Является ли коронавирус COVID-19 рукотворным вирусом?
По этому вопросу уже несколько месяцев идут жаркие дебаты в средствах массовой информации и в научной литературе. Однако четкого и однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Я решил, по возможности, всесторонне изучить опубликованные материалы на эту тему (благо в связи с объявленным карантином у меня имеется достаточно свободного времени), и полученные результаты представляю вашему вниманию.
Было выявлено, что источником инфекции был рынок морепродуктов, находящийся недалеко от Уханского института вирусологии. Китайцы называют «нулевым пациентом» женщину по имени Хуан Яньлин, которая выздоровела, но ее местонахождение скрывается. Затем китайцы спохватились и стали засекречивать эту информацию, но было поздно. Не составляло труда выяснить, что Хуан Яньлин как раз и работала в Уханьском институте вирусологии.
Зародышем мнения об искусственном происхождении вируса стала статья в журнале от 2015 года, которая еще тогда, пять лет назад, вызвала большой скандал. Ее авторы (американские и китайские ученые) взяли вирус, выделенный из летучей мыши, и вирус атипичной пневмонии 2002-2003 годов. Анализируя, за что отвечают те или иные участки РНК вируса, ученые нашли способ сделать такой коронавирус одновременно способным инфицировать лабораторных мышей и клетки человека.
Статья под названием «SARS-подобная группа циркулирующих коронавирусов летучих мышей демонстрирует потенциал для перехода на человека» (Menachery, V., Yount, B., Debbink, K. et al. A SARS-like cluster of circulating bat coronaviruses shows potential for human emergence. Nat Med 21, 1508–1513 (2015). https://doi.org/10.1038/nm.3985)
появилась в престижном научном журнале Nature Medicine с огромным рейтингом цитируемости 9 ноября 2015 года. Статья имеет 15 авторов, 13 из которых имеют отношение к Университету Северной Каролины в Чапел-Хилле, а еще два являются сотрудниками ведущей лаборатории специальных патогенов и биобезопасности Уханьского института вирусологии.
На страницах журнала ученые подробно изложили свою методику создания искусственного вируса на основе SARS-подобного вируса, SHC014-CoV, который в настоящее время циркулирует в популяциях китайских подковообразных летучих мышей и проверки его способности к заражению на мышах и клетках эпителия легких человека. Как утверждается в статье, целью этой работы было изучение потенциала заболеваний, вызывающихся SARS-подобными вирусами, чтобы избежать рисков при повторном появлении патогена.
Согласно публикации, далее исследователи заразили рукотворным вирусом эпителиальные клетки человека и пришли к выводу, что химерный вирус, содержащий шип SHC014 (вновь созданный) в основной цепи SARS-CoV, вызывает устойчивую инфекцию как в культурах дыхательных путей человека, так и у мышей.
В 2014 году правительство США приостановило финансирование процессов по отдельным исследованиям с усилением функции патогенов, включающим вирусы гриппа, MERS и SARS. Это произошло из-за разгоревшейся дискуссии о том, должны ли ученые двигаться дальше в этом опасном направлении.
После этого Ши Чженли вернулась в Ухань и продолжила свои работы в этом направлении в Уханьском инстиуте вирусологии о чем свидетельствуют опубликованные ею работы:
Shi Zhengli. A pneumonia outbreak associated with a new coronavirus of probable bat origin // Nature : journal. — 2020. — 3 February (vol. 579, no. 7798). — P. 270—273. — doi:10.1038/s41586-020-2012-7. — PMID 32015507.
Shi Zhengli. Remdesivir and chloroquine effectively inhibit the recently emerged novel coronavirus (2019-nCoV) in vitro // Cell Research (англ.)русск. : journal. — 2020. — 4 February (vol. 30, no. 3). — P. 269—271. — doi:10.1038/s41422-020-0282-0. — PMID 32020029.
Shi Zhengli. The First Disease X is Caused by a Highly Transmissible Acute Respiratory Syndrome Coronavirus // Virologica Sinica : journal. — 2020. — doi:10.1007/s12250-020-00206-5. Как упомянуто в разделе статьи «Вклад» (Contributions), китайцы вошли в проект по созданию искусственного вируса, уже обладая сиквенсами (результатами генетического секвенирования образца, по которому сделали искусственный патоген) и плазмидами (средством внедрения новых генов).
