Панах Гусейнов: «Как человек, который даже не служил в армии, в одиночку смог убить столько людей?»

Панах Гусейнов: «Как человек, который даже не служил в армии, в одиночку смог убить столько людей?»
23 мая 2009
# 11:19
- Практически все политические силы занимаются определением своего отношения к предстоящим муниципальным выборам. Эти выборы лидеры партий расценивают как тренировку к более весомым парламентским выборам…

- Наша партия входит в объединение вместе с партией Народного фронта Азербайджана (классики), «Азадлыг», «Беюк Азербайджан» и Национально-демократической. Все эти партии приняли однозначное решение участвовать на предстоящих муниципальных выборах. Но пока не решен вопрос - будем ли мы участвовать в едином избирательном списке или каждая партия пойдет на выборы по отдельности. Дело в том, что участие на выборах в едином списке требует решения ряда проблем технического характера.

Сейчас идет процесс объединения муниципалитетов, поэтому пока мы решили повременить с определением состава кандидатов. В сельских районах муниципалитеты остались в рамках бывших советских сельских советов, но в городах идет объединение органов самоуправления. В то же время наша стратегическая цель связана с участием на парламентских выборах 2010 года. Все силы мобилизованы именно на эту цель. У нас есть план созвать обще оппозиционную конференцию, на котором мы вместе с партиями Гражданского движения «За Карабах и Республику» обсудим возможность участия оппозиции на парламентских выборах в едином избирательном блоке.

Пока партии Гражданского движения «За Карабах и Республику» не намерены обсуждать данное предложение. Они видимо решили вернуться к этому вопросу в начале следующего года. До этого времени партии этого движения обсудят этот вопрос между собой. То есть пока отношение Гражданского движения «За Карабах и Республику» к обще оппозиционной конференции остается не понятной. В мае, начале июня мы планирует провести конференцию для партий, которые согласны участвовать в конференции. Если мы придем согласию о совместном участии на выборах, то затем начнется процесс определения кандидатов по округам, и решение конкретных мер в подготовке к парламентским выборам.

- На прошлых президентских выборах оппозиция жестко поставила вопрос о паритетном формате избирательных комиссий. В итоге пришли к выводу бойкотировать выборы. Проявит ли оппозиция аналогичную принципиальность на муниципальных и парламентских выборах?

- Вопрос формата избирательных комиссий остается актуальным и сегодня. Но мы приняли окончательное решение идти на выборы, и вопрос изменения формата избиркомов не выдвигается в качестве условия. Наш блок партий вынужден участвовать на выборах даже при нынешних избирательных комиссиях, которые однозначно служат интересам властей и фактически являются системой фальсификации выборов. Повторяю, требование об изменении формата избирательных комиссий остается в силе. На уровне парламента с нашей стороны выдвинуты предложения об изменениях в законе «об избирательных комиссиях».

Но власти не проявляют интерес к нашим предложениям. Если бы они были уверены в поддержке со стороны избирателей, то приняли бы наши предложения и таким образом лишили бы оппозицию этого мощного пропагандистского тезиса. Получается, что власти не верят в собственную социальную базу.

- Сколько мест рассчитываете получить в парламенте 2010 года?

- Нынешняя политическая обстановка выглядит не в пользу оппозиции. Думаю, что в 2010 году произойдут определенные позитивные изменения во внутри политическом климате. Оппозиция способна получить 30-35% мест в парламенте. Примерно столько мест реально может получить правящая элита. Оставшиеся 40% становится предметом манипуляций на выборах. Наша цель добиться условий объективного и справедливого подсчета голосов. Для того, что бы опротестовать сфальсифицированные итоги выборов надо обладать значительными социальными ресурсами. Судя по нашим объективным, достоверным данным на последних парламентских выборах 2005 года руководимый мною блок «Азадлыг» и другие оппозиционные кандидаты получили около 1,2 млн. голосов избирателей, примерно столько же мест сколько было у партии «Ени Азербайджан». То есть даже при таких условиях за нас проголосовали больше половины пришедших к избирательным урнам населения, и мы смоли получит 25-30 мест в парламенте. К сожалению, потом ЦИК снизил количество победивших на выборах оппозиционеров до 8 человек, затем Лала-Шовкет Гаджива сама отказалась от депутатского мандата. Депутатские мандаты двух лидеров оппозиции Али Керимли и Гуламгусейн Алибейли были аннулированы Конституционным судом.

Таким образом, нам в 2010 году предстоит добиться более благоприятной политической обстановки, чем это было в 2005-ом.

