Не Армения, а Азербайджан потерял очень много - УЩЕРБ ОТ ОККУПАЦИИ
Недавно в интернете я наткнулся на статью, в которой армянская сторона заявляет, что в результате июльской эскалации на армяно-азербайджанской границе, Тавушской области Армении нанесен ущерб в размере 300 тыс. долларов. Становится ясно, что Армения хочет воспользоваться ситуацией и скидывает на нас устаревшие, вышедшие из строя предприятия, объекты инфраструктуры с целью затем добиться выделения денег от международных гуманитарных организаций.
Давайте посмотрим, кому нужен коньячный завод, для каких целей азербайджанская армия должна тратить боеприпасы на объект, от которого не исходит какая-либо опасность для приграничных сел Товуза? Вполне вероятно, что этот список “поврежденных” объектов, был составлен до боестолкновений на границе.
Если просмотреть список, то можно увидеть, что туда входит газопровод, водопровод, детский сад, теплица, жилые дома. И чем это не план возрождения приграничной области? Министерство обороны Азербайджана дал развернутый и четкий ответ на это заявление армянской стороны, вновь отметив, что азербайджанская армия не берет на прицел гражданские объекты.
Поэтому это заявление армянской стороны ничто иное, как верх цинизма и лицемерия. Но цель данной статьи не комментировать эту информацию, так как с этим все ясно. Я хочу поднять другую тему, на которую меня подтолкнула эта информация, и заставила меня задуматься о том, почему мы не поднимаем вопрос материального ущерба, нанесенного нам в результате армянской агрессии. Речь идет о тысячах сожжённых домах, уничтоженных памятников культуры, стратегических объектов, и прочем уроне, нанесенном экономике страны в результате этого конфликта.
Давайте рассмотрим по подробней эту тему, чтобы понять масштаб урона. Пожалуй, начну с Зангеланского района.
Этот район имеет стратегическое расположение, граничит с Арменией, Ираном, а также через него проходит шоссейные и железнодорожные дороги Баку-Джульфа-Нахчыван. До оккупации в Зангеланском районе были 2 винных завода, 142 торговых объектов, консервный завод, ткацкий цех, кирпичный завод, хлебозавод, 2 асфальтных завода, птицефабрика и другие государственные предприятия, благодаря которым этот район во время Советского Союза переживал пик своего экономического развития. Во время войны Зангеланский район был полностью оккупирован армянскими захватчиками.
Похожая ситуация и в Губадлинском районе. Здесь функционировали асфальтный завод, птице-инкубационная фабрика, швейная фабрика, экспериментальный завод «Нефтегазавтомат» и другие предприятия, которые оказались жертвой армянской оккупации.
Оккупация Джабраильского района нанесла существенный урон ковроткачеству в этом районе. Известно, что существует отдельная Джабраильская школа ковроткачества, которая была известна своими ворсовыми коврами «Гасымушагы», «Гарагоюнлу», «Бехменли», а также неворсовыми чувал, хейбе, хурджун, асмалыг, палаз, килим. Также в районе было 8 промышленных предприятий, 42 колхоза, птицефабрика и другие предприятия.
Помимо этого Джабраильский район изобиловал природными и культурными памятниками, такими, как «Гыз галасы» на горе Дири, комплекс мечети в селе Челебиляр, «Султан Меджид Хамамы» в центре района, мавзолеи и гробницы «Даиреви Турбе» в селе Шыхлар, гробницы и мавзолеи на турецком кладбище и конечно же Худаферинский мост.
Однозначно эти места из года в год привлекали бы сюда туристов со всех стран мира. Один из главных потерь с точки зрения экономики был город Ханкенди. Этот город в советское время достиг небывалых высот в экономическом развитии. Здесь были известный на весь Кавказ шелковый комбинат, обувная, швейная фабрики, молочный комбинат, винзавод, электротехнический завод, мебельная фабрика, комбинат стройматериалов, асфальтобетонный завод, предприятия ковроткачества и другие предприятия, имеющие важное экономическое значение не только для Нагорно-карабахской автономной области, но и для всего Азербайджана.
Самой тяжелой потерей для нас является город Шуша, как с точки зрения экономического значения, так и культурного значения. Не будь оккупации, Шуша стала бы туристическим центром Азербайджана. Дом-музей Бюль-Бюля, Мир Мохсуна Навваба, Узеира Гаджибекова, Хуршудбани Натаван, помимо этого в городе были 300 историко-архитектурных памятников, среди которых можно отметить мечеть Говхара-Аги, дворец Панахали-Хана, жилой комплекс Мехмандарова, замок Ибрагим хана и конечно же мавзолей великого поэта Азербайджана Молла Панах Вагифа. Я практически уверен, что с нашими возможностями Шуша был бы самым посещаемым местом Восточной Европы.
