Ни Запад, ни Восток: География определяет внешнеполитический курс Азербайджана
Стремительно набирающее темп глобальное геополитическое противостояние вовлекает в свою орбиту все большее количество стран и регионов, и Южный Кавказ в этом смысле не исключение. По окончанию 44-дневной войны, словно предвидя надвигающуюся турбулентность в международных отношениях, руководство Азербайджана выдвинуло инициативу регионального сотрудничества в формате 3+3.
И хотя идея на тот момент не успела получить своего концептуального оформления, ее суть сводилась к необходимости, образно выражаясь, не выносить сор из избы и решать вопросы региона в рамках кооперации региональных стран.
Именно азербайджанским руководством был введен в политологический оборот термин «новые геополитические реалии», служивший своего рода призывом к международному сообществу действовать по отношению к региону с учетом новой ситуации и оставить старые методы политических спекуляций за счет посредничества в мирном процессе.
По сути Азербайджан призывал исторических соперников в лице России, Турции и Ирана абстрагироваться от устаревших подходов к региональным делам и перейти к взаимодействию перед лицом надвигающихся внешних вызовов. Со временем внешняя угроза стала обретать свои довольно четкие очертания. Прозападный вектор правительства Пашиняна и армяноцентричная позиция Франции и США в процессе армяно-азербайджанского урегулирования свидетельствовали о стремлении Запада усилить свое военно-политическое присутствие в регионе.
Здесь надо отметить, что исторически региональная конфигурация на Южном Кавказе складывалась, исходя из баланса во взаимоотношениях региональных держав. Агрессивная политика США и Франции, нацеленная на усиление здесь своего присутствия, угрожала не только Азербайджану, но и другим странам региона. Такая ситуация была чревата превращением региона в очередную арену противостояния Запада и Востока. Для того, чтобы понять, что из себя представляет подобное противостояние, далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть на Украину.
Внешние вызовы со временем заставили пересмотреть региональные страны свои внешнеполитические нарративы относительно региона Южного Кавказа. Россия перестала ревностно относиться к турецко-азербайджанскому сближению и перестала делать ставку на заморозку армяно-азербайджанского урегулирования, а Иран осознал бесперспективность обострения двусторонних отношений с Азербайджаном. Словом, стороны пришли к пониманию того, что продолжение внутрирегионального соперничества служит лишь интересам внерегиональных держав, привыкших действовать по принципу «разделяй и властвуй». Пришло понимание того, что лишь усиление кооперации стран региона и превращение Южного Кавказа в площадку сотрудничества, а не соперничества региональных стран, способно нивелировать новые вызовы.
В данном контексте может возникнуть вопрос о приоритетах, мол, почему Азербайджан должен препятствовать усилению в регионе роли Запада, в то время как соседние Грузия и Армения стремятся к обратному, в частности к интеграции в ЕС. Такое представление весьма обманчиво. Следует прежде всего отметить, что сотрудничество с Западом вовсе не является для Азербайджана токсичным. Основные энергетические проекты нашей страны, имеющие стратегическое значение, завязаны именно на Западе. Азербайджан не отказывался от своих обязательств и в рамках политического взаимодействия с европейскими региональными структурами. Не отказывался Азербайджан и от западных треков по армяно-азербайджанскому постконфликтному урегулированию. Но со временем стало очевидно, что Запад использует ситуацию сугубо в своих геополитических конъюнктурных интересах. А такой подход не может не беспокоить. Азербайджан не может допустить превращения своей территории в плацдарм или арену противостояния Запада с Россией и Ираном.
Да, Запад - это технологии, развитая экономика, хорошие системы образования и здравоохранения. Но кто сказал, что нас там ждут? И кто сказал, что для того, чтобы заимствовать все передовое, что есть на Западе, необходимо обязательно идти путем Армении, Грузии или Украины? Что нам мешает улучшать свою страну своими усилиями? Ведь мы не закрыты железным занавесом от остальной части мира.
Запад ничего никому не дает, а лишь забирает то, что ему нужно. Ситуация вокруг Украины отчетливо показывает, что и западные гарантии безопасности - вещь весьма сомнительная. Еще вчера казавшаяся непоколебимой политика Запада по военной и финансовой поддержке Украины, сегодня уже дает сбой.
От географии не уйдешь, реализация внешней политики без ее учета является авантюрой, чреватой огромными потрясениями, особенно для такого небольшого государства, как Азербайджан. Поэтому нынешний внешнеполитический курс азербайджанского руководства представляется единственно верным.
Специально для Vesti.az директор Центра "За гражданское общество" Рафик Исмаилов.
Рафик Исмаилов
Израильский министр возложила цветы на могилу Альберта Агарунова в Баку-ФОТО
Уралоглу: Армения заинтересована в Зангезурском коридоре
В Азербайджане сформирован новый состав Комиссии по борьбе с коррупцией
Ильхам Алиев направил обращение участникам 12-й Генассамблеи ICAPP
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Гаджиев раскритиковал американское издание Politico