Иран слишком переоценил важность Армении для России – НЕОЖИДАННЫЙ УДАР
Главы МИД РФ и Ирана Лавров и Хосейн Амир Абдоллахиан
Экономическая выгода превыше всего, так можно охарактеризовать последние шаги Кремля, в обострившейся политической ситуации между Азербайджаном и Ираном.
Попытки Ирана найти у России поддержку в деле оказания давления на официальный Баку в вопросе проезда иранских грузовиков в Армению и Карабах, а также в запрете на участие третьих сил в военных учениях на Каспии, обернулись настоящим фиаско для иранской дипломатии. Такого провала Тегеран не ожидал и это стало для властей Ирана полной неожиданностью.
Вместо критики действий азербайджанский властей и скрытых намёков в адрес Турции, Россия неожиданно для Тегерана озвучила критику в адрес Ирана.
Между тем, официальный Тегеран рассчитывал на поддержку Кремля в недопущение усиления Турции на Южном Кавказе. Просчёт иранской дипломатии заключается в том, что Тегеран слишком переоценил важность Армении для России. Наряду с этим, Иран недооценил далеко идущие планы и чёткие шаги руководителей России и Турции не только на Южном Кавказе, но и в Европе.
Новый этап сотрудничества Азербайджана и России
В том, что ситуация на Южном Кавказе резко изменилось, осталось как-то незамеченным со стороны иранских властей.
После 44-дневной победоносной Отечественной войны Азербайджан может позволить проводить более жёсткую политику в отношении Ирана, и в скором времени новым витком обострения может стать новые разработки со стороны Азербайджана на Каспии, и прокладка по морскому дну трубопроводов.
Против прокладки новых трубопроводов выступали Россия и Иран, и это было связано с целью не допустить дальнейшего укрепления позиций Запада на Каспии. Ведь понятно, что США и Евросоюз могли в дальнейшем под предлогом защиты интересов капитала привлечь в регион для защиты нефтегазовой инфраструктуры свои военные подразделения.
Но ситуация в последние годы стала стремительно меняться, что связано с курсом Евросоюза на «зелёную энергетику», который привел к заметному снижению интереса со стороны западных компаний к энергоносителям Каспийского региона.
Однако в соответствии с русской пословицей «свято место, пусто не бывает», в нефтегазовый сектор Азербайджана с крупными инвестициями возвращается российская компания «ЛУКОЙЛ», которую однозначно можно считать «индикатором» состояния российско-азербайджанских отношений. Отметим, что компания «ЛУКОЙЛ» возглавляемого нашим соотечественником Вагитом Алекперовым считается одной из наиболее приближённых к Кремлю, являясь второй по выручке компанией в России после Газпрома.
Так, 28 сентября появилось сообщение, что российская компания «ЛУКОЙЛ» подписал соглашение о приобретении у британской BP 25%-й доли участия в геологоразведочном проекте в мелководье Абшеронского архипелага в азербайджанском секторе Каспийского моря.
После закрытия сделки BP останется оператором проекта с 25%-й долей. Третьим участником проекта является азербайджанская государственная нефтегазовая компания SOCAR с долей 50%.
А 7 октября компания «ЛУКОЙЛ» сообщила о подписание соглашения по покупке у компании Petronas 15,5% доли участия в газовом проекте «Шах-Дениз» в азербайджанском секторе Каспия. Сумма сделки составит 2,25 млрд. долларов.
Но «ЛУКОЙЛ» придётся ещё заметно увеличить инвестиции, если станет оператором разработки азербайджано-туркменского месторождения «Достлуг».
Напомним, что руководитель «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов заявлял о намерении российской компании участвовать и в проекте «Достлуг».
Относительно восстановления освобождённых азербайджанских земель то, первым резидентом в созданном промышленном парке «Экономическая зона долины Араз» в Джабраильском районе стала российская компания «КАМАЗ». В расположенном неподалеку от иранской границы промышленном парке площадью 1,5 гектар создаётся совместный сервисный центр «КАМАЗ» и Гянджинского автомобильного завода. В настоящее время на автомобильном заводе в городе Гянджа осуществляется выпуск 8 моделей грузовиков «КАМАЗ», и до сих пор выпущено свыше 1 тысячи автомобилей.
Третий лишний: России ревностно оберегает свои владения
В последние годы руководство России весьма ревностно относится к своим зонам влияния. И официальному Кремлю явно не по душе, что Армения заметно наращивает сотрудничество с властями Тегерана.
Конечно, Россия ратует за региональное сотрудничество, и выступила за открытие транспортных коммуникаций, в том числе по Зангезурского коридору. Активность официального Тегерана, с его заявлениями о невозможности изменения границ Армении и поддержка иранского заявления в армянском истеблишменте, лишь в очередной раз разозлило Кремль.
Ведь в 9-м пункте ноябрьского заявления лидеров Азербайджана, России и Армении ни о каких изменений границ нет и речи, кроме предложения, что
контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. Тем самым, Армения остаётся под влиянием России, и официальные российские власти не потерпят третью сторону в лице Ирана, с его «медвежьей услугой» по защите интересов Еревана.
В первую очередь, власти Ирана заинтересованы в поставках своих товаров в Россию, и для этого им надо завершить строительство железной дороги Астара-Решт, что позволит соединить иранские железные дороги с азербайджанскими и российскими.
В связи с этим властям России непонятны метания официального Тегерана не только на Южном Кавказе, но и в отношении попыток создания ядерного оружия. То есть, политика иранских властей становятся всё более непредсказуемой. В тоже время, в регионе явно проявляется весьма радужные перспективы сотрудничества треугольника Азербайджан-Россия-Турция, и Кремль явно не заинтересован и не разделяет тревоги властей Ирана по усилению позиций Анкары на Южном Кавказе.
Асим Кямаллы
Израильский министр возложила цветы на могилу Альберта Агарунова в Баку-ФОТО
Уралоглу: Армения заинтересована в Зангезурском коридоре
В Азербайджане сформирован новый состав Комиссии по борьбе с коррупцией
Ильхам Алиев направил обращение участникам 12-й Генассамблеи ICAPP
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Гаджиев раскритиковал американское издание Politico