Иран: «Бумажный лев» Ближнего Востока или реальный цент силы – АВТОРСКАЯ СТАТЬЯ
Судя по всему, демократы США в кои-то веки решили проявить решительность, а потому планируют «образумить» йеменских хуситов. Безусловно, такая кампания приведет к эскалации ситуации на Ближнем Востоке и неминуемо вовлечет в конфликт Иран, уже не прокси силами, а напрямую.
Демократы всегда отличались нестандартными поступками, как то с неудачным мятежом в Турции в 2016 году, проваленными попытками сместить Эрдогана во время последних выборов, израильско-палестинской войной с целью компрометации работы республиканской администрации, восстановившей отношения Израиля со странами Персидского Залива и прочими «благими» их поступками.
Видимо решили преподнести Трампу, на всех порах движущемуся к власти, «новый» подарок на ближайшие годы. Иначе это назвать нельзя, поскольку единственным выходом из кризиса было завершение войны в секторе Газа, но демократы вроде решили идти по-ленински, то есть другим путем.
Что значит напрямую вовлекать Иран в конфликт
Иран с 1979 года готовится к войне, на сегодня – это мощная военная держава, располагающая всеми видами вооружения и, как допускают, уже и ядерным потенциалом. Только один пример. В России защищены силами ПРО только два города – Москва и Санкт-Петербург, и вроде еще фронтовая зона. Как они защищены было продемонстрировано буквально вчера в Санкт-Петербурге. В Иране защищены все основные города и жизненно важные объекты. Недавно непонятно кем запущенные по их военно-морскому порту ракеты были сбиты. Все!
Итак, Иран располагает всеми видами наземных, морских, космических - тактических и баллистических ракет. Недавно запущенная кем-то и сбитая Израилем заатмосферная ракета была иранской. Баллистические ракеты Ирана могут долететь до Парижа, и как далеко летают остальные – большой секрет.
Иран не уделяет основного внимания строительству самолетов, хотя располагает большим парком – правда, в основном, устаревшими американскими, английскими, французскими и относительно новыми российскими и китайскими, хоть и модернизированными, но суть не в этом.
Иран полагает, что современная война – это война дронов, и производит более сорока различных их типов, перечислять их, значит, исписать страниц сорок машинописного текста. Достаточно сказать, что среди них есть гиперзвуковые, летящие на высотах, недосягаемых для ПРО, и низко летающие, не фиксируемые радарами. И всех этих разнообразных дронов у Ирана очень много.
Кроме того, у Ирана много танков, как российских, китайских, так и своих, впрочем, сегодня война – не танковая, и битвы, как под Курском, вряд ли будет.
Иран располагает всеми видами артиллерии, перечислять также очень долго, там и залпового огня, и ЗРК, и ПЗРК, есть снаряды, бомбы, в том числе самонаводящиеся.
ИРИ располагает военно-морским флотом, раньше береговым, а теперь совершает и дальние походы. Есть подводные лодки, что интересно, сверхмалые, которые можно применять в Заливе, где мелководье и куда американские не могут войти - они не обнаруживаются радарами, вооружены торпедами- «подошел, потопил и ушел».
Другой мелочью, типа минометов, пулеметов, стрелкового оружия – можно вооружить весь Ближний Восток и даже больше.
Численность сухопутных войск – 350 тысяч человек, из них только 200 тысяч военнослужащих срочной службы, остальные - профессионалы. Но и это не все. В Иране десять миллионов «басиджей», подготовленных резервистов, систематически проходящих различные военные сборы.
Стоит здесь отметить радиоэлектронную промышленность, IT, разрабатывающую в том числе и искусственный интеллект, который применяется в названных выше вооружениях. Можно бы посоветовать американцам поинтересоваться, сколько иранцев они воспитали в Силиконовой Долине, впрочем, там много и китайских специалистов.
И все это без учета КСИР – это отдельная армия, подчиняющаяся непосредственно Верховному руководителю со своими специальными войсками, морским и воздушным флотом, разведкой и контрразведкой, аналитическим центром.
