Ильгар Велизаде: Азербайджан и Армения могут договариваться без посредников
7 декабря между Азербайджаном и Арменией была достигнута договоренность предпринять ощутимые шаги по укреплению доверия между двумя странами.
Согласно соглашению, руководствуясь принципами гуманизма и в качестве жеста доброй воли, Азербайджан освобождает 32 армянских военнослужащих.
В свою очередь, Армения, из тех же принципов освобождает 2 азербайджанских военнослужащих.
Ключевым моментом совместного заявления, безусловно, является то обстоятельство, что стороны впервые договорились без всяких посредников. Каковы ожидания от данной договоренности? Станет ли это соглашение прецедентом (без участия посредников ) для последующих этапов на пути подписания окончательного мирного соглашения? На эти и другие вопросы в беседе с Vesti.Az ответил азербайджанский эксперт, глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
- Как вы прокомментируете подписание соглашения между Азербайджаном и Арменией по поводу обмена военнопленными? Можно ли его назвать это первым шагом на пути к большому мирному договору?
-Думаю, что это хорошее достижение, которое указывает на то, что Азербайджан и Армения могут вести прямые переговоры без посредников и достигать конкретных результатов.
Кроме того, данное совместное заявление еще раз говорит о том, что миротворческий потенциал в регионе достаточно высок, особенно после успешной антитеррористической операции, проведенной Азербайджаном в Карабахском экономическом регионе. Ситуация показывает, что серьезных и принципиальных препятствий для достижения более объемлющих договоренностей между Азербайджаном и Арменией не осталось.
-Как вы отметили, впервые за многолетний конфликт сторонам удалось подписать серьезный документ без всяких посредников. Как вы считаете, не вызовет ли шаг азербайджанской и армянской сторон некоторое раздражение, своего рода зависть внешних акторов, которые в данном случае остались за бортом?
-Конечно же, внешние силы хотели бы, чтобы все эти крупные и принципиальные договоренности заключались при их непосредственном участии.
Но в данном случае, предпринятый сторонами принципиальный шаг говорит о том, что центр принятия важных решений перемещается из мировых столиц непосредственно в наш регион. Думаю, что армянская сторона тоже это понимает. Так как для того, чтобы зафиксировать свою субъектность, необходимо продемонстрировать наличие потенциала действовать без посредников и возможность опираться на собственные интересы.
Поэтому, я думаю, что не столько зависть, сколько чувство сожаления у внешних сил, которые остаются вне проистекающих процессов, несомненно, есть. Они привыкли везде примерять на себя роль модератора, указывать сторонам, что и как делать. Под видом «помощи» на деле навязывалась их точка зрения. А в данном случае этого не происходит.
-Мы не раз становились свидетелями того, как Ереван после подписания того или иного документа или заявления, спустя некоторое время в лице премьер-министра Никола Пашиняна отказывался от своих же слов. Какова вероятность, что данное соглашение не постигнет та же участь?
-Я думаю, что на сей раз Пашинян не откажется от заключенной договоренности, и это, скорее всего, четко зафиксированная позиция Армении. В частности, армянская сторона сама заинтересована в том, чтобы их военнопленные были возвращены. Тем более, что их по количеству гораздо больше, чем удерживаемых в армянском плену азербайджанских военнослужащих.
Поэтому, не думаю, что армянский премьер как-то может сорвать этот процесс. Скорее, наоборот. Перед Новым годом Пашиняну важно будет показать, что, благодаря его усилиям такой важный вопрос, который тянулся несколько лет, был решен.
- Россия, США, Евросоюз приветствовали данное решение Азербайджана и Армении. Но Франция до сих пор хранит молчание, хотя эта страна столько лет была одним из сопредседателей МГ ОБСЕ, и, якобы, ратовала за мир. В чем же сейчас причина безмолвия французской стороны?
-Что касается Франции, то сложившаяся ситуация еще раз показала, что Париж стремительно теряет свои позиции в международной дипломатии, в частности, в нашем регионе. Поэтому, в данном случае молчание Франции можно охарактеризовать как «громкую» тишину.
И «громкое» молчание Парижа говорит о том, что эта страна оказалась вне большой игры. Это и понятно, поскольку для того, чтобы быть участником важных геополитических процессов, нужно иметь конструктивные повестку и предложения. Франция с подобными предложениями не выступала. Париж не понял и не учел того, что хозяином положения в регионе является Азербайджан.
В принципе, чтобы осознать положение дел, нужно было, чтобы во главе французской дипломатии, государства стояли грамотные, понимающие, реально оценивающие ситуацию люди, а не такие «временщики». И эти самые «временщики» не только в регионе Южного Кавказа, но и в других направлениях, мягко говоря, особых успехов не достигли. А потому лучше в данном случае промолчать, чем что-то говорить.
Фарид Теймурханлы
Банки Турции и ОАЭ отказались обслуживать российские карты UnionPay
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Садыр Жапаров ввел полный запрет на электронные сигареты
В Азербайджане утвержден Порядок разработки стратегических планов по секторам
Задержанный в Стамбуле азербайджанец с 70 кг золота не оказался дипломатом
Израильский министр возложила цветы на могилу Альберта Агарунова в Баку-ФОТО