Приговор для олигарха: кому интересна судьба Рубена Варданяна? - ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Приговор для олигарха: кому интересна судьба Рубена Варданяна? - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
17 февраля 2026
# 15:05

Итак, в деле очередного армянского сепаратиста поставлена точка.

Бакинский военный суд огласил окончательное решение по уголовному делу против гражданина Армении Рубена Варданяна, обвиняемого в преступлениях против мира и человечности, военных преступлениях, терроризме, финансировании терроризма и ряде других тяжких преступлений по статьям Уголовного кодекса Азербайджанской Республики.

Согласно приговору, Варданян приговорен к обязательному 20-летнему тюремному заключению.

Процесс проходил в открытом режиме. Подсудимому был предоставлен переводчик на русском языке, а также адвокат за государственный счет. На слушании присутствовали обвиняемый, его защита, представители потерпевших, прокуроры, а также представитель азербайджанского государства как потерпевшей стороны. Прокурор, напомним, предлагал пожизненное заключение.

Список предъявленных обвинений выглядит как политическая анатомия всей карабахской истории последних лет: планирование и ведение агрессивной войны, депортация и насильственное перемещение населения, пытки, наемничество, нарушение законов и обычаев войны, умышленные убийства, терроризм, финансирование терроризма, создание преступного объединения, насильственный захват власти, создание незаконных вооруженных формирований и незаконное пересечение государственной границы.

Формально это уголовное дело.

Фактически — финал одной из самых странных политических миссий последних лет.

Рубен Варданян — один из самых известных и авторитетных людей в российской финансовой отрасли. Он построил первый в России инвестбанк «Тройка Диалог» и получил немало наград и премий за ведение бизнеса по высоким этическим стандартам. Однако одновременно с основным бизнесом «Тройка» создала целую систему офшорных компаний, через которые тайно переводились деньги самым влиятельным людям в России, например другу Владимира Путина Сергею Ролдугину.

По счетам этих компаний прошло 9 миллиардов долларов. Деньги приходили, в частности, от компаний, которые фигурировали в уголовных делах об отмывании, обналичивании или нелегальном выводе из России миллиардов рублей. В 2012 году «Тройка» была продана Сбербанку. Движения по счетам созданных ею офшоров продолжались до 2013 года.

Судя по банковским данным, «Тройка» создала целую экосистему, состоящую как минимум из 76 взаимосвязанных офшорных фирм. Часть из них открыла счета в литовском банке Ukio, оформленные на подставных лиц, включая сезонных рабочих из Армении. Журналисты OCCRP нашли этих людей — они живут очень бедно и понятия не имеют о том, какие деньги проходили по «их счетам».

В классической модели инвестбанки существуют для того, чтобы привлекать деньги для развития экономики. «Тройка» с гордостью рассказывала о том, как находила крупных зарубежных инвесторов, готовых вкладываться в российские компании, строить новые заводы, запускать производства. В такой модели в выигрыше должны остаться все: бизнес растет, государство получает налоги, инвесторы — дивиденды, инвестбанк — комиссию.

Но офшорные фирмы, управляемые «Тройкой», занимались прямо противоположным: они получали миллионы долларов, в частности, от компаний, которые выводили деньги из страны, используя криминальные схемы. А среди конечных получателей этих средств журналисты OCCRP обнаружили несколько топ-менеджеров компаний с госучастием, а также родственников и друзей высокопоставленных российских чиновников.

В офшорную вселенную «Тройки» стекались деньги самых разных структур. Не все они занимались сомнительными операциями, но среди них попадались и такие, которые были замечены в крупных аферах, а также в российских и зарубежных уголовных делах.

Офшорная вселенная «Тройки» работала по принципу плавильного котла. Поступив на счет одной компании, деньги, как правило, несколько раз перемещались по счетам других компаний экосистемы, прежде чем уйти конечным получателям. После этого отделить «грязные» деньги от «чистых» крайне трудно.

«Поймите, я не ангел, — заявил Варданян. — В России у тебя есть три пути: быть революционером, уехать из страны или быть конформистом. Так вот я — конформист. Но у меня есть свои внутренние ограничители: я не участвовал в залоговых аукционах, не работал с криминалом, не состою в тех или иных политических партиях. Именно поэтому, даже в 1990-е годы, я ходил без охраны. И я пытаюсь сохранить себя и свои принципы. Не стоит приписывать мне ложные мотивы „угрызения совести“, тем более в отношении моих друзей и партнеров. Нам не в чем оправдываться», — заявил Рубен Варданян на встрече с журналистами в «Сколково».

Кстати, Рубен Варданян является председателем экспертного совета созданного в 2013 году по его инициативе Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы «Сколково», который способствует развитию предпринимательства в России через создание юридической и образовательной инфраструктуры. Он также возглавляет наблюдательный совет Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково» (SIEMS).

Наш Варданян на все горазд: он филантроп и…

Список дел действительно впечатляющий. Работа в «Сколково», участие в попечительских советах, поддержка культурных проектов, музеев, оркестров, художественных пространств. Человек искусства, меценат, общественный деятель.

И именно этот человек внезапно оказывается в Карабахе?

К слову, в апреле 2024 года официальное представительство Международного Нобелевского информационного центра Украины направило апелляцию в Нобелевский комитет, подписанную 18 народными депутатами Верховной Рады Украины, с призывом отклонить кандидатуру российского миллиардера Рубена Варданяна как номинанта на Нобелевскую премию мира.

Чуть позже, в мае того же года, парламентская группа Национальной либеральной партии Румынии призвала исключить Варданяна из списка кандидатов на Нобелевскую премию мира, назвав его «врагом Украины» и «спонсором российской агрессии на постсоветских территориях». В то же время 12 других членов Палаты депутатов Румынии, включая румынского евродепутата Кристиана Терцеса, подписали письма с аналогичными обращениями.

А 11 мая того же года парламентское большинство из 71 члена Сейма Литвы подписало коллективное письмо с призывом к Нобелевскому комитету отклонить кандидатуру миллиардера Рубена Варданяна на Нобелевскую премию мира 2024 года и в последующие годы.

Как Рубен Варданян оказался в Карабахе и чем он там занимался?

Рубен Варданян оказался в Карабахе не случайно и далеко не в нейтральный момент. Его появление совпало с периодом, когда после войны 2020 года регион вступил в фазу стремительных политических трансформаций. Конфигурация власти менялась, прежняя модель существования непризнанной администрации демонстрировала явные признаки исчерпанности, а сценарий возвращения территории в правовое поле Азербайджана выглядел все более реалистичным. Разговоры о реинтеграции перестали быть теорией.

Именно на этом фоне в регион входит фигура с серьезными финансовыми ресурсами, международными связями и мощным медийным потенциалом. В условиях нарастающих интеграционных процессов такой шаг выглядел как попытка переформатировать внутреннюю динамику и затормозить тенденции, уже набравшие инерцию.

Выбор пал на предпринимателя с российским прошлым — Рубена Варданяна. Перед переездом в Ханкенди он демонстративно отказался от российского гражданства, что должно было подчеркнуть его самостоятельность и создать образ внешне независимого политического игрока. Однако дальнейшие заявления и действия быстро сделали эту конструкцию уязвимой.

Политическая риторика Варданяна проявилась задолго до карабахского эпизода. В октябре 2020 года, в наиболее напряженной фазе боевых действий, он открыто выступал за военное вмешательство России, фактически апеллируя к необходимости прямого участия российской армии.

После прибытия в Карабах его активность приобрела системный характер. В публичном пространстве последовательно формировался дискурс изоляции и противостояния: обвинения в адрес Азербайджана, заявления о «гуманитарных угрозах», усиление атмосферы осажденного региона. Одновременно продвигались тезисы о недопустимости диалога и отказе от интеграционных механизмов.

В речах все чаще звучали радикальные исторические параллели и жесткие политические формулировки, усиливавшие напряженность и поляризацию информационной среды.

Деятельность Варданяна воспринималась не как эпизодическая политическая инициатива, а как элемент более широкой стратегии, направленной на сохранение нестабильности и отсрочку процессов, связанных с окончательным изменением политико-правового статуса Карабаха.

Его роль за пределами региона

Одновременно с внутренней активностью Варданян выстраивал внешний контур поддержки. Его инициативы все чаще выходили за рамки региональной повестки: в международных дискуссиях продвигались тезисы о «гуманитарной катастрофе», звучали призывы к более жесткой реакции зарубежных структур. Через медийные и экспертные каналы формировался нарратив, ориентированный на усиление давления и политическое лоббирование.

Этот трек сопровождался мобилизацией симпатизирующих акторов — от отдельных политиков до аналитических кругов — и поиском ресурсов, способных продлить конфликтную инерцию.

Отчего же не пожизненное, как того требовал прокурор?

Строго говоря, Варданян появился в Карабахе к шапочному разбору и, безусловно, нехило навредил. Да, он не стоял у истоков сепаратизма, но на закате его возглавил. Понятно — с дальним прицелом, перед тем как войти в большую политику. Возможно, без особого желания, не корысти ради, будучи подневольным олигархом, которого на склоне лет «царицей соблазняли». Или постом премьера Армении — очень удобным, на расстоянии вытянутой из Кремля руки.

