Мэтью Брайза: «То, что министры иностранных дел Азербайджана и Армении одновременно посетят Вашингтон, не случайно»
- Нет, это не случайно. Госсекретарь Хиллари Клинтон и президент Обама в своих выступлениях отмечали, что они хотят достичь всплеска в мирном нагорно-карабахском процессе. Поэтому оба министра иностранных дел по отдельности встретятся с госсекретарем. Мы же, сопредседатели, готовимся к встрече президентов 7 мая в Праге.
- Многие аналитические центры Вашингтона выражают обеспокоенность по поводу наблюдающегося в последнее время турецко-российского сближения. Они заявляют, что русские, обещая туркам помощь в армянском вопросе, взамен требуют помешать строительству трубопроводов в обход России. Беспокоят ли Вас такие сообщения?
- Эксперты имеют право выражать свое мнение. Как лицо, ответственное за внешнюю политику США в регионе, могу сказать, что Турция – один из лучших наших друзей-союзников, и очень надежный партнер. У Турции должны быть нормальные отношения с Россией. Мы все знаем, что многие годы между двумя странами существуют глубокие бизнес-связи. В качестве примера можно привести проект «Голубой поток». Это приведет к усилению газовой монополии России в Европе. Однако Турция, являясь активным и надежным партнером, помогает Европе в диверсификации поставок нефти и газа. Связанные с Азербайджаном, эти трубопроводы в дальнейшем могут быть продлены до Туркменистана и Ирака. С этой точки зрения, независимо от амбиций России, американо-турецкое стратегическое партнерство прочно и останется прочным. Что касается нагорно-карабахского вопроса, то все сопредседатели МГ работают единой командой и стараются добиться прогресса. Россия не может сделать это в одиночку. Вообще, ни одна страна-сопредседатель не сможет проделать эту работу в одиночку. Мы должны работать вместе.
- Есть ли в согласованной Турцией и Арменией «дорожной карте» какой-то пункт, посвященный нагорно-карабахскому конфликту?
- Я не хочу комментировать суть согласованного двумя странами документа. Могу только сказать, что мы имеем два процесса: нагорно-карабахский конфликт или же азербайджано-армянские отношения и отдельно – турецко-армянские отношения. Это два разных процесса. Кстати, мы ожидаем, что эти два процесса начнут двигаться вперед одновременно, но с различной скоростью. Мы можем добиться большей скорости в одном процессе, в другом же одновременно скорость может снизиться. То есть, это два различных процесса, продвигающихся параллельно с различной скоростью. Поэтому можно предположить, что «дорожная карта» сфокусирована на турецко-армянских отношениях. По-моему, улучшение турецко-армянских отношений улучшит дипломатическую и психологическую ситуацию в регионе. А это означает улучшение среды для нагорно-карабахского процесса.
- Вы уверены, что открытие границ между двумя станами улучшит атмосферу и ускорит переговоры по Нагорному Карабаху?
- В дипломатии есть такое понятие как гарантии. Такое есть только в международном праве, предоставляющем гарантии. Наша, то есть США, серьезная уверенность связана с тем, что если турецко-армянское сближение будет продвигаться, мы можем увидеть Армению более конструктивной в ходе переговоров. Особо хочу отметить, что, говоря об улучшении отношений между двумя странами, я не имею в виду открытие границ. Потому что открытие границ произойдет позднее. В результате улучшатся возможности урегулирования и нагорно-карабахского конфликта. Вы не должны сегодня верить мне на слово. Сегодня мы хотим, чтобы сопредседателям дали один, два месяца на то, чтобы они работали и добились всплеска. Если мы добьемся этого всплеска на будущей неделе в Праге и, возможно, через некоторое время в Санкт-Петербурге, тогда вы увидите, что мы были правы. Если же успехов не будет достигнуто, знаем, что Азербайджан резко отреагирует. То есть, сегодня мы должны работать для достижения всплеска, чтобы все могло двигаться вперед.
- Есть ли сегодня на столе переговоров конкретный документ, чтобы президенты подписали его в Праге и достигли всплеска?
- Я бы не хотел говорить, что на этой встреч может быть подписан какой-то документ. Прогресс, на который я надеюсь, вовсе не предусматривает подписание того или иного документа. Нам нужно, чтобы президенты пришли к договоренности по нескольким последним пунктам базовых принципов, которые, как мы верим, станут причиной всплеска. Поэтому я не вижу необходимости ожидать подписания какого-либо документа в Праге. В ходе мирных переговоров всплеск может произойти в любой форме. Последний вариант базовых принципов - это мадридские документы. Эти документы предложены сторонам сопредседателями и являются плодом многолетних переговоров. Насколько мы понимаем, на столе переговоров находятся предложения, отраженные в мадридском документе. Мы стараемся сблизить стороны, усовершенствуя предложения путем работы с президентами и министрами иностранных дел. Основой нашей работы является мадридский документ.
- И в заключение, как бы Вы охарактеризовали нынешнее состояние американо-азербайджанских отношений?
- Отношения между Азербайджаном и США находятся на уровне дружбы и стратегического партнерства, и мы хотим их еще более углубить. Но есть немало сфер, которые следует разработать. Наше стратегическое партнерство построено на безопасности и энергетике. Азербайджан помогает Европе диверсифицировать источники газа и нефти. Конечно, необходимо также расширение политических и экономических свобод внутри Азербайджана. Эти вопросы все важны и связаны друг с другом. Мы хотим видеть прогресс во всех перечисленных мною сферах. На самом высоком уровне мы стараемся, чтобы серьезно продвинулся вперед вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта, являющийся самой серьезной проблемой Азербайджана. Мы имеем на столе переговоров справедливый и сбалансированный документ. В случае, если он будет реализован, будет обеспечено освобождение территорий, возвращение беженцев и вынужденных переселенцев на свои земли, безопасность армян и других жителей Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Предложения дадут позитивный толчок экономическому росту и общему процветанию, создадут основу для длительного мира.
Президент: Бакинское заседание COP войдет в историю как одна из величайших конференций COP
Глава МИД Великобритании: Соглашение, достигнутое на СОР29, стало важным шагом
Президент Алиев: COP29 — поворотный момент в климатической дипломатии
СОР29 стал триумфом Азербайджана – официальный Баку внес важный вклад в борьбу с глобальным изменением климата
Представитель ЕС: COP29 открыл новую эру климатического финансирования
Помощник президента: СОР29 успешно завершилась, обвинения главы МИД Германии против Азербайджана неприемлемы