Получается, китайцы вошли в проект, привнеся самое важное — генетические последовательности образцов вирусов и инструмент для улучшения качеств патогена. То есть можно предположить, что похожие эксперименты уже проводились в самом Ухане.
Таким образом, важнейшую роль в этом исследовании сыграли ученые из Китая Гэ Син-Йи и Ши Чжэнли. Они долгое время работали и продолжают работать в Уханьском институте вирусологии.
За последнее время Ши Чжэнли, согласно ее резюме, получила гранты и вела проекты «Новые угрозы пандемии» ($559 500), «Экология коронавирусов летучих мышей и риск возникновения коронавируса в будущем» ($665 000), «Эволюционный механизм адаптации коронавирусов, связанных с атипичной пневмонией летучих мышей, к молекулам рецепторов хозяина и риск межвидовой инфекции» (660 000 юаней) и другие.
Причем Ши Чжэнли — очень известная женщина-исследователь. Ши Чжэнли окончила Уханьский университет в 1987 году. Она получила степень магистра в Уханьском институте вирусологии Академии наук Китая (CAS) в 1990 году и степень доктора философии в Университете Монпелье во Франции в 2000 году. Ши Чжэнли получила международное признание как «летучая мышь» во время пандемии коронавируса в 2019–20 годах за свою работу над вирусами летучей мыши.
Она является членом Вирусологического комитета Китайского общества микробиологии, редактором Совета Virologica Sinica, Китайского журнала вирусологии и журнала наук о рыболовстве Китая.
Интересно и то, что в 2015 году Уханьская лаборатория была переведена с третьего на четвертый — самый высокий уровень безопасности. Это мы можем понять из резюме соавтора исследования Ши Чжэнли (Shi Zhengli), опубликованном на сайте Всемирного общества вирусологов. Если в 2013 году она числилась директором ведущей лаборатории специальных патогенов и биобезопасности Уханьского института вирусологии BSL-3, то в 2015-м стала вице-директором того же исследовательского учреждения уже с пометкой BSL-4.
Стандарт безопасности BSL-4 требует, чтобы для предотвращения утечки вирусов давление внутри здания было ниже внешнего (т.н. «отрицательное давление»). Весь персонал должен носить целостный комбинезон и на выходе проходить обработку формальдегидом. Воздух в лаборатории обновляется 25 раз в час и проходит через три «абсолютных» фильтра. Как правило, такие лаборатории окружены забором высотой около 2,5 м с колючей проволокой и камерами, расположенными по периметру.
Коронавирусы — семейство РНК- содержащих вирусов, подразделяющееся на два рода - род Коронавирусы и род Торовирусы.
Род коронавирусов состоит из больших (от 80 до 220 нм) позитивных одноцепочечных линейных РНК вирусов. Для них характерно наличие оболочки с отростками, которые прикрепляются к вириону посредством узкого стебля, расширяющегося к дистальному концу (S protein или шип), что напоминает солнечную корону во время затмения (отсюда название семейства). Коронавирусы размножаются в цитоплазме инфицированных клеток, дочерние вирионы появляются через 4—6 ч после инфицирования.
В том, что чем глубже погружаешься в деятельность коронавирусологов за последние 15–20 лет, тем лучше понимаешь, что создание ровно таких химер как CoV2 у них было обыденным делом. А CoV2 — это очевидная химера, основанная на летучемышином штамме RaTG13, у которого в шиповидном белке место связывания с рецептором (RBM) заменено с летучемышиного на панголиний (ящур), и вдобавок врезан особый участок из 4-х аминокислот, создавший furin cleavage site, который, как ранее выяснили вирусологи, значительно расширяет возможности вируса в плане того, в чьи клетки он может проникать. Скорее всего, именно благодаря этому новому фуриновому сайту, новый мутант и сумел перескочить с исходных носителей на людей.
С учётом тех высот, которых сегодня достигла генная инженерия, синтетически собрать CoV2 по вышеописанной методике не составило бы труда даже начинающему специалисту. Ведь вирусологи, включая руководителя коронавирусного направления в Уханьском институте вирусологии Ши Чженли, такими вещами уже неоднократно занимались — как заменой RBM у одного вида вируса на RBM из другого, так и добавлением нового фуринового сайта, способного дать специфичному к одному виду животных коронавирусу возможность начать использовать рецептор ACE2 других видов.
