Что даст Турции закрытие американских баз? - ВОЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЕСТЬ, А ВОТ, ВРАГА НЕТ
Признаться, многие политические аналитики полагали, что резолюция по «армянскому геноциду» в Сенате не пройдет, т.е. республиканское большинство не допустит этого. Хотя анализ голосования в Палате представителей показал, что против Турции настроены не только оппозиционеры – демократы, но и правящая республиканская партия, почти все представители которой проголосовали за резолюцию «о геноциде армян», причем единогласно.
А за все эти дни те же аналитики по той же старой схеме и с помощью той же старой логики попытались выяснить уже совсем другое: а подпишет ли президент Дональд Трамп эту резолюцию?
Лично для нас этот вопрос с самого начала потерял свой смысл и превратился в пустую риторику: американский президент мог бы подписать или же не подписать этот «документ» - по большому счету это вряд ли что–то изменило бы.
Уже некоторые информационные источники сообщили, что президент США воспользовался своим правом вето. А так понятно, что если даже он теперь не подпишет этот «документ», когда-то подпишет его другой президент – ведь, вопрос об «армянском геноциде» давным-давно приобрел политические и геополитические оттенки, сильные мира сего давно используют «геноцидальную карту» как инструмент давления на самое развитое и суверенное мусульманское государство.
По этой причине, более трезвые аналитики с первых же дней процесса стараются вычислить возможные сдвиги в американо-турецких отношениях.
Скажем, что турецкий политический истеблишмент выступал и продолжает выступать с самыми резкими заявлениями, и это вполне понятно: ведь, надо вернуть к здравому смыслу американских коллег.
Из всего сказанного турецкими политиками и дипломатами наибольший интерес представляют, конечно, заявления о возможном закрытии американских баз на территории Турции. Но сразу заметим: нам кажется, что, скорее всего до этого дело не дойдет.
Во-первых, резолюция по «армянскому геноциду», еще не конец света, т.к. она никакую реальную юридическую силу не имеет. Ведь никакого суда или трибунала, или же следствия не было. В свое время, и другие страны также принимали схожие резолюции, но официальная Анкара с ними неплохо ладит.
Например, российская Государственная Дума еще в 1994 году признала «армянский геноцид» - вроде, ничего страшного не произошло, теперь отношения двух стран находятся на весьма высоком уровне.
И другие государства, например, Франция и Германия также на самых различных уровнях выразили солидарность с армянами, но Турция и с ними неплохо ладит. Значит, и с Соединенными Штатами, как говорится, не все потеряно.
Во-вторых, если Анкара даже закроет эти базы, опять же ничего сверхъестественного не произойдет, чувствуется, что американцы также готовы к такому обороту событий.
Главным является то, что в Турции на этот раз не слышны призывы о выходе страны из НАТО.
Отметим, что в последнее время Генеральный секретарь НАТО выступал с весьма про-турецкими заявлениями, особенно, в преддверии последнего юбилейного лондонского саммита Альянса. Но и тут есть интересные нюансы.
В бывшей архитектуре безопасности западных стран, которая строилась согласна требованиям «холодной войны», с каждым годом происходит заметная «трещина» - саммиты НАТО в большей степени начинают напоминать настоящую «говорильню», где озвучиваются не какие -то хорошо обдуманные и вычисленные призывы, а взаимные обвинения. Еще раз заметим, что вся военная инфраструктура НАТО в свое время строилась по вызовам первой «холодной войны».
Теперь выясняется, что военная инфраструктура и сеть есть, а вот, врага нет или же есть сомнения по поводу него: это тот ли враг?..
Поэтому неслучайно, что фактически на лондонском саммите новым врагом был объявлен Китай, военный бюджет которого уже сравним с бюджетом США.
Хотя логично было бы прежде, чем объявлять Пекин врагом, пригласить его к сотрудничеству с НАТО – ведь, понятно, что давление на Китай заставит его идти на более тесный союз с Россией, а это вряд ли в интересах Североатлантического Блока или США.
Что касается России, тут позиции расходятся. Одни утверждают, что Россия в отличие от СССР не является носителем альтернативной идеологии и вызовов, вдобавок, по своему военно-экономическому потенциалу может рассчитывать лишь на роль регионального государства: только военный бюджет США в несколько раз больше государственного бюджета России, а военный бюджет НАТО в десятки раз больше соответствующего бюджета России.
Некоторые же политики и дипломаты полагают, что угроза России еще долго сохранится и объясняют это тем, что она еще не является полностью демократической и мирной страной – таковы в общих чертах контуры новейшей геополитической схемы.
Турцию в глазах политиков и дипломатов США приуменьшает еще такое обстоятельство, что у бывшего южного форпоста США и НАТО возникли соперники – Грузия и Украина предлагают Штатам и НАТО почти все Черное море. Между прочим, несколько раз появлялись новости о том, что США намерены свои турецкие базы перенести на территорию Грузии. Поэтому турецким политикам и дипломатам надо еще раз все взвесить и хорошенько подумать–хлопнуть дверью всегда можно, а вот, открывать двери…
Гусейнбала Салимов
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ
Ядерная дилемма Тегерана: к чему приведут колебания Ирана? - АНАЛИТИКА
Что несут миру Путин и Трамп: новый мировой порядок или глобальный хаос?.. - СИТУАЦИЯ
Политика подмены понятий, или Как отрабатывают деньги российские националисты - МНЕНИЕ-ВИДЕО
COP29 в Баку: Единый углеродный рынок стал реальностью - ОБЗОР