Вовлеченным в «черный пиар» против Азербайджана необходимо вспомнить о Нюрнбергском процессе – ЮРИСТ СТАВИТ ТОЧКУ
Недавно различные организации и правозащитники призвали Азербайджан «вернуть военнопленных» и «передать военнопленных».
Как заявил АПА юрист, директор Правового центра Norma Шамиль Пашаев, некоторые организации, правозащитники, а также СМИ неправильно используют термин «военнопленный» в отношении лиц, совершивших военные преступления.
«44-дневная война между Азербайджаном и Арменией завершилась подписанием 10 ноября трехстороннего заявления. Члены вооруженной группы, нейтрализованные после этой даты, не считаются военнопленными. В целом термин «военнопленный» относится к международным конфликтам. В международные конфликты бывают вовлечены как минимум два государства. Термин «военнопленный» относится к гражданину одного из воюющих государств. Если гражданин какого-либо третьего государства участвует в конфликте и война с этим государством не ведется, то этого человека нельзя назвать «военнопленным». Он относится к категории лиц, совершивших военные преступления, и оно должно быть расследовано соответствующим образом», - сказал он.
Юрист отметил, что боевиков, проживавших в Азербайджане во время, до или после войны и считающихся гражданами Азербайджана также нельзя назвать военнопленными: «Если такие люди есть, то их можно назвать повстанцами. Судебное преследование в отношении этих лиц должно осуществляться в соответствии с законодательством Азербайджана».
Шамиль Пашаев подчеркнул, что правила обращения с военнопленными и их возвращение регулируются «Конвенцией об обращении с военнопленными» от 12 августа 1949 года: «В этой конвенции отмечается, что эти положения распространяются на войны между двумя и более сторонами, пришедшими к соглашению. Отсюда также становится ясно, что к военнопленным относятся лица, участвовавшие в вооруженных конфликтах, которые были захвачены во время войны».
Юрист отметил, что в той же конвенции и других международных документах отмечается, что перед возвращением военнопленных необходимо проверить, причастны ли они к военным преступлениям, преступлениям против мира и человечности: «Если есть лица, которые совершили такие преступления, должно быть проведено расследование и обеспечено привлечение к ответственности. Статус военнопленного не дает лицам иммунитета от привлечения к ответственности. Например, в настоящее время ведется расследование уголовного дела армянских боевиков Мкртичяна Людвика Мкртичовича и Хосровяна Алеши Арамаисовича, пытавших азербайджанских пленных во время Первой Карабахской войны и совершивших другие преступления.
В целом, в связи с бесчеловечным обращением с азербайджанскими заложниками и военнопленными в период Первой Карабахской войны, другими преступлениями против человечности, в свое время было возбуждено уголовное дело, и многие из этих лиц были привлечены в качестве обвиняемых и объявлены в международный розыск».
Юрист напомнил, что в принципах Нюрнбергского международного военного трибунала также указано, что согласно международному праву, лицо, совершившее преступление должно понести наказание: «Статус военнопленного не освобождает человека от ответственности перед международным правом за совершенное им преступление».
Ш.Пашаев отметил, что существует большая практика таких судебных процессов: «К примеру, на Нюрнбергском процессе в октябре 1945 года в отношении 24 человек, обвиняемых в «преступлениях против человечности, военных преступлениях, преступлениях, направленных против мира и приведших к войне», были вынесены разные решения.
За военные преступления, совершенные во время войны в Боснии в 1992-1995 годах, Веселин Влахович по решению боснийского суда был приговорен к 45 годам лишения свободы. Международный трибунал по Югославии приговорил бывшего министра внутренних дел Сербии Мичо Станишича и бывшего начальника полиции Стояна Жуплянина к 22 годам лишения свободы за военные преступления в Боснии и Герцеговине в 1992 году. Также в Международном трибунале по бывшей Югославии с 2012 года судится сербский генерал Ратко Младич. Он был приговорен к пожизненному заключению по обвинению в убийстве более 7000 боснийцев во время геноцида в Сребренице в 1995 году. Также по Руандскому делу 120 тысяч человек были арестованы за участие в геноциде и преступления против человечности».
Шамиль Пашаев
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