Самой болезненной потерей для всего азербайджанского народа был город Ходжалы. Никакие деньги не вернут нам жизни невинных людей, которые были зверски убиты, но я должен упомянуть его, так как именно здесь находился Ходжалинский аэропорт, единственный аэропорт в Нагорном Карабахе. Этот аэропорт имел стратегическое значение, и, конечно же, был важным объектом для экономики Азербайджана. Потеря аэропорта не может не сказаться на экономике страны, поэтому на этот объект надо делать упор в любом случае, чтобы вернуть его под свою юрисдикцию.
Как бы ни было трудно, но я обязан отметить оккупацию Агдама, который вследствие стал городом-призраком.
В Агдамском районе были заводы станкового оборудования, метис-фурнитурный завод, асфальтный завод, консервный завод, сыро-масленый завод, шелкопрядный завод, хлопковый завод, винный завод, механизированные хлебозаводы, ковроткацкая фабрика, два железнодорожных вокзала и аэропорт.
Агдамский район был известен хлопководством, недаром впервые в Азербайджане именно здесь начали выращивать хлопок. Также я не могу обойти вниманием один из самых популярных на тот момент брендов Азербайджана, который был известен далеко за пределами страны. Речь идет о портвейне «Агдам», который производился на коньячном заводе города, любимца всего СССР и продавался он, естественно в огромном количестве, примерно 20-25 млн. декалитров ежегодно. В результате армянской агрессии производство агдамских вин остановилось, и это серьезная потеря, так как это могло быть одним из источников дохода независимого Азербайджана.
И, наконец, я хочу отметить оккупацию Кельбаджарского района, как серьезный экономический урон нашей стране. Кельбаджар конечно же известен своей лечебной водой «Истису», который по лечебным свойствам стоит на одном уровне с источниками известным на весь мир Карловы-Вары. Это место буквально создано для медицинского туризма и имел фантастический потенциал, достаточный для того, чтобы стать лидером этой сферы.
Вода из минерального источника «Истису» определенно вышла бы победителем в конкуренции с минеральными водами «Боржоми», «Ессентуки» и другими источниками. Чем больше я все это анализирую, тем больше убеждаюсь, что с нашими инвестиционными возможностями мы бы превратили эти территории в райский уголок, и они были бы важной составляющей нашей экономики.
Также я должен отметить что, вот уже 30 лет как наши природные запасы меди, железа, золота и других полезных ископаемых эксплуатируются Арменией, что является нарушением всех международных норм права. Армянские захватчики цинично грабят азербайджанский народ, и это преступления необходимо задокументировать и озвучить на трибунах самых высоких международных инстанций.
В этой статье я отметил не все утерянные объекты, представляющие экономическую ценность и даже не все оккупированные районы, остались Лачин, Агдере, Физули. Понятно, что в одной статье это все не уместится, и потому моя цель дать хотя бы общее представление о нанесенном нам ущербе в результате захватнических действий армянской армии.
Вдумайтесь, только потеря Агдама нанесла нам материальный ущерб в сумму более 6 миллиардов долларов, в совокупности размер материального ущерба в результате оккупации Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов исчисляется десятками миллиардами долларов. На мой взгляд, нам надо представить международному сообществу масштаб наших экономических потерь.
В результате войны, развязанной Арменией, миллион людей лишился крова над головой, своего хозяйства. И пора уже нашим беженцам готовить документы об утерянном имуществе и подавать в Европейский суд по правам человека, благо есть положительный прецедент, а именно дело «Чирагов и другие против Армении».
Тогда количество истцов было шесть человек, но они заставили ЕСПЧ оказать давление на армянскую сторону агрессором, а если число истцов возрастет до миллиона человек, то международным инстанциям не останется ничего, кроме как признать Армению оккупантом. На основе этих документов мы можем потребовать введения санкций против Армении, и это серьезно усилит наши позиции перед мировым сообществом. До сих пор ни США, ни страны Европы, так называемые оплоты демократии не признали Армению агрессором, и нам предстоит большая работа в этом направлении.
Необходимо подготовить и направить в международные инстанции документы, подтверждающие нанесение материального ущерба жителям оккупированных территорий, кроме этого представить документы, подтверждающие нанесение непоправимого урона, как экономическим объектам, так и объектам, представляющим историческую и культурную ценность. Ведь после разрешения конфликта нужно будет вкладывать миллиарды долларов для восстановления разрушенных в результате армянской агрессии азербайджанских территорий. Нам надо поставить мировое сообщество перед неопровержимыми фактами больших экономических потерь, и потребовать четкой позиции в этом конфликте, и я думаю, что это может стать отправным пунктом в разрешении конфликта.
ahmadshiraliyev.blogspot.com
Ахмед Ширалиев
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ
Ядерная дилемма Тегерана: к чему приведут колебания Ирана? - АНАЛИТИКА
Что несут миру Путин и Трамп: новый мировой порядок или глобальный хаос?.. - СИТУАЦИЯ
Политика подмены понятий, или Как отрабатывают деньги российские националисты - МНЕНИЕ-ВИДЕО
COP29 в Баку: Единый углеродный рынок стал реальностью - ОБЗОР