7 февраля 2020 года на вопрос о том, что не создан ли СOVID 19 в Уханском институте вирусологии Ши Чженли ответила так: «Новый коронавирус 2019 года – этоприрода, наказывающая человеческую расу за сохранение нецивилизованных жизненных привычек. Я, Ши Чжэнли, клянусь своей жизнью, что это не имеет никакого отношения к нашей лаборатории. Я советую тем, кто верит и распространяет слухи из вредных источников в СМИ, а также тем, кто верит в ненадежный так называемый академический анализ индийских ученых, заткнуть свои вонючие рты».
Что можно сказать об ответе Ши Чженли на прямо поставленный вопрос:
1. В качестве доказательства своей правоты ученая не приводит каких-либо аргументов, принятых в научной среде. Вместо этого она клянется. Это необычный стиль академической аргументации.
2. Ее объяснение действий коронавируса оказывается не естественно-научным, а «морально-этическим» – «природа наказывает».
3. Из ее объяснений следует, что человечество (точнее: «человеческая раса») оказалось «нецивилизованным». И за это ему следует «наказание». Мы уже не раз слышали подобную аргументацию. Обычно не от ученых.
4. «Вредные источники в СМИ» – еще одна неожиданная морально-этическая оценка от академического ученого.
5. Как известно, анализ индийских исследователей оказался точным, только недостаточным для сделанных ими выводов. Обнаруженные ими вставки в геноме коронавируса SARS-CoV-2 слишком мелки для того, чтобы делать однозначные выводы, кроме того, их можно встретить не в одном вирусе, а во многих.
6. Аргумент «вонючие рты», кажется, также не является обычным для академической дискуссии.
7. В последние годы Ши Чжэньли опубликовала немало академических статей в серьезных научных журналах. Последнюю – в феврале 2020 года. Почему на языке науки она не выступает именно сейчас?
8. И все же главное: почему вместо каких-либо научных объяснений, демонстрирующих различия между коронавирусами, созданными в лаборатории Р4 Уханьского института вирусологии, и коронавирусом SARS-CoV-2, уже приведшим к смерти 150 тыс.чел. и заразившим более 2 млн.чел., Ши Чженли использует исключительно морально-этическую аргументацию?
Утверждать на 100%, что вирус был создан в Уханьском институте вирусологии нельзя. Прямых доказательств этого нет. Есть только череда странных совпадений — например, что вспышка юньнаньского коронавируса произошла за тысячи километров от Юньнани именно на том рынке, который ближе всего к Уханьскому институту вирусологии. А может, и не на рынке, так как из первых 4-х заболевших пациентов, трое на рынке. Ну и совпадения по структурным особенностям генома вируса, которые напоминают те манипуляции, которые вирусологи не раз проводили с такими вирусами в лаборатории. Но совпадения — это ещё не доказательства.
Более того, совпадения случаются, и, конечно же, в природе такой штамм тоже вполне мог возникнуть. Пока не очень ясно как именно — для этого летучемышиный и панголиний штаммы должны были встретиться в одной клетке (клетке чьего-то организма), причём в Ухане, так как вспышка произошла именно там (иначе мы бы видели другие очаги Ковида по пути следования первого зооносителя в Ухань). С учётом того, что летучие мыши на уханьском рынке не продавались, и вообще в это время года в спячке, такой вариант всё ещё остаётся неразгаданной тайной.
По мнению специалистов, чисто технически, создать такой штамм современному вирусологу не составило бы труда. Но прямых доказательств тому, что кто-либо это сделал, нет. А странные совпадения пока не могут служить даже косвенными доказательствами.
Но и обратная гипотеза об исключительно натуральной природе вируса тоже ещё вескими доказательствами не подкреплена. Пока не обнаружено промежуточных предков между RaTG13, панголином-19 и CoV2, в которых бы можно было проследить ту селективную рекомбинацию, которую мы наблюдаем у CoV2, вопрос о его происхождении остаётся открытым.
Недавно в том же Nature Medicine появилась публикация, которая, как считают многие, должна положить конец конспирологическим теориям. В ней сказано, что, согласно выводам международной команды ученых, вирус, вызвавший крупномасштабную эпидемию COVID-19, имеет природное происхождение. «Анализ общедоступных данных о последовательности генома SARS-CoV-2 и связанных с ней вирусов не выявил никаких доказательств того, что новый вирус был создан в лаборатории», — утверждают авторы.
Однако этот аргумент слабо работает против метода обратной генетики, благодаря которому ученые могут собрать вирус, неотличимый или трудно отличимый от природного, но с некоторыми измененными свойствами. Об этом говорится и в статье 2015 года: «Таким образом, по отношению к Urbani-MA15 CoV (дикому вирусу-основе) SHC014-MA15 (вновь созданный) демонстрирует усиление патогенеза».
По странному стечению обстоятельств довольно близким к нему по генетической последовательности вплоть до последнего момента оставался тот самый SARS. Но статья в Nature от 3 февраля 2020 года выявила еще более близкого генетического родственника нынешнего SARS-CoV-2. Это коронавирус, который ранее был обнаружен у больших подковоносов — летучих мышей Rhinolophus affinis из провинции Юньнань. Его геном соответствует SARS-CoV-2 на 96,2%.
Самое интригующее, что S-белок (spike, или шип — то, с чем работал американо-китайский коллектив ученых) дикого коронавируса больших подковоносов значительно отличается от такового у SARS-CoV-2. Из-за этого дикий коронавирус не может эффективно связываться с человеческим рецептором, благодаря которому он попадает внутрь клетки. Получается, что либо ген S-белка дикого коронавируса мутировал, приведя к возникновению SARS-CoV-2, либо он был искусственно модифицирован или взят от другого SARS.
Москва. 4 апреля. INTERFAX.RU - Новый коронавирус вряд ли создан человеком, заявил 4 апреля 2020 года директор государственного научного центра "Вектор" Ринат Максютов в документальном фильме журналистки Наили Аскер-заде "Опасный вирус" на "России 1" (ВГТРК). Он признал, что современные возможности синтетической биологии позволяют создать практически любой вирус, при этом отличить синтетический вариант от природного невозможно. Максютов добавил, что COVID-19 больше всего напоминает SARS - вирус, который вызывал атипичную пневмонию в 2002-2003 году. Сходство геномов составляет порядка 80%, при этом различия достаточно серьезные, чтобы можно было сделать вывод об искусственном происхождении новой инфекции.
Нет никаких свидетельств, указывающих на то, что мог быть синтезирован вирус, схожий по своим характеристикам с коронавирусом нового типа. Об этом заявил глава отделения Академии наук Китая в городе Ухань, глава Уханьского института вирусологии Юань Чжимин. Человечество пока не располагает необходимыми знаниями для искусственного создания вируса, сказал вирусолог в эфире Центрального телевидения Китая.
«Некоторые специалисты полагают, если бы такой вирус был искусственно синтезирован, то такие ученые своими знаниями превосходили бы обычных людей. А объем проделанной ими работы превзошел бы возможности всего человечества. Поэтому я никогда не поверю, что человечество уже обладает достаточными знаниями для того, чтобы синтезировать подобный вирус», — сказал Чжимин.
В сентябре 2019 до появления короновируса в Китае в России произошёл взрыв в вирусном центре "Вектор" под Новосибирском и началась эпидемия очень похожая на COVID-19 в регионах России с сентября, а в Китае эпидемия началась в декабре 2019. В результате массового заболевания пневмонией на карантин закрывались школы.
Федеральное бюджетное учреждение науки «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии „Вектор“» федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — один из крупнейших научных
вирусологических и биотехнологических центров России, расположенный в нукограде Кольцово Новосибирской области, в нескольких километрах от Новосибирска.
В ГНЦ ВБ «Вектор» проводятся фундаментальные научно-исследовательские работы в области эпидемиологии, молекулярной биологии, вирусологии, бактериологии, генной инженерии, биотехнологии, экологии и биологической безопасности. Центр располагает одной из самых полных в мире коллекций вирусов, среди которых лихорадка Эбола и Марбург, вирус тяжелого острого респираторного синдрома (SARS), натуральной оспы и других.
Чтобы опровергнуть или подтвердить коронавирусную этиологию вспышки пневмонии в России прошедшую в сентябре прошлого года нужно проверить переболевших пациентов на наличие антител к COVID 19. Метод определения таких антител уже разработан.
В заключение хочу отметить, что я представил различные версии о происхождении коронавируса, но окончательный вывод о естественном или искусственном происхождении этого патогена предлагаю сделать вам самим.
Главный гематолог Минздрава Азербайджана, доктор медицинских наук, профессор
Чингиз Асадов
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