Безусловно, в войне будут участвовать и прокси войска, а их достаточно много, достаточно посмотреть на карту их действий. Но мы не рассмотрели позицию политических союзников Ирана, еще не спрогнозировали, как будут действовать Пакистан, Афганистан, все это по соседству с Турцией, как среагируют Китай, Россия, о чем будет думать «Рокетман», то есть Ким Чен Ын? А это очень важно, потому что Иран буквально на днях помирился с Пакистаном, и они поклялись в «братской дружбе».
Союз «Дракона», «Льва» и «Медведя»
Китай 10 процентов своей потребности в нефти обеспечивает за счет Ирана, это 1,5 млрд баррелей в сутки. Правда сейчас пошли разногласия по поводу ее цены, поскольку Иран желает поднять ее, но это, скорее всего, временная проблема, ведь Китай умеет торговаться. Так, подписан контракт на 400 млрд китайских инвестиций в Иран в обмен на нефть, и это приток юаней – единственной валюты, которую Иран может использовать для решения своих проблем.
Китай поставляет военные технологии в Иран, многое иранское вооружение, в том числе ракетное, строится на этой базе, то есть имеется военно-техническое сотрудничество. Иранские порты, расположенные в Персидском заливе (Бушир, Сираф, Бендер-Аббас) используются для транспортировки товаров в Китай, и не только нефтепродуктов.
Хуситы пропускают китайские корабли без проблем. Сам Иран находится под жесткими санкциями США с 1979 года. Отношение к США очень неблагоприятное, его просто нет.
У России с Ираном налажено военно-техническое сотрудничество, товарооборот только за 9 месяцев возрос на 30 процентов и достиг 5 млрд долларов, порт Бендер-Аббас активно используется для выхода на Индию и другие страны региона. Начинается строительство железнодорожной ветки Астара-Решт, которая соединит железные дороги России, Азербайджана и Ирана, и таким образом завершит маршрут Север-Юг.
На сегодня Китай является стратегическим союзником России и главным торговым партнером. Хуситы пропускают российские корабли без проблем. Отношения с Соединенными Штатами Америки более, чем холодные - с 2022 года находится под жесточайшими санкциями США и ЕС.
Арабские страны Персидского залива фактически нашпигованы американскими военными базами, однако их участие в возможной кампании против Ирана весьма сомнительно. Саудовская Аравия являлась крупнейшим поставщиком нефти в Китай (в прошлом году ее опередила Россия), а ОАЭ занимает третье место по таким поставкам. Саудиты заключили мирный договор с Ираном при посредничестве Китая. Сложно представить, что эти страны позволят использовать их территории для нанесения удара по Ирану.
Даже такой небольшой обзор по региональным соседям Ирана демонстрирует, что их отношение к американцам сложно назвать теплым. Здесь серьезно затрагиваются интересы Китая, и он вряд ли будет спокойно реагировать на эскалацию ситуации в регионе. Что касается поставок вооружения хуситам, то морские поставки безусловно будут перекрыты, но наверняка какая-нибудь лазейка найдется.
Судя по всему, военные действия ограничатся нанесением воздушных ударов по Йемену, но нет гарантий, что йеменцы не располагают и средствами противодействия.
Относительно нападения на Иран, то он почти полвека готовится к нему, и уже сумел многое сделать.
Думается, что Западу надо очень серьезно поразмыслить прежде, чем решиться на это.
Впрочем, демократическая администрация уже не раз демонстрировала, что они думает после, а не до...
Акиф Гасанов
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ
Ядерная дилемма Тегерана: к чему приведут колебания Ирана? - АНАЛИТИКА
Что несут миру Путин и Трамп: новый мировой порядок или глобальный хаос?.. - СИТУАЦИЯ
Политика подмены понятий, или Как отрабатывают деньги российские националисты - МНЕНИЕ-ВИДЕО
COP29 в Баку: Единый углеродный рынок стал реальностью - ОБЗОР