- В Милли Меджлисе прозвучало предложение о создании парламентскую комиссию по расследованию трагического события в Нефтяной Академии. Как Вы думаете, что там произошло?

- Очень странное происшествие. Спустя час-полтора после расстрела студентов представитель президентского аппарата оценил это событие как случайное, не имеющее общественно-политической подоплеки. Я считаю, что это заявление носил характер открытого вмешательства в следственный процесс. Я не могу утверждать то же самое и свалить все на маньяка-одиночку. Вообще удивляет отношение властей к экстремальным событиям. В 1960 году во времена СССР в Ашхабаде произошло мощное землетрясение, но советские власти решили скрыть это от общественности, видимо полагая, что в СССР не может быть сильного землетрясения.

Примерно, такой же подход у наших властей. Они полагают, что террористических актов не может быть в Азербайджане. К примеру, СМИ не были своевременно информированы о том, что же произошло. Тут важно раскрыть ряд неясных моментов. К примеру, как человек, который даже не служил в армии, в одиночку смог убить столько людей. Надо отметить, что эксперты уже прогнозировали возможность чего-то подобного в Азербайджане. Почему госорганы не были готовы к такому трагическому случаю.

По-моему, версия террористического акта в данном случае перевешивает другие версии. Возможно, кто хотел обострить общественно-политическую ситуацию в стране, может это некий мессаж властям, связанный с проходящими в регионе геополитическими процессами. Показать, что в любой момент внешние силы могут устроить какие-то общественные потрясения в стране. К сожалению, очень мало информации поступает от государственных структур, и трудно делать конкретные выводы.

- Страсти вокруг возможного открытия армяно-турецкой границы немного поутихли. Азербайджанскую общественность турецкие руководителя немного успокоили, но переговоры между Турцией и Арменией продолжаются…

- От Турции нет ясного ответа. Есть только заявления о позиции Анкары в отношении решения Карабахского конфликта. Армения и Турция стремятся восстановить нормальные отношения, в том, числе в вопросе открытия границы. В данное время Турция предпринимает попытки в направлении решения Карабахского конфликта. Я считаю, что Турция как крупное региональное государство, имеющая свои интересы, стремится осуществить ряд инициатив в частности заключения Кавказского пакта безопасности. Думаю, что, несмотря на мощное давление, которую оказывают на Анкару европейские страны, Турция не пойдет на одностороннее открытие границы с Арменией. В то же время не считаю правильной ту антитурецкую кампанию, которую развернули в Азербайджане некоторые силы и том, числе находящиеся во власти. Нам надо правильно оценить ситуацию и продолжить политику дружбы и братства с Турцией. Период некоторого похолодание в наших отношениях вроде уже прошел. Все зависит от того, в каком русле пойдет процесс урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В данное время, очевидно, что Турция предпринимает попытку осуществить прорыв в переговорном процессе. Надо подождать еще две-три месяца.

- Скажем, Баку и Ереван придут к согласию в вопросе урегулирования конфликта, и решать заключить мирный договор. Из опыта прошлого можно предположить, что любое решение будет торпедировано оппозиций двух стран…

- На самом деле, есть международные силы, которые готовят азербайджанский народ к миру в конфликте с Арменией. И такая подготовка ведется с общественностью Армении. Это означает, что в обеих странах определенная часть населения не готова к заключению мира. В принципе при условии освобождения территорий вне бывшего НКАО, и предоставления Нагорному Карабаху самый высокий статус автономии или еще это можно назвать статус государственности, к примеру, статус Нахчыванской Автономной Республики (НАР).

Таким вот путем решение Карабахского конфликта вполне приемлем. То есть статус государственности при условии сохранения унитарного характера государственного устройства Азербайджана. В этой ситуации сохраняется территориальная целостность Азербайджана, и удовлетворяются требования армян, как наших граждан, по поводу национальной государственности. Но азербайджанское общественность не готово и думаю, что никогда не согласится со сдачей, обменом территорий или созданию на территории Нагорного Карабаха независимого государства.

При всей деформации общественного сознания, которое произошло под воздействием поражения в войне, такой вариант решения конфликта не приемлем для нашего населения. Сейчас, обсуждаются различные варианты возвращение 5-6 районов, потом через 10-15 лет проведение референдума, таких переходных вариантов может быть множество. Конечно, один из таких переходных вариантов вполне можно осуществить. Скажем возвращение нескольких районов, открытие сообщения между Азербайджаном и НАР может стать началом решения многих проблем на пути поэтапного урегулирования проблемы. Во всяком случае, в текущем году появился благоприятный момент урегулирования конфликта и думаю, что этим надо воспользоваться.

Гасым Ардаби
# 6108
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#