«Они стреляли друг в друга»: помощник капитана о событиях 20 Января и задержании группой “Альфой”

«Они стреляли друг в друга»: помощник капитана о событиях 20 Января и задержании группой “Альфой”
19 января 2026
# 17:11

Завтра — день памяти событий 20 Января.

Как передает Vesti.az, информационный портал Lent.az опубликовал интервью с Кямилем Мухтаровым, который во время событий 20 Января служил помощником капитана на судне «Сабит Оруджов».

— Как вы пережили события 20 Января?

— В те дни я был помощником капитана на судне «Сабит Оруджов». Капитаном тогда был Мовлуд Алиев. Нас тогда задержала группа «Альфа» КГБ СССР у Морского вокзала.

— При каких обстоятельствах это произошло?

— Следующий день, 21 января, был объявлен днем траура. Судно «Сабир Оруджов» стояло у берега рядом с Площадью Азадлыг и Морским вокзалом. На судне проходило совместное закрытое заседание Народного фронта Азербайджана и других партий. В заседании участвовали 200–300 человек. Видимо, об этом стало известно, и советским военным дали приказ задержать всех участников собрания. Им указали и точное время.

Но группа «Альфа» перепутала наш часовой пояс с московским. Разница — один час. Поэтому, когда они пришли, заседание уже закончилось. На судне остался только экипаж и один-два члена НФА. Было примерно 3–4 часа дня. Группа «Альфа» пришла с тяжелой техникой — с оружием, танками и БТР. Они открыли огонь по судну. Стекла Морского вокзала разлетелись. Военные, ползком, скрытно перебрались на судно. Всех членов экипажа задержали — кто был босой, кто толком не одет. На борту было около 18 человек. Всех схватили и отвели во двор вокзала. Там нас оскорбляли, избивали, сильно мучили. После этого началась перестрелка.

— Между кем была перестрелка?

— Часть группы «Альфа» осталась на судне после того, как они вывели людей. С борта они открывали огонь по нынешней территории «Port Baku». Другая часть военных находилась именно там и тоже стреляла по судну. Они стреляли друг в друга. На правом борту судна следы пуль еще долго были видны. На судне были ранены солдаты — их же собственные. Одного-двух раненых привели к нам во двор вокзала и сказали: «Это ваши стреляли в наших солдат, мы вам устроим».

— Но ведь стреляли их же собственные военные…

— Конечно. Возможно, они сделали это сознательно. На судне не было оружия. И обстреливали не только наше судно — там стояли и другие суда, по ним тоже стреляли. После перестрелки нас посадили в тюремные машины и отвезли в сторону Хатаи, в тюрьму. Среди нас были и женщины — наши повара. Их отпустили. Мы провели там одну ночь, затем нас перевезли в тюрьму в Шувалане. Там мы провели еще сутки, нас там заели вши. Нас фотографировали и оформляли какие-то документы. Мы не понимали, что именно оформляют.

Ночтю нас снова связали руки за спиной, посадили в машины и привезли в Сальян. Оттуда — на военные самолеты в сторону Насосного (поселок Гаджи Зейналабдин). Когда нас сажали в самолеты, нам развязали руки за спиной и связали спереди. С нами обращались не как с людьми: над каждым стоял солдат с автоматом. Нас отправили в Краснодар. Там снова, с побоями и оскорблениями, привезли в тюрьму.

— Вам давали еду?

— В первую ночь нас держали голодными. В тюрьме было много армян, поэтому они решили, что могут возникнуть проблемы. Потом выдали трехсуточный паек: на троих — одна банка тушенки и кусок черного хлеба. Затем посадили в вагоны. Поезд был угольный, внутри было очень жарко. Из-за жары у нас «проснулись» вши — до этого мы вообще не знали, что это такое. Нас привезли в тюрьму имени Степана Разина. Там сказали, что нас арестовали за нарушение комендантского часа. Но задержали нас в 4 часа дня, а комендантский час начинался в 9 вечера. Никакого нарушения не было.

Всю эта процедура длилась 30 дней. А 23 февраля нас отправили обратно в Баку…

 

Рахман Мирзализаде (Lent.az)

# 636
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА