Еще раз о Римском статуте для Путина: Ереван «украдкой» кивает на Баку – МНЕНИЕ
Сегодняшние разъяснения министра юстиции Григора Минасяна на пресс-конференции по итогам 2023 г. относительно причин ратификации Арменией Римского статута с перенаправлением своих целей на Азербайджан можно считать слабой попыткой избежать дальнейших осложнений отношений с Россией.
Потому как в Москве однозначно восприняли скоропалительное присоединение официального Еревана к этому документу Международного уголовного суда почти сразу же после выдачи этим судом ордера на арест российского президента Владимира Путина.
Однако, по порядку. Национальное собрание Армении ратифицировало Римский статут МУС 3 октября 2023 года, ровно спустя полгода после выдачи ордера на арест Путина «за совершение военного преступления в виде незаконной депортации населения (детей) и незаконной передачи населения (детей) из оккупированных районов Украины в Российскую Федерацию». Естественно, сам процесс начался задолго и благополучно завершился 3 октября.
В Москве восприняли демарш Еревана однозначно, ведь страны-члены МУС обязаны исполнять ордер: в МИД России заявили, что это будет иметь самые негативные последствия для двусторонних отношений, так как «до армянских партнеров изначально была доведена позиция о неприемлемости ратификации Арменией Римского статута МУС в условиях, когда этой структурой выданы «ордера на арест» высшего руководства России», и «армянские коллеги были предупреждены о негативных последствиях возможных шагов для двусторонних отношений с РФ».
Но в Армении свой враждебный в отношении бывшего самого большого друга и старшего брата шаг пытались оправдать стремлением призвать Азербайджан к ответственности за «военные преступления», уверяя Москву, что присоединение Армении к Римскому статуту Международного уголовного суда не имеет никакого отношения к процессам, связанным с Российской Федерацией, и никаких рисков для армяно-российских отношений не представляет.
Конечно-же, в Москве объяснениями Еревана не удовлетворились, напряженность в отношениях продолжала нарастать не без участия премьер-министра Никола Пашиняна, продолжающего игнорировать проекты и заседания в совместных с Россией структурах. Однако, отменившему даже учения ОДКБ на своей территории армянскому премьеру все же пришлось пойти на попятную и приехать в Санкт-Петербург на заседание Высшего Евразийского экономического совета (ЕАЭС) и неформальный саммит СНГ из-за возникших экономических трудностей. И сейчас, в продолжение стремлений как-то наладить отношения с Москвой, в Армении продвигают намерения поднять перед МУС вопрос «об агрессии и военных преступлениях Азербайджана против Армении и ее населения».
Хотя, нератифицированный Азербайджаном Римский статут, не позволяет Армении осуществлять давление на Баку через МУС. Положения документа невозможно использовать против Азербайджана, так как они действуют только на территории страны-подписанта. Можно предположить, что обращения в МУС могут использоваться Арменией в случае нарушения международно признанных границ в пограничном конфликте с Азербайджаном, однако с учетом того обстоятельства, что Баку не претендует на территории самой Армении, а военная операция по возвращению оккупированных земель проводилась азербайджанской армией на собственной территории, использование этого института против Азербайджана выглядит сомнительным. Да и военные преступления совершались армянами против азербайджанцев на территории самого Азербайджана на протяжении всех 30 лет военного конфликта. И тому есть масса доказательств – начиная от Ходжалинской резни и кончая ракетными ударами по мирным городам, Гяндже, Барде, Тертеру, с убийством сотен людей в ходе Второй Карабахской войны. Не говоря уже об изгнании сотен тысяч азербайджанцев с мест постоянного проживания в самой Армении в начале конфликта (и как тут не вспомнить басню И.Крылова «Зеркало и обезьяна»).
Все это дает основание именно Азербайджану задействовать все возможные международные правовые механизмы для призвания к ответственности самой Армении. И официальный Баку должен приложить максимум усилий для того, чтобы доказать все совершенные на протяжении 30 лет конфликта военные преступления на своей территории, потребовать репарации не только за уничтожение и разрушение домов гражданского населения, объектов инфраструктуры, памятников культуры, массовые убийства и пленение мирных жителей, но и возмещения за нанесенный людям моральный ущерб.
Естественно, сами армянские власти, пытающиеся сейчас из-за опасений разгневать Кремль, переложить все «с больной головы на здоровую», прекрасно понимают всю ущербность выдвинутых ими обвинений против Азербайджана и попыток перенаправить необходимость присоединения к Римскому статуту на возможность выдвинуть обвинения против Баку. Но если даже Армения дойдет до МУС, и он вынесет решение против Азербайджана, Баку займет позицию о непризнании юрисдикции суда на своей территории и никаких решений исполнять не будет. Так что, последствий для Азербайджана ждать не придется.
Что же касается Путина, хотя Международный суд, как инфраструктура, преследующая нарушителей базовых международных правовых норм без учета иммунитета руководителей государств, не выводит российского лидера из-под его действия, армянские правоохранительные органы вряд ли решатся арестовать Путина в случае его визита в Армению, да и он уже не поедет в эту южно-кавказскою республику, бросившую ему вызов. Это решение армянских властей лишь наносит имиджевый удар по Москве, к чему ей, однако, не привыкать…
Специально для Vesti.az Мира Гасанова
Мира Гасанова
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