Ильгар Велизаде: Ситуация после трехсторонней встречи в Брюсселе не улучшится - КОММЕНТАРИЙ
Сегодня, 5 апреля, в 14:00 началась трехсторонняя встреча между США, ЕС и Арменией в Брюсселе.
В этой связи актуализировался целый ряд вопросов.
Учитывая отсутствие Азербайджана в списке «почетных гостей» на довольно серьезной встрече, появилась вполне себе естественная обеспокоенность. Вдобавок к этому, вспоминая, как Армения открыто перевозит вооружение на границу с Азербайджаном, список вопросов по типу «а что именно будет обсуждаться на это встрече» только увеличился.
Узнав об этом, госсекретарь США Энтони Блинкен, дабы избежать недоразумения, решил поставить все точки над i и 3 апреля позвонил Ильхаму Алиеву. Энтони Блинкен сообщил, что получил информацию об обеспокоенности азербайджанской стороны, вызванной предстоящей 5 апреля трехсторонней встречей между США, Европейским Союзом и Арменией, и отметил, что посчитал важным поговорить об этом с президентом Алиевым и внести ясность.
Государственный секретарь подчеркнул, что суть упомянутой встречи будут составлять вопросы экономического развития Армении.
Ильхам Алиев сказал, что по имеющимся у него сведениям, в процессе подготовки к трехсторонней встрече также обсуждались темы, касающиеся военной помощи Армении и проведения совместных военных учений, создания военной инфраструктуры на приграничных с Азербайджаном территориях, вооружения Армении по линии Европейского фонда мира Европейского Союза и за счет бюджета США.
Тем не менее, Блинкен настоял на своем: обсуждение на трехсторонней встрече будет носить характер исключительно экономической поддержки Армении.
Но вот один нюанс, который никто не старается прояснить. С экономической поддержкой все понятно, но куда именно направлено это целевое финансирование? Ответ на этот вопрос мы узнаем, ознакомившись с итогами самой встречи, но уже сейчас можно точно сказать, что количество вопросов к США и ЕС после этой встречи только возрастет.
По поводу вышесказанного Vesti.az побеседовал с экспертом-политологом Ильгаром Велизаде.
- На днях состоялся телефонный разговор между президентом Азербайджана и госсекретарем США Энтони Блинкеном. Как вы оцениваете данный диалог? Можно ли считать, что в США правильно восприняли обеспокоенность Азербайджана?
- К большому сожалению, судя по тональности заявлений, реакции со стороны госдепа США и администрации президента Азербайджана, диалог прошел в довольно напряженной обстановке. Стороны сфокусировались на проблемных аспектах региональной политики, и азербайджанская сторона довела до сведения госсекретаря, что обеспокоена характером предстоящей встречи 5 апреля в Брюсселе. Из-за того, что азербайджанская сторона не была приглашена, теряется инклюзивность в процессах пострегионального урегулирования и разрешения оставшихся вопросов. Инклюзивность – это когда в процессе участвуют все стороны бывшего конфликта, но когда одного из участников просто постфактум ставят перед фактом, то с этим Азербайджан согласиться не может.
С другой стороны, если говорить относительно результативности этого разговора, то тут все сложно. Понятно, что результаты могут быть прояснены только в ходе последующих действий, но мне уже кажется, что после встречи 5 апреля в Брюсселе ситуация в отношениях между Азербайджаном и основными западными партнерами, а также организаторами этой встречи, не улучшится. Я думаю, что армянская сторона сделала все, чтобы продемонстрировать на сегодняшней встрече то, как США и ЕС выражают полную солидарность с армянской позицией по всем существующим вопросам. Так как пресловутая армянская позиция кардинально отличается от нашей, Азербайджан вряд ли будет в восторге от итогов встречи и последующих действий всех интересантов этого треугольника, в особенности США.
- Тем не менее, встреча 5 апреля состоится. Какое развитие событий в регионе вы ожидаете? Президент Алиев заявил о том, что эта встреча приведет к эскалации, и в этой связи Ильхама Алиева даже обвиняют в том, что Азербайджан якобы хочет обострения в регионе.
- Конечно, кто-то действительно заинтересован в обострении ситуации. К примеру, это очень выгодно для Франции, которая активно вооружает Армению. Эта искусственная напряженность является триггером для продолжения вооружения и выступления в качестве гаранта безопасности Армении. В той или иной степени в этой напряженности также заинтересованы определенные политические круги, которые все время повторяют, что Азербайджан собирается «напасть» на Армению и вынашивает агрессивные планы. И если так будет продолжаться и дальше, и Азербайджан будет втягиваться в эту непростую диспозицию, к сожалению, можно будет говорить о рисках включения нашей страны в сценарии этих «игроков». По их плану, Азербайджан должен играть роль спускового крючка. Мы это понимаем и стараемся несколько сдерживать подобные действия, в частности тот факт, что Армения в демонстративной форме стягивает войска к границе и создает эту самую искусственную напряженность. Добавим сюда периодически случающиеся перестрелки, что тоже обостряет ситуацию. В этой связи Азербайджан пытается сдержанно отвечать на эти угрозы, старается действовать максимально аккуратно, чтобы не становиться участником в невыгодном для себя сценарии.
- Как вы оцениваете перспективы отдаления Армении от России в сторону Запада? Насколько это возможно в нынешних условиях?
- Армения, конечно, будет стремиться в сторону Запада. Вообще, если посмотреть на суть армянской политики настоящего времени и ее прежнего периода при Кочаряне и Тер-Петросяне, то Армения всегда была заинтересована в активном взаимодействии с западными странами. На ум приходит поговорка: сколько волка не корми, он все время в лес смотрит.
Сколько бы Россия не пыталась задобрить Армению, все-таки общественные настроения большой частью были на стороне Запада. То, что мы сейчас видим, это эксплуатация внешними и провластными кругами Армении прозападных настроений, которые приобрели широкий размах. Что касается будущего…Несмотря на все эти разговоры о том, что Армения стратегически будет зависеть от России, армянское политическое руководство и большая часть общественности будут стараться искать защиту и покровительство в лице западных стран. И эта тенденция вряд ли будет преодолена в ближайший год. Процесс будет происходить болезненно, в Армении могут произойти негативные последствия, как в экономическом, так и в политическом плане. Как будет решать эти вопросы армянское руководство, да и будет ли у власти сегодняшние руководители, или решения будут принимать уже «прозападники», мы узнаем в ближайшие годы.
- Президент Азербайджана заявил о том, что Азербайджан привержен заявлению, принятому во время встречи в Праге в 2022 году, и Алма-Атинской декларации. Насколько это заявление главы Азербайджана приближает стороны к подписанию мирного соглашения?
- Это базовое заявление. Оно обращает внимание на необходимость соблюдения основных договоренностей: приверженности территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и так далее.
Естественно, если в скорейшем времени будет подписан мирный договор на основании этих пяти базовых принципов, я думаю, что будет снято огромное количество спекуляций вокруг очень многих тем, связанных с пограничными вопросами, разблокированием коммуникации и так далее.
Для этого нужна добрая воля обеих стран. Азербайджан предложил пять принципов, и они четко прописывают ответственность сторон. С ними, кстати, можно ознакомиться в открытых источниках.
Если Армения, которая говорит «да, мы тоже хотим», согласна с этими принципами, и она поставит подпись под документами, в которых прописаны все пункты, то есть мирный договор, то я считаю, что будет сделан существенный шаг на пути к строительству нового миропорядка в нашем регионе.
Но мы видим, что армянская сторона на словах заявляет, а конкретно ничего не делает, причем, ни по каким вопросам. В частности, недавно вновь было сделано заявление относительно передачи 4 азербайджанских сел их владельцам. И где же эта передача? До сих пор ее нет. Так и по остальным фактам. «Мы согласны с границами 1991 года»... И где же это согласие на практике? Почему эти оккупированные села Азербайджану не возвращаются?
Тоже самое касается мирного договора - пять принципов есть, армянская сторона согласна, но подписи нет. Если ситуация будет так продолжатся, то она будет похожа на игру в кошки-мышки.
Помните, во время конфликта армянская сторона говорила: мы не против выполнения четырех резолюций совета безопасности?!
Но с оговорками!
В этих резолюциях было указано о безусловном выводе армянских оккупационных войск с территории Азербайджана. Армения все время цепляется за какие-то запятые и различные формулировки, не доводя дела до конца.
Все решения, которые принимались в последние годы, были приняты под воздействием Азербайджана, под силовым контролем. Никакое решение Армения не приняла добровольно.
Поэтому я предполагаю, здесь нужно обратить внимание на то, что если ситуация не изменится, то Азербайджан будет вынужден действовать в одностороннем порядке: укреплять границы и реализовывать транспортные проекты. Армении необходимо изменить подход, в противном случае ничего хорошего для региона не ожидается.
Алекпер Алекперов
Израильский министр возложила цветы на могилу Альберта Агарунова в Баку-ФОТО
Уралоглу: Армения заинтересована в Зангезурском коридоре
В Азербайджане сформирован новый состав Комиссии по борьбе с коррупцией
Ильхам Алиев направил обращение участникам 12-й Генассамблеи ICAPP
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Гаджиев раскритиковал американское издание Politico