиции Баку в регионе. Но все это – гипотеза. Какой будет реальный расклад сил?

Мы уже как-то привыкли, что к заявлениям Запада стоит относиться с повышенной дозой скепсиса — желательно в комплекте с попкорном. Сегодня одна позиция, завтра другая, послезавтра — «мы передумали». И нет, это не новая серия «Что? Где? Когда?», хотя схожести налицо — особенно с раундами наугад.

Поэтому резонно относиться к заявлению Уиткоффа, называемого в среде экспертов политическим «гольфистом», с холодной головой и терпением: подождать официальных документов, подписей, выступлений и прочих процессов. Все остальное — не более чем политический трейлер. Однако, стоит задаться иным, пожалуй, главным вопросом: а нужно ли это присоединение самому Азербайджану?

Глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов в своем комментарии для Vesti.az заявил следующее: суть «Авраамовых соглашений» заключается в том, что государства, не имевшие ранее официальных дипломатических отношений с Израилем, получают возможность их установить.

«В качестве стимуляционного механизма в рамках данной инициативы выступает предоставление Соединенными Штатами Америки определенных политических и экономических дивидендов. Таким образом, США играют роль гаранта и конструктивного медиатора в этих Соглашениях», - сказал он.

Однако, по словам политолога, в случае Азербайджана следует отметить, что дипломатические отношения с Израилем существуют уже давно и  более того, эти отношения характеризуются как стратегическое партнерство, обладающее устойчивой динамикой и развитой институциональной основой.

«Важно подчеркнуть, что данные отношения носят не декларативный, а по-настоящему двусторонний и автономный характер, что принципиально отличает их от формата нормализации, предусмотренного в рамках «Авраамовых соглашений», - отметил Мамедов.

Как утверждает эксперт, в этой связи возникает вопрос: если в настоящее время в формат Соглашений закладывается иная политико-экономическая логика, предполагающая, к примеру, дополнительные стимулы со стороны США, то целесообразно рассматривать это уже как отдельный предмет анализа.

«В частности, остается открытым вопрос о том, какие именно стимулы готовы предложить США странам, имеющим уже сложившиеся и зрелые отношения с Израилем, включая Азербайджан. Исходя из этого, текущие заявления о возможном присоединении Азербайджана к «Авраамовым соглашениям» представляются достаточно дискуссионными и вызывают определенный скепсис», - пояснил он.

По словам аналитика, все дело в том, что базовый формат и целевая направленность «Авраамовых соглашений» сегодня представляются Азербайджану в значительной степени неактуальными, поскольку он уже прошел этап установления и институционализации связей с Израилем, а если рассматривать контекст взаимодействия Азербайджана с такими ключевыми внешнеполитическими партнерами, как Россия и Иран, следует отметить, что Баку традиционно придерживается внеблокового подхода и строит отношения преимущественно на двусторонней основе.

«Азербайджан не стремится становиться элементом или ареной геополитического противостояния, будь то между США и Россией или США и Ираном», - подчеркнул политолог.

Следовательно, отметил Мамедов, если бонус, предлагаемый США в рамках возможного расширения «Араамовых соглашений», заключается в вовлечении Азербайджана в структуру, которая потенциально может ограничить его внешнеполитический маневр или повлиять на существующий баланс сил, — то такой бонус вряд ли представляет для Баку интерес.

«В то же время, если речь идет о развитии экономического сотрудничества, инвестициях и технологическом обмене, то все эти вопросы могут быть предметом двусторонней повестки между Азербайджаном и Соединенными Штатами, без необходимости их увязки с многосторонними политическими форматами», - подытожил Фархад Мамедов.

 

# 2040
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА