Он дружил с Расулзаде, воевал за независимость Турции и Азербайджана, но так и остался загадкой – ГДЕ-ТО ДАЛЁКО...-ФОТО-ВИДЕО
Пожалуй, не будет преувеличением, если назвать Сабухи Мамедли одним из лучших репортеров отечественного медиа. Он исколесил почти все регионы Азербайджана: начиная от Нахчывана и заканчивая севером страны – Губа, Хачмаз, Гусар. Он даже в высокогорье Агсуинского района нашел женщину – «тарзана», которой неведомы были достижения XXI века в области технологий.
Впрочем, его высокий профессионализм всегда оборачивался одним результатом: он умудрялся быть в нужное время и в нужном месте. Будь то в России, Грузии, Пакистане, Афганистане, Сирии и других странах. И с кем он только не встречался во время поездок, всех так навскидку и не вспомнишь.
Итак, Vesti.Az представляет новую рубрику – «Где-то далёко...»
Да, это бронепоезд, проезжавший через Яламу, остановился на станции Сарван. Вернеее его принудили остановиться. Потому что были разобраны рельсы и вокруг воздвигнуты баррикады.
Вооруженные местные жители и отряд гонагкентского гачага ожидали что предпримут прибывшие на бронероезде.
В этот момент с бронепоезда по громкоговорителю прозвучало: "Не стреляйте, давайте поговорим". Человек обратившийся к вооруженным людям был Газанфар Мусабеков.
Оружие опускается, через некоторое время открывается дверь поезда и человек с громкоговорителем в руке продолжает: Мы едем в Анатолию, пропустите нас. Если вы будете сражаться вам будет причинен урон.тКрасную Армию победить невозможно ». Но его не слушают. Решение окончательное: поезд в Баку не поедет! Мусабеков возвращается в поезд как только завершает свое обращение.
И начинается сражение. Стреляющие из пулеметов русские вскоре оттесняют атакующих местных жителей. Маил, возглавляющий группу, понимает, что они потерпели поражение, забирает выживших и отступает в Бабадаг ...
Но кем был этот беглый Маил? На самом деле его деятельность мало изучена историками. Этакие биографические заметки и все.
Но чьи имена только не упоминаются рядом с именем этого человека?
Мамедамин Расулзаде, Мирджафар Багиров, Фатали хан Хойский, один из лидеров азербайджанских коммунистов 20 века Газанфар Мусабеков, Хусу Гаджиев и других.
Человек прожил жизнь как в кино. Точная дата рождения неизвестна. Обстоятельства смерти человека не изучены.Но этот человек был сотником в царской России. Дружил с Расулзаде.
Участвовал в войне за независимость Турции. Сражался с большевистской властью в Азербайджане.
И, наконец, пещера, названная в честь этого ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА, условия, в которых он жил в ней, и почему он выбрал эту пещеру, остаются загадкой.
Да такой личностью был Маил. Гачаг Маил, официальное имя которого было Маил Захир оглу Захиров.
По одним данным, он родился в 1862 году, по другим - через 3 года, в 1865 году в селе Хаши ныне Губинского района.
Он был трудолюбивым и умным человеком. Благодаря этим качествам в 1915 году его избирают сотником Гонагкендского района.
В его подчинении были села Халтан, Джими, Будуг, Рук, Муджу. В это время голосование проводится путем жребия из цветных грецких орехов с участием священнослужителей, старейшин и уважаемых людей района.
Присяга начинается с благословения Хамдуллы Эфенди. (Кстати, обратите внимание на это имя) Голосование проводится в Гонагкенде. Спустя месяц должность сотника была официально утверждена в Кавказском наместничестве в Тбилиси.
После образования Азербайджанской Народной Республики в 1918 году Маил был ответственным за финансовые дела Губинского района.
За короткое время он установил дружеские отношения с большинством лидеров АДР. В этом ему помогает Хамдулла Эфенди.
Да, это упомянутый выше Хамдулла Эфенди Эфендизаде. Это тот самый Хамдулла Эфенди, который впоследствии стал одним из активных участников движения за национальную независимость Азербайджана.
Он был избран депутатом Парламента Азербайджанской Демократической Республики. И это был тот же Хамдулла Эфенди, который два года спустя вместе с тем же гачагом Маилом возглавил восстание в Губе против Советов.
Губинский старейшина Сейфаддин Мамедов рассказывает, что Маил ага до конца своей жизни боролся против советской власти.
Гачаг Маил, воевавший против 11-й Красной армии от Шабрана до Губы в начале 20 века, на собственные средства приобрел в то время считавшиеся военной новинкой пулеметы
и другие виды дорогостоящих ружей. «Вот почему нельзя было подобраться близко к его пещере под Тенге».
Согласно информации, у него было еще несколько пещер в районе Тенге-Алты. То есть он часто менял пещеры, чтобы защититься от врагов.
И еще один интересный факт, Гачаг Маил и его отряд героически участвовали в боях в Восточной Анатолии в 1921 году.
Он отправился на эти сражения с 600 человек и вернулся с 400. Погибшие в той битве были захоронены на том месте, где они сражались, их могилы по-прежнему там.
Кстати у гачага было несколько домов в разных селах Губы. Один находился в Гонагкенде, а другой - в селе Хаши Губинского района.
Выше мы упоминали, что в годы Азербайджанской Демократической Республики Маил имел большое влияние. У него были дружеские отношения с Меммед Эмином Расулзаде и Фатали Ханом Хойским.
В дни, когда Расулзаде жил в селе Лагич, Маил всегда был на связи с ним. Во времена когда Расулзаде был в Лагиче он связывался и оказывал помощь через посредника по имени Мешеди Гаим.
Несмотря на настойчивость и всяческую помощь Мирджафара Багирова, он не покинул Азербайджан. Его последний ответ Багирову был: “ Мой долг быть гачагом, и я не позволю им писать перед моим именем ????
Гачаг Маил был одним из тех, кто воевал против советской власти в Азербайджане. Советы не ожидали, что Губинское восстание, которое он и Хамдулла Эфенди подняли против большевиков в 1920 году, примет такой масштаб.
Восстание началось 23 августа в селе Кузун Губинского района. Местные жители отказались подчиняться властям убив двух милиционеров.
29 августа в 4 верстах от Губы произошло новое сражение между советскими войсками и восставшими. Отряд большевиков из 100 человек отступил с большими потерями.
Для подавления опасного для советского режима восстания сюда были направлены Алигейдар Гараев и Леван Гогоберидзе.
Газанфара Мусабекова, да это того самого Газанфара, назначили комиссаром по чрезвычайным ситуациям Губинского уезда.
Чтобы предотвратить дальнейшего распространения восстания, Мусабеков от имени советского правительства объявил амнистию и призвал вооруженных людей сдать оружие.
Помимо этого он также заявил, что любая попытка нового восстания против Советской власти будет безжалостно подавлена.
После этого глава Губинского Исполнительного Комитета Хусу Гаджиев вместе еще с 4 людьми отправился в Гонагкенд на встречу с Маилом.
Встреча продолжается до поздней ночи в его резиденции в Нейчинском лесу. Гачаг Маил накрывает стол в честь гостей.
За столом не говорят о делах, чтобы не посчитать это за неуважение. Но в конце Хусу Гаджиев протягивает Маилу официальное запечатанное письмо.
Маил действует так же как в знаменитом фильме: "Я не признаю такого правительства". И снова уходит в горы и пешеры. Ровно 4 года, его не удается схватить...
24 мая 1924 года Маил отправляется в Дедегюнеш в паломничество к Хезрет баба. На обратном пути из своего последнего визита в Бабадаг гачаг Маил оказывается в ловушке в ущелье Утуг.
В него дважды стреляют из ружья. Некоторое время никто и близко не подходит к его трупу. Позже его тело было перевезено в село Хаши и захоронено возле святыни.
У него было несколько детей. Дочь Сейря до недавнего времени жила в Сумгаите. После убийства Маиля трое его сыновей отступили в Бабадаг и продолжили сопротивление.
Но через некоторое время они понимают, что сопротивление бессмысленно. Но и они не остались безнаказанными: всех троих братьев сослали в Сибирь.
Сабухи Мамедли
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ
Ядерная дилемма Тегерана: к чему приведут колебания Ирана? - АНАЛИТИКА
Что несут миру Путин и Трамп: новый мировой порядок или глобальный хаос?.. - СИТУАЦИЯ
Политика подмены понятий, или Как отрабатывают деньги российские националисты - МНЕНИЕ-ВИДЕО
COP29 в Баку: Единый углеродный рынок стал реальностью - ОБЗОР