А потому нужно было какое-никакое прошлое. Желательно политическое, и желательно — в сложном регионе. Потому что въехать в политику на боевом коне — это одно, это почетно. И совсем другое — на сельском ишаке, пусть даже полезном в хозяйстве. Тут уже нет романтического ореола, какой есть у того же Пашиняна: плоть от плоти улиц с их демонстрациями и протестами, да еще и недолгим пребыванием в застенках. Против такого послужного списка можно противопоставить только «блокаду», «голод» и отказ от российского гражданства, но никак не «Сколково» или музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Если уж совсем беспристрастно, то не отличившийся никакими «подвигами» на поле боя, то есть без практического опыта, разве что через опосредованное участие с помощью крупных финансовых вложений, бывший российский олигарх вписывается в картину провинциального деятеля довольно неуклюже. Московский бизнесмен в ссылке, на Кавказе, решил вальяжно поруководить отдельно выдуманным государством на позиции так называемого госминистра? Вот вам и результат.

***

Семья бывшего «госминистра Нагорного Карабаха» бизнесмена Рубена Варданяна в заявлении, переданном РБК, назвала приговор, вынесенный ему Бакинским военным судом, «ужасающим, но ожидаемым».

«Слушания проходили за закрытыми дверями и в условиях, несовместимых со стандартами справедливого судебного разбирательства не только по меркам международного права, но даже и законодательства Азербайджана… Все, кто лично знает Рубена или профессионально с ним взаимодействовал, понимают абсурдность и несостоятельность предъявленных ему обвинений. Судили не только Рубена и армянских заключенных — приговор вынесен всему армянскому народу», — говорится в истеричном заявлении.

Семья предпринимателя подчеркнула, что продолжит бороться за его освобождение.

Разумеется, семья осужденного может относиться к процедуре и приговору как ей вздумается. Но говорить о том, что приговор, вынесенный Варданяну, имеет непосредственное отношение ко всему армянскому народу, — это перебор. Как тогда оценивать освобождение Геворга Суджяна, Давита Давтяна, Вигена Эулджекджяна и Вагифа Хачатряна и передачу их армянской стороне? Или они не армяне? Их перевезли через мост на реке Хакари и передали представителям соответствующих структур Армении. И это есть медицинский факт.

А слова о том, что знакомые и друзья Варданяна понимают абсурдность обвинений, — вообще мимо кассы. Надо было еще почетных грамот и характеристику с места работы предоставить. Как в том анекдоте про адвоката, который начал речь следующими словами: «Так как подсудимый положительно характеризуется по работе, а также ввиду того, что это его первое убийство…»

И напоследок. Экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофиг Зульфугаров на своей странице в Facebook поделился любопытным постом:

«Сегодня всем ясно, что братья Мехман и Эмин Гусейновы абсолютно осознанно стали инструментом информационной атаки российских специальных служб на Азербайджан. И «западно-европейская» локация — всего лишь маскировка «легенды».

Ясно, что фильм о Варданяне стал тем сигналом, что финансовая „прачка“ российской элиты, поселившаяся в нашей тюрьме, воспринята Кремлем как самая большая угроза сохранности того, что «нажито непосильным трудом» «рабами на галерах».

Думаю, что после приговора Варданян, убедившийся, что ему не стоит больше надеяться на своих покровителей, заговорит еще более документально, с цифрами и датами. Причем эта «откровенность» очень вероятно станет основным пропагандистским триггером для тех, кто готовится к смене политических декораций в России.

Файлы Варданяна, как и Эпштейна, в «студию»… Ждем».

Речь, как вы понимаете, идет о фильме, который недавно представил телеканал AnewZ, — расследовании The Oligarch’s Design, посвященном фигуре Рубена Варданяна и его роли в региональных и политических процессах.

И очень похоже на то, что Зульфугаров прав: внезапно появившиеся как из ларца братья со своими кляузами аккурат перед вынесением приговора Варданяну — явно неслучайность.

Армении Варданян нужен как собаке пятая нога. Посудите сами: ровно такой же российско-армянский засланец сидит в армянских застенках, руководя оттуда однопартийцами свежесозданной политической партии «Сильная Армения». И когда Ален Симонян обещает, что все армянские заключенные через короткое время будут выданы Армении, позвольте ему не поверить.

Зачем им очередной российский денежный мешок с политическими амбициями?

Судьба Варданяна интересна исключительно одной стороне — России. Очевидно, что Рубик джан владеет не только конвертируемым капиталом, но и информационным. И потому как тут не согласиться с Тофигом Зульфугаровым и аналогией с файлами Эпштейна?

 

# 1269
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА