Политический переворот в Ливане: «Хезболла» теряет позиции – ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Политический переворот в Ливане: «Хезболла» теряет позиции – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
17 февраля 2025
# 14:15

Ливанские власти отказались принимать иранский самолет, который, по данным израильской армии, перевозил крупную сумму наличных для финансирования «Хезболлы». Это решение стало очередным шагом в попытках местных политиков ослабить влияние группировки и вытеснить ее с политической сцены.

Самолет вылетел из Тегерана и на борту находились ливанские пассажиры. Однако Бейрут запретил его посадку в международном аэропорту после предупреждения израильской армии (ЦАХАЛ). Израильские военные считают, что борт доставлял деньги для «Хезболлы» – организации, с которой Израиль находится в состоянии войны, несмотря на ранее заключенное соглашение о прекращении огня в Южном Ливане.

ЦАХАЛ строго следует соглашению о прекращении огня и передает информацию ливанским властям, чтобы пресечь попытки переброски денег «Хезболле», сообщили израильские военные. Они предупредили, что данный самолет не следует принимать в Бейруте, и местные власти согласились. В ответ сторонники проиранской шиитской партии «Хезболла» перекрыли дороги в районе аэропорта, протестуя против решения властей. Это уже не первый иранский борт, который Израиль заставил развернуться.

Министр транспорта Ливана Али Хамиех заявил ливанской газете «Ан-Нахар», что ЦАХАЛ перехватил радиочастоту диспетчерской вышки международного аэропорта и предупредил, что атакует аэропорт, если там приземлится иранский гражданский самолет, направляющийся в Ливан. Министр сообщил также, что он быстро вмешался и запретил посадку самолета.

Ливанские СМИ назвали эти события «ирангейтом», по аналогии со знаменитым скандалом, разразившемся в США в 1980-е гг., когда Вашингтон тайно снабжал иранский режим оружием.

Повторяющиеся инциденты, в ходе которых Израиль берет контроль над воздушным пространством Ливана, являются сигналами о глубоких переменах, которые происходят в стране. Если выразить их одной короткой фразой, речь идет об ослаблении или даже закате влияния «Хезболлы».

Совсем еще недавно группировка фактически контролировала Ливан. Популярность «Хезболлы» не была велика - всего лишь 13 мест в парламенте из 128. Центральным звеном ее влияния стали самые мощные вооруженные формирования в Ливане. Хотя вряд ли Мао Цзедун был прав, говоря, что власть вытекает из дула винтовки, пример Ливана говорит о том, что львиная ее доля появляется именно оттуда.

Ливанская армия сравнительно слаба и расколота межэтническими противоречиями.  От 20 до 30 тысяч бойцов «Хезболлы» (при сопоставимом по численности резерве) располагали еще недавно первоклассными партизанскими  соединениями, заточенными под борьбу с ЦАХАЛом, ракетной артиллерией, нацеленной на Израиль, силами спецназа Радван - элитными подразделениями, способными глубоко проникать на территорию противника, а также значительными  бронетанковыми и пехотными силами, оснащенными российскими Т-80,  прошедшими закалку в гражданской войне в Сирии, где они сражались на стороне режима президента Башара Асада.

Кроме военного превосходства, «Хезболла» установила контроль над Главным управлением общей безопасности (ГУОБ),  спецслужбой, которая является штабом всех ливанских силовиков, а ее руководитель, Аббас Ибрагим был близким другом одного из руководителей «Хезболлы», Вафика Сафы. Альянс с другой шиитской партией Амаль, с крупнейшей (до недавнего времени) христианской партией - Свободное патриотическое движение (СПД) и еще с несколькими мелкими группами, позволял «Хезболле» создавать парламентские коалиции, имеющие большинство или, по крайней мере, блокирующий пакет голосов.

Все вместе помогло тому, что в руки партии перешел контрольный пакет власти в Ливане, превратив эту страну в часть большой иранской коалиции – «Оси сопротивления». В нее также входили Ирак и Сирия, образуя вместе с теократией в Тегеране "шиитский полумесяц" - огромный коридор от иранских границ с Афганистаном до Средиземного моря.

Экономически «Хезболла» также укреплялась. Она вязла в свои руки контрабандную торговлю, курировала сообщение с Сирией, Ираном и Ираком, занималась производством наркотиков, а также подмяла под себя всю систему обмена валюты на улицах ливанских городов. И это помимо международной торговли («Хезболла» располагает обширными связями с бизнесом в ливанской диаспоре) и ежегодной помощи от Ирана на сумму от 300 млн до 1 млрд долларов.  Владея строительными компаниями, супермаркетами, курируя сети обмена валютой, нелегальной торговли и, одновременно, будучи наркокартелем, группа превратилась в транснациональную корпорацию.

