15 манат за Девичью башню, 50 гяпиков за качающийся мост – ОСОБЕННОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ТУРИЗМА
Нет, мы не будем возвращаться к обсуждению коллективной драки в центре отдыха Relax, где в принадлежащем сыну депутата «объекте» его люди избили и прогнали полицейских и налоговиков. С ними разберется государство, вмешался суд Лерика, и надеемся, что поблажек за депутатские корочки не будет.
В этой статье расскажем об особенностях азербайджанского туризма. Ни для кого не секрет, что в последнее время сфера туризма в Азербайджане успешно развивается. Об этом можно судить хотя бы по числу иностранцев, которых можно встретить чуть ли не на каждом шагу, особенно в центре города, в районе площади Фонтанов, на улице Торговая.
Естественно, приток туристов означает дополнительные средства в государственный бюджет, что в конечно счете сказывается на материальном благополучии населения. Однако, как известно, в любой сфере, в любой деятельности благие начинания неизменно сопряжены с издержками. На некоторых таких недостатках мы и хотим акцентировать внимание.
В сети youtube есть видеоролик, снятый в Баку одним из многочисленных российских туристов. Ролик снят этим летом, то есть «свежий». Молодая семья беспрестанно восторгается видами и комфортом в Баку, точнее той его части, где обычно бывают туристы.
Но без капли дегтя — никак. Подойдя к Девичьей башне с горячим желанием подняться по ее внутренним таинственным ходам вверх, чтобы обозреть Баку с высоты древнего строения, гости из Нижнего Новгорода с огорчением узнают из таблички, что плата за вход для иностранцев 15 манат, для граждан АР — 2 маната. С иностранных детей — тоже 2 маната.
Новгородские родители решили отправить в путешествие по каменным ступенькам детей, а смотреть башню изнутри будут на видеозаписи, которую снимут девочки. В итоге — разочарование, немного обиды, непонимание дискриминации «на своих» и «чужих», и упущенная администрацией «Ичери Шехер» денежная выгода.
Разве экономисты историко-архитектурного комплекса не знают о том, что повышение цены любого товара и услуги сверх определенной планки приводит не к выгоде, а ее утере? За 15 манат в Баку тому же туристу можно хорошо пообедать. Много ли найдется иностранцев, которые согласятся платить в 7,5 раз больше, чем местный житель? И зачем? Подошвы обуви иностранцев больше стирают поверхность исторических ступенек?
Из столицы особенности нашего турбизнеса распространяется в провинцию. Трудно найти ресторан или местную историческую достопримечательность, чтобы между автомобилями туристов не крутились стихийные организаторы порядка на парковке. Ни документов о праве работать парковщиком, ни подтвержденного властной печатью распоряжения на табличке туристы не увидят — только хамоватого подростка, требующего манат. Расчет вымогателей на то, что туристы наши законы не знают, спорить и конфликтовать, конечно, не станут. Манат этот паренек получит, но есть уверенность в том, что второй раз этот иностранец в нашу страну не приедет и друзей отсоветует.
В Исмаиллинском районе есть село Зарнава, пройти в которое можно по висячему качающемуся канатному мостику. Этот мостик сам по себе достопримечательность, необычность, аттракцион и проверка личного мужества. С местных жителей деньги не берут, а любой турист, неважно с каким гражданством, должен заплатить 50 гяпик.
Туристы видят вывеску о том, что плата собирается муниципалитетом и больше одного человека на мост заходить нельзя. Возражений нет, все вроде законно и ясно, что для ухода за мостом и обеспечения безопасности его использования муниципалитет должен взимать плату. 50 гяпик — цена божеская, столько же стоит бутылка воды.
Но почему, раз уж муниципалитет Зарнава собирает деньги, там грязно, внизу мусорная куча, причем рядом с родником? Почему не выдают билеты, территория не облагорожена?
Есть ведь в Азербайджане туристические объекты, в которых уровень услуг и облагороженность территории не хуже, чем в аналогичных центрах Швейцарии. Пример — канатная дорога «Туфандаг» в Габала.
В Зыхе, рядом с Баку, есть соленое озеро. Просто озеро, таких, соленых, на Апшероне немало. Но зыхское закрыто для бесплатного посещения, кто-то там устроившийся взимает с человека по 50 гяпик. В блоге Гамида Гамидова читательница Бали Бахшиева сообщает о том, что такое там происходит годами. В чей карман текут деньги, платят ли с этих доходов налоги?
А может, кто-то видел налоговую декларацию другого туристического и одновременно религиозного объекта с миллионными доходами — пира «Бешбармаг»?
Вполне понятно, что на общей картине туризма в Азербайджане эти негативные моменты особо не сказываются. Но, согласитесь, что неприятный осадок остается. При тяге некоторых несознательных граждан, которые свои меркантильные интересы ставят выше государственных, «делать деньги» не работая и не напрягая фантазию, своих Остапов Бендеров, берущих плату за «Провал» чтобы не проваливался, более чем достаточно. А ведь так не хочется, чтобы из-за отдельных индивидуумов, судили обо всех нас…
Кямал Али
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ
Ядерная дилемма Тегерана: к чему приведут колебания Ирана? - АНАЛИТИКА
Что несут миру Путин и Трамп: новый мировой порядок или глобальный хаос?.. - СИТУАЦИЯ
Политика подмены понятий, или Как отрабатывают деньги российские националисты - МНЕНИЕ-ВИДЕО
COP29 в Баку: Единый углеродный рынок стал реальностью - ОБЗОР