Николас Нильсон: «Азербайджан – это островок стабильности на Кавказе»

Николас Нильсон: «Азербайджан – это островок стабильности на Кавказе»
23 апреля 2009
# 17:49
- Как Вы считаете, что изменилось в подходах России и Запада к региону Южного Кавказа после августовской войны в Грузии и последовавших после нее событий?

- Прежде всего, в отношениях между Западом и Россией своего рода сигналом пробуждения должен стать тот факт, что интересы этих двух сторон в регионе несопоставимы. С другой стороны, на мой взгляд, на Западе начинают осознавать, что опасения России по поводу расширения НАТО, прежде всего, за счет Украины и Грузии, вовсе не будут означать, что за этим будут стоять какие-либо конкретные превентивные действия.
В целом, последние события в регионе вызвали неоднозначную реакцию на Западе. В частности, Европа в этом смысле сегодня очень разделена. Большая тройка – Германия, Франция и Италия активно диспутируют с меньшими странами, преимущественно из Восточной Европы. Тут говорится о необходимости сбалансированного подхода к ситуации с тем, чтобы сохранитель сотрудничество с Россией, и в то же время не навредить европейским интересам. Поэтому в Европе, имеющей свои интересы на Кавказе, в настоящее время проходят большие дебаты, говорить тут о какой-то единой позиции не приходится.

- Вместе с тем, как показывают последние события, отношение к возвращению России к политике «военной дубинки», как это преподносили на Западе, сегодня уже не то, что еще полгода назад. Сегодня уже никто не критикует российские подходы на Кавказе так, как это было прежде. Не считаете ли Вы, что позиция Запада в этом отношении изменилась и экономические интересы в данном случае превалируют над другими?

- Не думаю. Грузия, как и Южный Кавказ в целом продолжает сохранять стратегическую значимость для Запада. Дело в том, что и этот вопрос разделил Европу на два лагеря. Да, российский газ – это весомый фактор. К примеру, причиной такого большого интереса Запада к газовому проекту «Набукко» является именно этот фактор. В Европе осознают необходимость диверсификации источников энергоносителей с каспийского региона в Европу и уход от монополии, которую в настоящее время в основном осуществляет Россия. Учитывая недавние газовые проблемы в отношениях Москвы и Киева, некоторые европейские страны акцентировали свое внимание на вопросе обеспечения собственной энергетической безопасности. К примеру, Германия старается продвигать проект Норд-стрим, совместный с Россией проект прокладки газопровода в обход Украины по дну Балтийского моря.
Возвращаясь к Южному Кавказу, я не думаю, что европейские интересы после августовских событий существенно изменились. В Европе продолжают считать этот регион стратегически важным коридором.
Кроме того, я считаю, что возросла посредническая роль Европы в урегулировании региональных конфликтов. Все мы были свидетелем жесткой реакции Европы на войну на Кавказе и призыва к скорейшему установлению мира.

- На фоне событий в соседних странах Азербайджан продолжает стабильное развитие. Как Вы считаете, увеличили ли последние события значимость в глазах Запада?

- Да, это и вправду является так. Азербайджан продолжает оставаться своего рода островком стабильности. После событий в Грузии и последовавшего вскоре после него российско-украинского кризиса проект Транскаспийского трубопровода с участием таких стран, как Азербайджан и Туркменистан, приобрел новую актуальность. Война в Грузии также показала, что кавказский энергетический коридор полон рисков. И это естественно, принимая во внимание, что в регионе много так называемых «замороженных» конфликтов, которые, как показали августовские события, могут вспыхнуть в любое время. Поэтому Европа кровно заинтересована в минимизации любых возможных угроз на Кавказе.

Рауф
# 939
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#