Многое изменилось после многофронтовой войны, которую проиранская коалиция, включавшая «Хезболлу», вела в последний год с Израилем. Правда, партизаны организации смогли остановить продвижение израильской армии в Южном Ливане. Сказалось их мастерство, плюс идеальный для партизан рельеф местности - холмы и невысокие горы, покрытые лесами, где части ЦАХАЛа стали мишенями для засад. Особенно серьезные потери нанесли им иранские управляемые ракеты ALMAS.

Но в этой войне «Хезболла» понесла тяжелые потери - погибло все ее военное и политическое руководство, включая генерального секретаря и бессменного лидера организации - Хасана Насруллу. Кроме того, ЦАХАЛ сумел убить и искалечить множество боевиков в результате бомбежек и знаменитой пейджерной атаки. Возможно, «Хезболла» потеряла убитыми и ранеными до трети своего состава и почти все высшее командование.

Но самый главный удар был нанесен в Сирии. Стремительное наступления в ноябре-декабре 2024 года протурецкой группировки сирийской оппозиции ХТШ привело к падению режима Асада и   разрушению шиитского полумесяца, утратившего центральное звено. Ослабленная израильскими ударами «Хезболла», бывшая главной опорой Асада, не смогла остановить повстанцев. В свою очередь падение проиранской Сирии привело к новому куда более страшному ослаблению для группировки, которая лишилась сухопутной связи с Ираном. Откуда теперь организация будет получать танки, беспилотники, боеприпасы?

Остаются два пути - по морю и по воздуху. Как видим, Израиль смог перекрыть воздушное сообщение «Хезболлы» с Ираном. Возвращаясь к инциденту с самолетом - он может иметь стратегическое значение, и на то имеется несколько причин.

Во-первых, Израиль продолжает обрезать коммуникации между Ираном и «Хезболлой». Во-вторых, другие фракции в Ливане, видя ослабление организации, хотели бы добиться ее разоружения и вытеснить группировку с политической сцены Ливана. Одни хищники пожирают других, и горе слабым.

В руководстве страны происходят перестановки. Новое правительство Ливана, после ослабления «Хезболлы», возглавили люди, ориентированные на сотрудничество с США и Саудовской Аравией: Президент Жозеф Аун (генерал ВС Ливана, связанный с христианской общиной) и премьер-министр Салам Нафаз (мусульманин-суннит). Оба не связаны с конкретными партиями, и оба пользуются поддержкой международного сообщества, точнее Запада. Их люди возглавят в новом правительстве силовые структуры, МВД и Минобороны. Не ясно, что будет с ГУОБ. Из 24-х - десять министров представляют этих лидеров.

Кроме того, представители крайне враждебной «Хезболле» христианской партии Ливанские силы (обладатели крупнейшей фракции в парламенте страны), получат пять ведомств, включая МИД. Причем, ЛС возглавляют влиятельный блок, выступающий, наряду с президентом и премьер-министром, за скорейшее разоружение Хезболлы. 

В руках «Хезболлы» и союзной ей шиитской партии Амаль остаются четыре министерства, включая Минфин и Минздрав (причем последний является одним из самых богатых ведомств). Таким образом, группировка сохранит влияние в правительстве, контролируя финансовые потоки. Тем не менее, «Хезболла» не получит контроль над силовыми структурами. Кроме того, ее союзник, СПД, остался в оппозиции и члены этой фракции заявляют о разрыве с Хезболлой.  

Новые руководители Ливана заинтересованы в действиях Израиля, который работает над дальнейшим ослаблением «Хезболлы», перекрывая ее воздушные коммуникации с Ираном.

Ливанское издание L'Orient Le Jour отмечает, что «за «ирангейтом» скрывается возможность или невозможность возникновения «нового Ливана» в тени американо-иранского противостояния. Это противостояние само по себе не ново и на протяжении двух десятилетий определяло баланс сил в Стране Кедров. Но его природа изменилась. Речь идет уже не об ограничении иранского влияния в Ливане, а о его уничтожении. Эпоха того, что в некотором смысле можно было бы назвать иранской опекой, закончилась. Наступает эпоха того, что в некотором смысле можно назвать американо-израильской опекой».

Но не выдают ли противники «Хезболлы» желаемое за действительное? Несмотря на большие потери, организация сохранила преобладающую часть своих бойцов и вооружений.  Хотя в Ливане поддержка «Хезболлы» не велика даже среди шиитской общины, партия сохраняет свой бизнес и возможность платить зарплату своим военным и сотрудникам, а это, вместе с членами их семей, возможно, несколько сотен тысяч ливанцев. Ханин Гадар, один из самых известных в мире специалистов по Ливану и «Хезболле», указывает на то, что группировка может прибегнуть к террору и убийствам видных политиков, с тем чтобы запугать и подчинить себе остальных, как она это делала прежде. А ливанские Вооруженные силы по-прежнему представляют собой жалкое зрелище.

Так что будущее Ливана до сих пор остается туманным. «Хезболла» и ее иранские покровители имеют важное преимущество, которое иногда называют «стратегическим терпением». На Востоке умеют ждать, чтобы затем в нужный момент нанести внезапный удар.

# 2910
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА