COP29 в Баку: Единый углеродный рынок стал реальностью - ОБЗОР
Проходящая в нашей стране 29-ая сессии конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) справедливо считается самой ответственной.
Стороны обсуждают в Баку наиболее важную финансовую сторону борьбы с изменением климата и уже добились прогресса по самому спорному подпункту статьи Парижского соглашения. На языке COP, статья 6,4 предусматривает торговлю квотами на выбросы углерода через единый рынок, контролируемый ООН.
Про успешное завершение первого дня переговоров заявил накануне министр экономики Микаил Джаббаров:
«Думаю, что у нас уже есть первые положительные результаты по статье 6.4. Более десяти лет не удавалось найти общее решение. И в первый день работы COP в Баку страны договорились о едином механизме. Это свидетельствует о том, что мы можем достичь задуманного, когда объединяем усилия», - сообщил глава ведомства.
На данный момент участникам конференции удалось согласовать стандарты единого углеродного рынка, сообщил о результатах недавних переговоров Исполнительный секретарь РКИК ООН Саймон Стил. По его свидетельству, под эгидой ООН делегаты договорились о строгих стандартах централизованного углеродного рынка. Многое в этом русле еще предстоит сделать, отметил он, однако достигнутые подвижки – это хорошее начало, демонстрирующее результат десятилетней работы в рамках упомянутого процесса:
«Когда эти углеродные рынки заработают, они помогут странам быстрее и по более дешевой схеме реализовывать свои климатические планы, сокращая выбросы».
Мировые СМИ и эксперты ожидаемо откликнулись на достигнутые в Баку результаты.
По данным Financial Times, нынешний успех позволит участникам конвенции запустить многомиллиардные рынки «углеродных кредитов», подконтрольные ООН. Со ссылкой на участников переговоров Reuters информирует, что результаты первого дня COP 29 означают запуск глобального рынка сертификатов, что может произойти уже в следующем году. Таким образом, наиболее активные по части загрязнения планеты страны смогут компенсировать свои токсичные выбросы, покупая углеродные кредиты у тех государств, которые сократили количество вредных выбросов в атмосферу сверх установленной нормы.
Говоря по сути, речь идет о самом сложном комплексе вопросов мирового углеродного рынка, не нашедших своего решения за прошедшие с Парижской конференции десять лет. Измеряемая углеродными единицами продукция или услуга считается товаром на углеродном рынке. Соответственно, все это предусматривает особый механизм торговли квотами на выбросы углерода, разработанный еще в рамках Киотского протокола. При этом подходе устанавливается верхняя планка допустимых токсичных выбросов в атмосферу в виде платных или бесплатных квот, выделяемых предприятиям. Соответственно, компании могут использовать эту квоту, а если образуются излишки, их можно продать другим игрокам рынка.
Прогресс в этом русле – важное свидетельство серьезных результатов, достигаемых на COP29 по наиболее спорным пунктам Парижского соглашения. Одними из самых сложных общепризнаны три механизма, стимулирующих сокращение выбросов парниковых газов. К ним относят торговлю результатами сокращения выбросов, реализацию климатических проектов и так называемые нерыночные подходы. По словам президента COP-29 Мухтара Бабаева, статья 6 Парижского соглашения о климате стала предметом многочисленных переговоров предыдущих COP и нынешней сессии в Баку. Ранее в преддверии саммита он заявлял, что «до сих пор правила применения статьи 6 в подпунктах 6.2 и 6.4 не согласованы, а по статье 6.8 уже есть готовый документ».
Среди сохраняющихся противоречий в позициях стран-участниц переговорного процесса по подпунктам 6.2 и 6.4 отмечался риск двойного учета результатов проектной деятельности в отношении выбросов парниковых газов и ряд нюансов переноса или продажи неиспользованных квот. Детали нового механизма пока не приводятся. Однако известно, что правила ООН для рынка углеродных кредитов удалось принять после 20-часовых переговоров. «Эта договоренность касается статьи 6.4 Парижского соглашения, которая, как мы все знаем, обсуждалась много лет», - сообщил министр иностранных дел Джейхун Байрамов, выступая перед журналистами.
Мир ждет от саммита в нашей стране еще одно важное решение – оно касается выработки новой коллективной количественной цели в области климатического финансирования. Делегаты уже сошлись во мнении, что утвержденных в Париже 100 млрд долларов недостаточно для удержания потепления на уровне 1,5 градуса к 2030 году. Но проблема этого соглашения заключается не только в недостаточности коллективной цели климатического финансирования. Вышло так, что даже принятую сумму развитые государства не выделяли в должной мере из-за различных нюансов и неточностей, представляющих собой подводные камни на пути к выполнению.
На этом фоне звучат заявления о необходимости кратного повышения новой коллективной финансовой цели по климату. Например, старший советник президента США по международной климатической политике Джон Подеста призвал страны увеличить свои финансовые взносы на борьбу с изменением климата на прошедшем в среду пленарном заседании. Глава американской делегации заявил о критической необходимости в усилении финансовой поддержки, особенно для развивающихся стран, борющихся с серьезными последствиями изменения климата.
Одна из важных задач на конференции — стимулировать страны принимать более амбициозные планы по сокращению выбросов. Сейчас стороны как раз пересматривают так называемые «определяемые на национальном уровне вклады» (ОНУВ) в сторону их усиления. Этот процесс должен завершиться в 2025 году.
В ожидании климатического саммита председательство COP29 активно работало над обновленным Национальным целевым вкладом (NDCs) Азербайджана. Баку также призвал страны представить обновленные национально определяемые вклады в рамках ускорения глобальных действий в борьбе с изменением климата. Так что на COP29 стороны поощряются к повышению своих целей по сокращению выбросов парниковых газов. А это важный шаг для согласования глобальных усилий с целями по ограничению повышения температуры. Для сравнения, текущая политика без ОНУВ ведет к росту температуры земли на 3,3 градуса. А потому - ставка на национальные планы в ключе нынешних обсуждений.
Национальный кредитно-финансовый сектор уже готовится выделить 2 млрд манатов на устойчивые проекты до 2030 года. По свидетельству Президента Ассоциации банков Азербайджана Закира Нуриева, эти средства поддержат ответственное финансирование для перехода нашей страны к низкоуглеродной и устойчивой экономике. В преддверии бакинской конференции национальная банковская сфера обнаружила серьезный всплеск «зеленой» активности. Центробанк АР инициировал разработку таксономии «зеленого» финансирования, готово руководство по управлению климатическими рисками.
Теперь главная задача инновационного решения заключается во внедрении ESG-стандартов в государственном и частном секторах. По утверждению президента COP29, министра экологии и природных ресурсов Мухтара Бабаева, эти руководящие принципы поддерживают интеграцию экологических, социальных и управленческих факторов в разработанные Центробанком стратегии. Поскольку в сложившейся ситуации банковская система находится в уникальном положении, позволяющем ей стимулировать глобальный энергетический переход и климатические проекты.
Эмма Рзаева
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ
Ядерная дилемма Тегерана: к чему приведут колебания Ирана? - АНАЛИТИКА
Что несут миру Путин и Трамп: новый мировой порядок или глобальный хаос?.. - СИТУАЦИЯ
Политика подмены понятий, или Как отрабатывают деньги российские националисты - МНЕНИЕ-ВИДЕО
«Стратегическое соглашение на века» Пашиняна - банальная профанация – ПОЗИЦИЯ