Азербайджану следует готовиться к использованию новых «зеленых» технологий - ВСЁ МЕНЯЕТСЯ?
После запуска Трансадриатического газопровода в конце 2020 года Азербайджан планирует развивать поставки голубого топлива из Каспийского бассейна в страны ЕС, но согласно «Европейскому зеленому курсу», использование природного газа должно сокращаться в пользу более чистых источников энергии. Введение уже в 2023 году трансграничного углеродного налога может существенно снизить рентабельность азербайджанского газа на рынках Евросоюза.
Строительство Трансадриатического газопровода длиной 878 км началось в мае 2016 года, после его запуска 31 декабря 2020 года природный газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз стал поступать как в Турцию, так и дальше – по Трансанатолийскому газопроводу в Италию, Грецию и Болгарию. В целом протяженность Южного газового коридора составляет 1800 км, и, как подчеркивалось в сообщении Министерства энергетики, «Азербайджан в течение 25 лет будет поставлять в Европу ежегодно более 10 млрд кубометров газа, из которых порядка 8 млрд кубометров будет получать Италия, суммарно 2 млрд кубометров – Греция и Болгария в равных долях , остальной объем будет экспортироваться на соседние страны». При этом пропускная способность газопровода позволяет увеличить его мощность до 20 млрд кубометров в год. В целом начало поставок топлива на европейский рынок «открывает новую страницу в развитии Азербайджана как газовой страны», говорилось в сообщении.
Но как согласуются эти планы по развитию экспорта газа с «Европейским зеленым курсом»? Представленная в декабре 2019 года Еврокомиссией амбициозная программа подразумевает масштабную трансформацию европейской экономики для достижения углеродной нейтральности («нулевых» выбросов парниковых газов) к 2050 году при повышении качества жизни и создании новых рабочих мест.
Как отметила председатель Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен, «Наша цель — стать к 2050 году первым климатически нейтральным континентом, замедляя темпы глобального потепления и минимизируя его последствия».
При этом «зеленая трансформация» модели потребления в странах Евросоюза должна стать конкурентным преимуществом на глобальном рынке, а развитие альтернативных источников энергии – значительно сократить зависимость стран Европы от поставок нефти и газа. В 2019 году Евросоюз импортировал энергоресурсов более чем на 320 млрд евро, последовательное внедрение принятого «Зеленого курса» неизбежно приведет к пересмотру внешнеполитического курса, что окажет негативное влияние на многих партнеров.
Даже всемирная пандемия COVID-19 не заставила страны Евросоюза свернуть с намеченного курса, более того, на саммите в декабре 2020 года было объявлено, что все 27 государств Содружества согласились уже к 2030 году повысить целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов на 55 % по сравнению с эталонным 1990 годом. Ранее эта цифра составляла 40%. Улучшение показателя было достигнуто благодаря тому, что «Европейский зеленый курс» стал неотъемлемым элементом плана восстановления экономики ЕС после глобальной пандемии COVID-19 на общую сумму в 1,8 трл евро.
В настоящее время энергетическая система Евросоюза, согласно данным, приведенным в статье «Геополитика Европейского зеленого курса» (журнал «Россия в глобальной политике»), на три четверти зависит от потребления ископаемых видов топлива: на первом месте находится нефть – 34,8%, за ней следует природный газ – 23,8% и уголь - 13,6%. Доля возобновляемых ресурсов растет каждый год, но пока их роль ограничена (13,9%) и почти равна атомной энергетике (12,6%). Но к 2050 году, если «Европейский зеленый курс» будет реализован, ситуация должна существенно поменяться – так, использование угля, самого «грязного» элемента энергетической системы, должно быть кардинально сокращено уже к 2030 году.
Основные изменения в потреблении нефти и природного газа, согласно планам Евросоюза, должны произойти с 2030 по 2050 годы – от нефти также планируется отказаться практически полностью, а доля природного газа должна сократиться лишь до 10% в энергетической системе ЕС.
Конечно подобные изменения должны произойти не одномоментно, но до 2030 года, согласно упомянутой статье, импорт угля в ЕС упадет на 71-77%, импорт нефти – на 23-25%, газа – на 13-19%. В промежутке между 2030 и 2050 годом, согласно опубликованным расчетам, импорт нефти упадет на 78-79%, а природного газа – на 58-67% по сравнению с 2015 годом.
«Европейский зеленый курс» предусматривает также введение трансграничного углеродного налога (Carbon Border Adjustment Mechanism) на импорт в страны ЕС, что неизбежно затронет и поставщиков газа. Пока механизм расчета этого налога, как и точные сроки его введения, не известны, в планах Евросоюза обозначен год принятия соответствующего решения – 2022 год, но сами выплаты могут быть отложены на 3 или 6 лет. Но по подсчетам аудиторской компании KPMG, при оптимистическом сценарии нагрузка для российских экспортеров до 2030 года составит 6 млрд евро, при этом больше других пострадают как раз поставщики газа, а также никеля и меди, поскольку углеродоемкость их продукции значительно выше установленных рамок. При пессимистическом сценарии, если трансграничный налог будет введен уже с 2023 года и будет распространяться не только на прямые, но и на косвенные выбросы СО2, для российских экспортеров его размеры превысят 50 млрд евро до 2030 года.
В России уже несколько лет деловые круги обсуждают возможные шаги по снижению нагрузки от трансграничного углеродного налога, а также принят план мероприятий по развитию водородной энергетики, которая отвечает запросам ЕС по выбросам углеродов. Для транспортировки водорода могут быть использованы имеющиеся газопроводы, и уже к 2024 году Россия планирует реализовать ряд пилотных проектов по генерации водорода различной степени экологичности. Азербайджану также следует готовиться к использованию новых «зеленых» технологий, и возможно начать следует с опыта северного соседа.
Обсудить вызовы и возможности, которые открывает перед странами-экспортерами ресурсов возрастающее внимание к проблемам экологии, а также внедрение новых, альтернативных источников энергии можно на Восточном экономическом форуме, который пройдет с 2 по 4 сентября во Владивостоке. Вопросы устойчивого развития, защиты природы и климата легли в основу блока «Общая ответственность в изменяющемся мире». Так же в программе саммита предусмотрена сессия «Безуглеродная энергетика. Будущее горючих топлив», в которой планируют участвовать представители лидирующих энергетических концернов Европы и Америки.
Самир Мусаоглу
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Российский аналитик: Баку и Ереван в ожидании позиции Трампа по Южному Кавказу – ИНТЕРВЬЮ
Путь Байдена или борьба до конца: Шольц на грани политического краха - МНЕНИЕ
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